В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.15:1-11) и Евангельского (Мф.19:16—26) чтений в двенадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Флора и Лавра, иконы Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), пророка Самуила, священномученика Иринея Лионского.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья!
В эфире — наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели.
В студии — Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
О. Стахий
— Добрый вечер!
М. Борисова
— И, с его помощью, мы постараемся разобраться в том, что ждёт нас завтра, в 12 воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе.
Как всегда, по традиции, попробуем разобраться в смысле наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из Апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной Литургией.
Мы услышим отрывок из 1 Послания апостола Павла к Коринфянам, из 15 главы, стихи 1-11.
И сразу... как только начинается этот отрывок, сразу начинаются вопросы.
Апостол пишет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали».
Столько условий ставит апостол, что не знаешь, какое к себе применить! Что он имеет в виду?
О. Стахий
— Конечно, для большинства нашей богоспасаемой державы населения, важен наиболее... такой... пограничный уровень толкования. Это — то, что ты, вроде, Евангелие принял... тебе русский крещёный человек скажет: «Я — за веру... за Родину — да... я — православный... дед у меня был православный... пусть, может, коммунистом был, но, всё равно — православным коммунистом... — и так далее, — и даже до Крещения Руси мои пращуры — они были православными язычниками!» — то есть, всё бы это было хорошо, если бы за некоторым самоназванием, за некоторой самоидентификацией — это тоже очень важно, когда человек не говорит: «Ой... ну, я не знаю... я не очень-то верующий...» — а, правда, себя твёрдо определяет: «Я иду за Христом, я стою в православной вере, я следую за Ним», — вроде, человек убеждён... вроде, он сам себя утвердил...
Но, если мы посмотрим дальше слова апостола Павла, который себя принижает, говорит: «Я, вот, такой... был гонитель... негодный...» — а, при этом, показывает, насколько велик Сам Христос, то, вот, очень важна убеждённость и утверждённость не в себе, а во Христе.
Если мы посмотрим, есть множество, например, аскетических практик, которые использует Православная Церковь: пост, молитва, сосредоточение ( по латыни это слово более известно, как «медитация») — ну, то есть, ты взял, отвлёкся от всего, и сосредоточился на том, что внутри. Но если всё это будет ради себя: «Вот, я пощусь, и у меня здоровый обмен веществ начался... у меня фигура лучше стала...» Или я взял — медитирую, сосредоточился, но... просто, вот, на некотором небытии... там... на каком-то «ом-бом», то это, конечно, некий тупик. Потому, что нужно быть утверждённым, сосредоточенным на Христе, на Спасителе нашем.
Без Него — то, что ты взял, вроде, Евангелие на полочку поставил, иконки — повесил... там... на приборной доске в колеснице, если у тебя частный автомобиль есть... дома тоже — в важных местах... Когда приходишь освящать квартиру: «Ой, батюшка... а куда — какую иконку... а здесь — какую повесить?...» — всё, вроде, надо сделать правильно. То есть, вот, всю свою жизнь, формально, вроде, во Христе утверждаешь. Но если ты ко Христу не стремишься, не принимаешь участие... не причащаешься Святых Христовых Тайн — да, в конце концов, то тут уже... апостол Павел говорит так: вера может быть тщетна.
Ты придёшь на Страшный Суд, и говоришь: «Господи, вот он — я, христианин!» — а Господь говорит: «Не знаю тебя! Я тебя звал на Свой Брачный пир, я тебя звал на Божественную Евхаристию, а где ты был?»
Конечно, тут... поскольку слова Священного Писания — они универсальны и для каждого человека важны, то тут нельзя сказать: «Ой... ну, вот... часть слушателей радиостанции ВЕРА обязательно завтра пойдут в храм, чтоб причаститься Святых Христовых Тайн, и скажут: «Ой, спасибо, батюшка — объяснил, кого надо поругать, а мы — такие молодцы, засыпаем спокойно...» — нет. Засыпать, конечно, спокойно можно, но — с надеждой на собственное исправление. Потому, что, тоже, если ты утвердился в том, что «я теперь регулярно исповедуюсь, я регулярно причащаюсь, и, вроде, я, такой, правильный христианин», а забудешь жить по-христиански, жить по Евангелию, жить по заповедям Божиим, которые через апостолов, в том числе, через апостола Павла нам Господь возвестил, то сам, вот, твой привычный круг участия в Таинствах Церкви тебя к Богу, как это ни парадоксально, не приблизит.
Поэтому, надо помнить и о Евангелии, и о Таинствах Церкви.
М. Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, из 19 главы, стихи 16-26. Я думаю, что этот отрывок большинству наших радиослушателей очень хорошо известен — потому, что он очень часто используется в качестве примера, на него сказано очень много поучительных слов и проповедей... это отрывок, где юноша подходит ко Христу с вопросом: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И, прежде всего, получает ответ Спасителя: «Соблюди заповеди...» — на что отвечает, что он их соблюдал, сколько себя помнит. И дальше — находится камень преткновения.
Когда юноша говорит: «Всё это сохранил я от юности моея. Чего ещё мне недостаёт?» — Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим. И будешь иметь сокровище на Небесах. И приходи, и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому, что у него было большое имение.
Как правило, самое первое, и, в общем-то, вполне верное толкование, которое мы слышим, это — то, что, собственно говоря, и в конце этого отрывка говорится впрямую: удобнее верблюду войти сквозь Игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Но, что имеется в виду под богатством? Только ли богатство материальное? И, вообще — о чём речь? Ведь, на самом деле, Спаситель говорит: «Если хочешь быть совершенным...» — Он не умаляет достоинств юноши, который соблюдал заповеди. Это не значит, что человек, соблюдающий заповеди, ни на что не годен, и в Царство Божие его не пустят. В чём тут коллизия?
О. Стахий
— Господь любит этого юношу... то есть... сказано: «Господь возлюбил этого юношу...»... то есть... а «возлюбил Господь» — не то, что у Него есть любимчики, а, значит, было за что. И то, что юноша те или иные заповеди соблюдал, и, например, будучи богатым человеком, он не впал в болезнь «золотой молодёжи» — то есть, не прожигал жизни, очевидно, а старался жизнь благочестиво — это уже достижение.
Но, тем не менее, люди спотыкаются, вот, об этот самый первый смысл — про богатство. Буквальный первый смысл любого слова, любой истории евангельской, и даже любой притчи — конечно, он тоже очень важен. И про богатство тоже речь. С богатством — тяжелее, как, в принципе, тяжелее с любым другим талантом, данным Господом. Вот, Господь, когда даёт притчу о талантах — там может быть и о богатстве, там могут быть и способности, там может быть и то, в какой период истории мировой ты родился — в разгар Великой Отечественной войны, или в спокойные, сытые годы, когда, там, нефть дорога. То есть, разница — тоже есть. Господь даёт разные условия стартовые, даёт разные условия по ходу жизни, но и спрос — тоже разный, соответственно. В том числе, спрос с богатого будет больше, чем с бедного человека, при равных прочих.
Однако, надо помнить, что Господь — Он не даёт... вот... просто... какие-то, такие, лозунги для всех. Господь любит каждого из нас отдельно, особо. Как, вот, отец, у которого множество детей — не то, что он заботится о детях «вообще», да? А он каждого ребёнка любит по отдельности. Эта любовь — она, к каждому другому, непохожа на любовь к предыдущему ребёнку.
Вот, точно так же, и Господь, поэтому, показывает нам некоторые направления — что, когда мы к Нему приходим... и мы приходим, слушая Его заповеди, и радуется наше сердце — тому, что у нас что-то получается хорошо соблюдать... но, только, приходит лукавый и говорит: «Ой, ты такой молодец! Я тебя так боюсь... ты и здесь преуспел... и тут ты — такой подвижник... и тут ты — такой молитвенник... а тут — ты такой стойкий к таким страстям! Ой, боюсь, боюсь...» — и, для того, чтоб нас усыпить, и мы бы гордились, а он бы... зачем ему ломиться, при штурме замка нашей души, в главную башню, которая, там, из гранита сложена, если сзади у нас, где-то, там, какая-то часть стены — уже давно... камни заменила солома... всё мхом поросло... и там — тронь, и рассыпется?
И, точно так же, для того, чтобы потерять возможность приблизиться ко Христу и наследовать Царствие Небесное, достаточно, вот, этой одной слабины, одного слабого места. Как, мы вспоминаем, как стрела летит, и Ахиллес — вот, в пяту сражён! Вот, эта «ахиллесова пята» — это вошло в европейскую культуру понятие. А христианская культура — она тоже на базе, вот, этой древней античной и европейской культуры. Тоже, вот, эта идея, как раз — что для того, чтобы погибнуть, достаточно, увы, одного греха.
И я, как священник, тоже... вот, глядишь, и тоже — человек замечательный! Вот, он во всём — хорош. А, раз — и... начинает, там... разваливать семью. То есть... ну, прям... замечательный человек... и думаешь: «Как же лукавый подрубил...» — а, вот, нашёл дырочку.
Или, человек берёт — и, в принципе, всегда всем помогает... а где-то — очень жестокий. И думаешь: «Как это, вот, тот человек, который готов всем помочь... а здесь он, просто, вот... ну...» — не ожидаешь от него, просто, такой, вот, жестокости, жёсткости... такой чёрствости сердца. Как же это умещается? Так, просто, одна сторона, вот — мягкая, такая, размягчённая светом любви Христовой, а другая — жёсткая. И это — в каждом уживается.
И — чего говорить о других людях? Каждый в себя заглянет — и увидит, что... вот, собственно, мы и несём свой списочек на исповедь... всё время в очереди отстаиваем... но мы, к сожалению, не понимаем, что нам надо это исправлять. Мы думаем: «Ой, Господи... вот, у меня есть слабое место в моей духовной жизни... вот, этот список, который я зачитаю на исповеди... можно, он, как бы, останется? А я — буду с Тобой! Я уже — почти совершенный! А я сейчас ещё сдам отчёт, вот, на исповеди, подойду очередной раз, скажу: обижался, раздражался... там... осуждал... ещё что-то... Ну, как бы... можно, я на следующей неделе всё то же самое повторю?» А Господь говорит: «Нет, нельзя. Тебе надо это исправлять».
Другое дело, что... конечно, кажется — как исправлять? А, опять, через неделю, с тем же самым придёшь... Так, всё-таки, Господь — то, что апостолам... утешает и говорит: «Невозможное человеку, возможно Богу». То есть, мы должны приложить максимальное усилие. Мы — не должны давать себе извинения, что — какое-то, вот, исключение из общих правил... там... что, вот — и на этот грех мне Господь дал разрешение. Не дал. Но, тем не менее, если ты даже всю жизнь борешься и этот грех не победишь, а, всё равно, не признаешь ни на секунду, не скажешь: «Господи, Ты меня обязан с этим грехом принять!» — то Господь, по Своему милосердию, всё равно, тебя спасти в силах.
. Борисова
— Напоминаем нашим радиослушателям: сегодня, как всегда, по субботам, в эфире Радио ВЕРА, программа «Седмица».
С вами — Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
И, с его помощью, мы, как всегда, по субботам, стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего Воскресенья и предстоящей недели.
А Воскресенье у нас... такое... очень насыщенное смыслами. Потому, что, помимо, непосредственно, воскресного смысла, у нас ещё — память мучеников Флора и Лавра... у нас — праздник в честь иконы Божией Матери «Всецарица»... а, на следующий день, в понедельник, 1 сентября — праздник в честь иконы Божией Матери «Донская»... и я думаю, что очень многие наши радиослушатели знают этот праздник. Поскольку, 1 сентября, вообще, знаковый день — и тут, такая ещё, знаковая икона. Это очень запоминающееся событие.
Так, вот... по поводу памяти святых. Почему, мне кажется, важно не забыть, помимо воскресных смыслов, ещё и о Флоре и Лавре — потому, что, сама по себе, история этих двух святых, мне кажется, очень многим может помочь, как пример — когда человек мучается тем, что вынужден, с его точки зрения, делать какую-то работу, ради заработка, но — «не христианскую», как он, для себя, формулирует.
Ему очень хочется где-то, там, подвизаться в Церкви, и, каким-то образом, ещё и на хлеб этим зарабатывать, а, по жизненным обстоятельствам, он, скажем, работает в какой-нибудь фирме в компьютерном отделе и занимается, с его точки зрения, совсем не тем, чем хотелось бы.
Так, вот, эти два строителя были наняты для строительства языческого храма, и умудрились, строя языческий храм, вокруг себя собрать общину христиан, и когда храм был уже закончен... во время строительства, познакомились с местным жрецом и его сыном, вылечили сына, и обратили и отца и сына в христианство. И — первое, что сделали, когда храм был закончен — отслужили Литургию.
То есть, даже когда ты строишь языческий храм, можно, при этом, послужить Господу.
О. Стахий
— Святые мученики Флор и Лавр — удивительно, что они стали покровителями... исцеление от болезней — да, почитаются... и, вот... Косма и Дамиан были врачами... а, вот, Флор и Лавр — не были врачами... но, как-то, вот, удивительно, стали им молиться и в болезнях. И, заодно уж, и скоту покровители — то, что, там, падёж скота прекратился...
Конечно, если брать, как-то, по аналогии — то, логичнее было бы, их покровителями строителей избрать. Тоже... строительная отрасль — вещь, такая, непростая, суровая... чтобы, там, соблюсти и все законы, и все предписания... и справиться со всеми проверками... и, тут, конечно, сохранить христианский дух.
Вот, даже помню такой анекдот строительный... конечно, не надо к нему серьёзно относиться, но он очень красноречиво... этот анекдот сами строители рассказывают... очень красноречиво показывается, насколько люди самокритичны к своей духовной ситуации, своей сфере и профессии. Мы вспоминаем, вот, всех обманутых дольщиков, вспоминаем, как, там, в дорогих ЖК всё разваливается и течёт... вот, эти новости, которые постоянно нас окружают — что, вроде, вот, она, там, стройка, и чем же она оборачивается!
Вот, решили построить мост из ада в Рай. И решили, что половина моста будет строиться от Рая, а половина — от ада. Проходит время: из ада полмоста построено, а из Рая — и не начиналось. Спрашивают: а что ж так? А все строители — в аду, просто...
Вот, конечно, конечно... это, такое, вот, искушение, которое... каждый человек, который связан как-то со стройкой... там... с подрядами... с субподрядами... вот, со всей этой тематикой... дорогие друзья! Вот, смотрите... кажется, ты находишься в такой ситуации... вот, люди, которые, искренне верующие, работают в этой сфере, говорят: «Батюшка... ну, нельзя иначе! Соблюсти все эти правила — нельзя. Проще — откупиться. Если ты будешь по правилам поступать, то тоже... твой конкурент всё построит, а ты — ничего не построишь и не продашь». То есть, всё время кажется — ну, вот, безвыходная ситуация!
Но, как мы говорили уже сегодня, в контексте Евангелия, невозможное у человека, возможно у Бога. Мы видим, что — возможно. Возможно, даже строя языческое... ладно... даже, там... офисный центр... или дом, где люди будут жить... ну, вещь нейтральную... что, даже в этих условиях, можно брать — и приближаться ко Христу, и других приближать.
Поэтому, точно так же, и задача для каждого верующего строителя — это, безусловно, влиять на окружающих.
У меня... в моём храме в Митинском, которого строительством я занимался, тоже, один из постоянных прихожан — он работает строителем в больших компаниях. Причём, простым, именно, рабочим, бригадиром... и тоже, вот, постоянно, конечно, он жалуется, как люди — кто-то не хочет работать, кто-то отлынивает, но... вот... человек — не сдаётся, а вдохновляет.
Потому, что, когда человек — уже в возрасте, уже пожилой — он идёт и свой труд честно делает, и потом и призывает окружающих — это совсем не то же самое, что просто какие-то теоретические нотации читать.
Почему люди за Флором и Лавром пошли? Не потому, что они, вот, рассуждали о высоком богословии, что они только за чайком рассказывали о Христе — это тоже очень важно. Но они видели, что Флор и Лавр — они трудились лучше всех, что они были самые мастеровитые, что они результат давали. Поэтому, их и начальство почитало. И, пока уж, там, вот, не дошло до того, что Крест они поставили в языческом храме... что, не знало, до этого, начальство языческое, кто у них строители? Да, безусловно, знали. Это же, можно сказать, было задание государственной важности. Как сейчас проверяют... если, допустим, сейчас будет ремонт фасада в МИДе... туда ж случайную компанию не пропустят — все проверки безопасности будут, и будет вся подноготная известна. Потому, что риски — слишком велики. Поэтому, и про Флора и Лавра, я уверен, тоже все знали, что они — христиане. Но — как ты откажешься от таких работников? Они же лучше всех работают.
Почему на них не донесли никто из их подчинённых? Вот, они, вроде — Флор и Лавр — их шпыняют, говорят: «Как же вы, ребята... не расслабляйтесь! Давайте трудиться!» — вот, пойти и донести: «Вот, это — христиане!» — и придут какие-то другие бригадиры, которые не будут подгонять. Так, они-то и трудиться не будут! А тут — хотя бы, трудятся.
Поэтому, для нас, здесь — настоящий живой пример. И, кстати, который можно применить не только в строительной отрасли. Поэтому, дорогие друзья, обязательно подражаем Христу, подражая, в том числе, Флору и Лавру! В любой среде можно проповедовать Христа, вести людей в Царствие Небесное, если ты трудишься и даёшь пример своим отношением к трудолюбию.
М. Борисова
— Мне хочется отдельно напомнить о иконе «Всецарица». У нас её, в основном, знают люди, столкнувшиеся с тяжёлой трагедией, кода в семье кто-то заболевает онкологическим заболеванием. Знают, что по молитвам к Богородице у иконы «Всецарица», бывает множество исцелений.
Список чудотворный с этой иконы — в детском онкологическом центре на Каширке в Москве. Есть чудотворный список в Новоспасском монастыре.
Но мало кто помнит... или, по крайней мере, это редко упоминается, что первое чудо от этой иконы произошло с человеком, который увлёкся магией, и пришёл в храм для того, чтобы проверить, насколько его магический дар действует на иконы. И получил — просто, физический удар от иконы «Всецарица». Потому, что он, просто, отлетел от этой иконы, и, таким образом, исцелился от того, от чего, вообще, очень трудно исцелиться.
Заигрывание с магизмом всегда очень соблазнительно, и, в наше время, очередной всплеск этой моды и этого интереса привёл даже к тому, что этой весной в Государственной Думе задумались, как бы оградить население от этого тлетворного увлечения.
Так, вот, когда мы молимся перед иконой «Всецарица», те, кто сталкиваются с этой проблемой — со своими близкими или, может быть, сами — наверное, могут легче получить заступничество Матери Божией... раз уж был такой пример изначально?
О. Стахий
— «Всецарица» — надо понимать, что это не только конкретная икона, это — иконографический тип.
Вот, как есть у нас икона Божией Матери «Умиление», да? Есть самая знаменитая — «Владимирская» икона, на Руси. А в других странах — другие иконы «Умиление» особо почитаются... да и у нас тоже другие есть.
Есть икона «Путеводительница», да? И, вот, «Казанская» — тоже такой, вот, пример.
Вот, точно так же, есть у нас и икона «Оранта» — «Молящаяся». Это «Знамение» Новгородская, или «Курская Коренная».
А это тоже — четвёртый иконографический тип. Поэтому, вот, уже, можно сказать, такое, общепринятое и наиболее популярное за последние, особенно, вот, тридцать лет — с 90-х годов и даже до сего дня — на Руси, до революции не было так распространено почитание. В том числе, конечно, почитание распространилось, как Вы правильно сказали — люди, как-то, привыкли молиться в борьбе с раковыми заболеваниями. А, поскольку, болезнь эта, действительно, древняя, но её идентифицировать не могли... вот, человек взял — чего-то заболел... чего-то, может, опухло... и, вот, умер... ну, не очень понятно. То, тут, живот болит... то, там, на коже какой-то нарост... то, тут, с кровью какой-то непорядок... чтоб понять, что это — одна болезнь, люди по достижениям науки не могли. Но, тем не менее, это не значит, что икону не почитали. На самом деле, очень чтимая икона!
Её почитание... вот, как открываешь описание «Всецарицы»... там... Афон... но, надо понимать, и на Афоне поздний список хранится. Да, и сам Афон-то у нас, в принципе, не сильно старше нашей Русской Православной Церкви — только половина истории Христианства, от Христа.
Я сам об этом не особо задумывался, хотя, конечно, с детства икона Божией Матери «Всецарица»... так... рядом с ней оказывался. Потому, что... я помню, как первый список — маленького размера, не формата большой Афонской иконы — его на Афоне написали и принесли в храм Всех Святых в Красном селе, который сейчас уже — возрождённый Алексиевский монастырь женский. И, очень удивительно... поскольку туда ходили мы на Всенощную с родителями... туда ходил в Воскресную школу... а на Литургию мы ходили в Новоспасский монастырь... а потом — раз, и через год — в Новоспасский монастырь приносят уже большую икону, и она, как-то, уже тоже... более знаменитая стала. Но и там, и там — люди собираются, действительно, молиться об онкологии.
Однако, а этом году я побывал с паломниками в Вифинии — это часть Византии, которая напротив Константинополя, на азиатской стороне. И там есть древнейший монастырь, от которого сохранился храм 780 года — то есть, у нас даже есть дата, поскольку сохранилось в хрониках, когда храм начали строить — посвящённый Богородице «Всецарице». Это, надо понимать — ещё никаких Афонских монастырей ещё несколько столетий не будет. Откуда почитание на Афоне взялось? Так, потому, что под ударами турецких завоевателей... пришли иноверцы... разрушали, грабили монастыри.. и, потихонечку, монахи, которые не искали, именно, исповеднического подвига, а искали уединения, перебирались, вместе со своими святынями, через море — на противоположный европейский берег. И там — молились.
Конечно, когда мы смотрим, вот, на такую Древнейшую историю, то мы видим, что... Пресвятая Богородица... например... ну... если люди оказались недостойными... будет она защищать Вифинский берег? Вот, этот город Триглею? Ну, в принципе, мы видим, в чём-то защищала — потому, что хоть завоевали сначала, первый раз, тысячу лет назад, а потом, ещё спустя 300 лет, завоевали окончательно, тем не менее, православное население жило там ещё 100 лет назад. А уж после депортации, после проигрыша в греко-турецкой войне последней, как не осталось православного населения — ну, да... храм сейчас в печальном, руинированном виде. Очень красивый, несмотря на это... но, тем не менее, как мы видим, надо соответствовать святыне.
Поэтому, точно так же, и мы, если посмотрим — сейчас почти в каждом храме икону Божией Матери «Всецарицу» можно встретить. Но, как мы видим, наши законодатели думали-думали над тем, чтобы запрещать колдовские услуги — и не надумали. Причём, тоже, к сожалению... тут роятся мысли, что, возможно, многие привыкли... никаких доказательств нет, но, просто... ну, настолько, вроде очевидно... вот, подошли уже к решению вопроса — и отказались. И ситуация — печальная.
И, как мы помним, сами по себе, святыни, развешанные по стенам, не защищают — ни от внешних врагов, ни от внутренних. И, поэтому, если, конечно, русский народ, по молитвам Пресвятой Богородицы, не сможет, вот, это преодолеть — увлечение всех этой дьявольщиной, под каким бы соусом она ни давалась — что это... там... народные какие-то традиции... что это... там... работа с наукой... со звёздами... якобы... люди астрологию с астрономией до сих пор путают, в ХХI веке... ужас... что это, вот, можно спрогнозировать — что ты карты раскладываешь — и тебя карты таро куда-то направят... — если это всё не преодолеть, то, конечно, как Господь Византию сокрушил... а там тоже — вот, мы читаем... в Византии много источников осталось... люди... Православная Империя, а колдовство было ещё очень популярно. При чём, оно было даже популярно, несмотря на то, что законодательно преследовалось, и, реально, и посадить могли, и другие наказания были, более жестокие — за колдовство. А, всё равно, не помогало.
Тут мы понимаем, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому, дорогие братья и сестры, не ждём, пока будут приняты удобные законы! Молимся об этом — чтоб они были приняты. Но, тем не менее, действуем вокруг — потому, что люди маловоцерковлённые вокруг нас, которые нас уважают, которые, при этом, вместе с нами. Может, они и не участвуют в Таинствах Церкви, но — заходят, свечечки ставят?
Они, при этом, спокойно могут пойти ставить свечки потому, что им сказала «бабка». Прочитала какой-то «заговор», и говорит: «Иди, поставь свечу!» Люди делают это не со зла — редко, кто, вот, идёт и дьявольщину какую-то делает, чтобы сатане послужить. Сатана... он — как волк в овечьей шкуре, он привлекает совсем другим. Поэтому, точно так же, самая главная задача — просвещение. И если ты не можешь пока человека в плюс привести — привести его к покаянию, привести его к принятию Святых Христовых Тайн, то его — хорошенько припугнуть, сказать, что это — зло, «не влезай — убьёт», что потом на тебе это всё отразится — здесь... не на Страшном Суде... а здесь, в земной жизни — все эти якшанья с нечистой силой... от тарологии до астрологии... то ты, по крайней мере, поможешь этим людям, попытаешься помочь.
Понятно, если человек утопающий отталкивает того, кто его спасает — не поможешь, но попытку сделать надо.
М. Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица».
С вами — Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Мы ненадолго прервёмся, и вернёмся к вам, буквально, через минуту. Не переключайтесь!
М. Борисова
— Ещё раз, здравствуйте, дорогие друзья!
Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели.
У микрофона — Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Отец Стахий, 2 сентября у нас — память пророка Самуила. Но, что греха таить, Ветхий Завет мы знаем плохо — в школе нас этому не учат, и это очень печально. Поэтому, я думаю, что многие либо не знают, либо не помнят, что пророк Самуил был последним Судьёй Ветхого Завета. Потому, что после него власть Судей закончилась и началась власть Царей, о чём, собственно, народ израильский усиленно просил — что, само по себе, для нас, людей, далёких от сильных переживаний по поводу характера власти... ну... это достаточно странно.
Почему, вот... чем не устраивала власть Судей — то есть, практически, власть Самого Бога, Который через Своих избранников... как бы... транслировал Свою волю Своему избранному народу? Почему народ запросил другого варианта правления, и почему так сложно утверждался этот новый вариант? Потому, что первый Царь, которого поставил пророк Самуил — Царь Саул — оказался чрезвычайно неудачной попыткой, пришлось поменять его на Царя Давида...
О. Стахий
— Конечно, для нас пророк Самуил — фигура очень знаковая. Потому, что каждый из нас приходит — ни много, ни мало — чтобы принять Дары Святаго Духа. В Таинствах Церкви мы получаем, действительно, соприкосновение с Богом, и Бог Дух Святой действует — и в Крещении, и в Таинстве Миропомазания, и в Таинстве Исповеди, и в Таинстве Божественной Евхаристии ( Причастия ), в Таинстве Брака, и так далее.
Но... надо понимать, что... как Дух Святой... Он же — не канареечка, что — взял, попался! Ты взял какие-то условия — выполнил, Дух Святой в тебе поселился, и ты Его не выпускаешь никуда...
Нет, Господь будет рад в твоей душе жить! Господь будет рад твоё тело освятить. Готов в тебе провести всю твою жизнь и в Царствие Небесное тебя ввести. Конечно! Но, другое дело, что если ты... не рад, если ты своими поступками отгоняешь от себя благодать Святаго Духа, она тебя покинет.
Для Ветхого Завета были важны очень много формальных действий — вот, формально ты что-то делаешь правильно... да, Господь так, можно сказать, готовил... учил так. Ветхий Завет — это период... такого... младенчества в Церкви — что надо научить самым простым вещам. Там... нельзя спицы в розетку вставлять... нельзя брать и прыгать с высоты — можно упасть, если ты даже случайно подползёшь... нельзя горячее — ой, горячо! Не надо, не трогай! Уже ребёночек потихоньку это узнаёт. Где-то узнаёт, доверяя словам, а где-то — на собственном опыте.
Вот, для новозаветного человека, всё-таки, это нужно уже понимать — понимать изначально — что, если ты приобщился благодати Божией, это не значит, что она тебя будет хранить автоматически.
Если ты крещён... кажется, ну, сколько людей — вот, сейчас уже началась более-менее планомерная подготовка ко Крещению... по крайней мере, в больших городах, в больших храмах — да, есть катехизаторы, батюшки беседы ведут... то есть, подготовка есть. И люди готовы: да, мы не просто забегаем покреститься и покрестить своих детей, а мы... вот, что там надо сделать? Первую беседу, вторую беседу... да... что ещё там нужно? Ну, где-то говорят: «Евангелие прочитайте», — ладно, прочли. Где-то говорят: «На Исповедь, на Причастие...» — а где-то, к сожалению, не говорят, и люди Крестятся и убегают... или детей Крестят тоже... не каявшись, вообще... но где-то даже говорят: «Вот, обязательно поисповедаться, причаститься...» — но если человек думает: «Я, вот, сейчас выполнил все „нормативы“... десять лет назад, пятнадцать лет назад можно было просто забежать, а сейчас — более сложная подготовка... всё, я уже заслужил!» — так, это только начинается!
Когда Саул получил... ещё будущий Царь Саул получил от Самуила, вот, это помазание — это было не конец, что — всё, он утверждён Царём, и будет всегда править, а это было — начало. И, при этом, начало — не значит, что Господь ждал первой ошибки... Господь многократно призывал Саула покаяться! Когда Давид... там... ночью в шатёр входил, и показывает, что: «Вот, край плаща... я могу тебя умертвить, но я против тебя зла не держу... ты ослеплён своей завистью, Саул! Я не выступаю против Царя! Ты — Помазанник Божий, как я против тебя могу выступить, даже если ты... вот... может быть, и не очень благочестивый человек». Мало того, что он и ближайшим родственником уже стал Давиду к тому моменту. Но... всё равно, он ослеплён. И Господь терпит, терпит... и благодать отнимает у Саула — и Саул погибает, и, увы, погибает не только телом, но и для спасения души.
Но если бы Царь и пророк Давид, который отправил мужа на смерть, а жену себе увёл... вот, тоже его величайший грех... если бы он не покаялся, если б не поменялся — точно так же бы... уже пророк Нафан не про овечку бы рассказывал, а тоже... ещё бы какой-то, третий, был бы, неизвестный отрок, тоже из очередного колена, которого он бы помазал из рога, и тоже был бы другой Царь. И мы бы не вспоминали Царя и псалмопевца Давида, а тоже вспоминали бы его в перечне с Саулом.
Тут зависит, действительно, не от того, что мы допускаем ошибки. А от того, что, приближаясь к Богу, участвуя в Таинствах Церкви, мы, конечно, имеем право на ошибку, но не должны думать, что Таинство автоматически нас от чего-то защитит. Это называется — магическое отношение к святыне.
Вот, мы говорили про икону Божией Матери «Всецарица»... я подойду, прочту акафист, или постою, когда поётся акафист — у меня должен подействовать... там... очередной курс химиотерапии... невозможно с Богом торговаться! Это так не работает.
Вот, память пророка Самуила... и кажется, ну, о чём ему специально молиться? Так, вот, молиться: «Пророче Божий Самуиле, помоги мне, чтобы вера моя была не формальной!»
Потому, что мы видим... кого он заменил-то, пророк Самуил? Перед ним — первосвященник Илий и его нечестивые сыновья. Они идут в битву и несут Ковчег Завета.
Ковчег Завета, как мы помним — море расступалось, Иордан сухой был ( читается на праздник Крещения Господня ) — действительно, чудеса совершались. Шли священники, несли Ковчег Завета — всё, победа! Там... крохотное племя из пустыни, измученное, вот, этими странствиями многолетними, вышло — и сокрушило союз, коалицию государств, которые жили в богатейших регионах... как это можно представить? Чудо Божие! Ковчег Завета впереди!
А здесь... Ковчег Завета, и — раз, он в руки нечестивых филистимлян попадает. Вот, то же самое — нам такое напоминание. Что... вот, сейчас на фронт если приехать, кто-то из солдат, действительно, берёт иконку и молится, и вспоминает... а кто-то думает: «О, я сейчас тут повешу икону, и она меня будет меня от пуль ограждать сама по себе. А я о молитве не буду вспоминать...» — и тоже... это не поможет, ни в коем случае.
Поэтому, тоже, дорогие братья и сестры... вот, мы уже говорили про колдовство — можно с этим колдовством, и с этой магией всей, и с этой всей дьявольщиной столкнуться, даже если ты никогда не попадёшь, и не пойдёшь, и даже думаешь: «Да, что за чепуха... кто ж к этим тарологам-астрологам ходит?» Но, если ты будешь святыню — просфорку, святую воду, икону — воспринимать, как некий, вот, самостоятельный объект, как некий оберег, который тебя, без твоего личного участия, как-то лучше сделает — более богатым, более здоровым, более защищённым, и так далее... то это — катастрофическая ошибка! И ты можешь лишиться не только наследия жизни вечной, как Царь Саул, но и, как и Саул, можешь лишиться благодати Божией на то, чтобы и временную жизнь продолжать.
Поэтому, не рискуем, заменяем это на искреннюю, свободную веру!
М. Борисова
— Но при пророке Самуиле началось то, что мы, в нашей современной жизни, называем духовным или церковным возрождением... да? Это, вот... можно такую условную перекличку с нашим настроением в 90-е годы провести.
Потому, что филистимляне добровольно вернули Ковчег Завета... пророк открывал пророческие школы... то есть, влияние и просветительское, и духовное на народ оказывалось. Чем закончилось? Очень быстро всё это возрождение как-то схлопнулось, и закончилось тем, что те же самые люди, которые, вот, только что были полны энтузиазма и духовно как-то просветлены, потребовали, чтобы дали им Царя... и, вообще, отстали от них...
О. Стахий
— Человек — гордый, и... с одной стороны, «ой... я — сам, и не мешайте мне, и не указывайте»... но это — пока всё просто. А как начинаются проблемы, всё время — чтобы кто-то их решил. Другой, за тебя.
Это даже в семье может быть. Муж и жена: «Нет, моё мнение!... Нет, моё мнение!» — а как какую-то проблему решать: «Ой, ты разберись!» — да? Вот, тоже, такое, делегирование полномочий...
Вот, и здесь — точно так же. Раз это бывает внутри семьи в отношении мужа и жены, это бывает — и ещё более ярко проявляется — в отношении детей и родителей. «Ой, не... я уже взрослый... чего ты мне указываешь?»... «Ой... а что мне покушать? А почему это сегодня на ужин ничего нету?»... да? И уже ребёнок вспоминает, что он — ребёнок, а не взрослый. Когда удобно!
Вот, у нас отношения с нашим Небесным Отцом, увы, тоже, порой, строятся на таких, вот, ошибочных взаиморасчётах. Где мы говорим: «Так, Господи... здесь Ты, пожалуйста, в мою жизнь не лезь. Я здесь сам разберусь. Я здесь — сам умный. Ну, что мне может батюшка сказать — мне, такому богатому бизнесмену — если батюшка бедный, а я — богатый? Ну, что — он меня жизни будет учить? Нет. Какой-то духовный вопрос — очень всё благодатно, очень всё молитвенно... ну, а это — несерьёзно».
Я помню, беру и одному человеку что-то объясняю, а он... там... даже не злится, ничего, но, просто, как-то улыбается, думает: «Ну, хороший, такой, батюшка... молодой... добрый... но чего с него взять? Лопух он по жизни — и всё...»
Или, тоже... что: «Вот, да — я здесь... у меня есть кусочек жизни, посвящён он... там... служба — воскресенье... тут у меня — молитвы перед едой... тут я попостился. Вот, у меня есть элементы жизни, а дальше — я сам разберусь. Господи, не лезь! Я уже большой».
И если ты перекладываешь ответственность... что: «Господи, Ты не вмешивайся! Мне нужно, чтобы кто-то решал... но решать, всё равно, будет кто-то... другие люди...».
И, вот, поэтому, конечно, для нас... когда мы, русские люди, просто, живём уже в условиях других... когда мы оглядываемся назад, и мы видим там первые эпохи... да... Крещения Руси... князья — да, святые люди. Благоверные Борис и Глеб, их отец — равноапостольный князь Владимир... Ярослав Мудрый... Андрей Боголюбский... смотрим, тоже — закончилось: Царская Семья — тоже люди святой жизни. И святой смерти! И тоже, конечно, у нас может быть, такое, некое романтическое представление о монархическом правлении, но надо понимать...
Господь — почему Сам не стал, когда Его призывали — все призывали, и люди потом многие оставили, как сказано, и «больше не ходили за Ним», хотя Господь чудеса продолжал совершать. И кормил, и исцелял, и так далее. Это — когда Господь не стал земное царство брать, и сказал: «Царство Мое не от мира сего».
И, поэтому, наша задача не построить монархию в России... Да, понятное дело, при монархии русским людям жилось лучше, богаче, сытнее, благочестивей, чем при богоборческом режиме последующем. А в нынешние времена, когда, вроде, богоборчества нет, зато, вот... ну... тоже мы видим — из всех щелей лезет всякая нечисть... там... магия... и так далее... и всё это демократическими процедурами, вроде как, прикрыто — чтоб, там, ничью свободу не ограничить... Тоже, конечно, мы понимаем — вот бы вернуться в те времена!
Но, на самом деле, человек, если он следует за Христом, он должен искать, чтобы его жизнью руководствовал Сам Христос.
Когда израильтяне выбирают Царя — это, для них, шаг назад. Господь говорит: «Смотрите, какое чудесное время! Вам не будет никаких проблем. Я вас защищу от всех завоевателей, Я разрешу все ваши междоусобицы. Если они появятся, Я Судью восставлю, который вам поможет и внутри разобраться, и снаружи отбиться. Главное — ну, вот, не кланяйтесь чужим богам!»
А — кланяются... да, вот, завоевания... и думают: «Ну, вот, сейчас мы Царей найдём себе, и будет у нас дружина, будет, кому нас в походы водить, будет, кому собирать... там... налоги... крепости строить...»
Так, мы смотрим период Судей, когда израильтяне были, такой, коалицией племён, у которых особо и не было регулярной армии никакой — и никто их окончательно не завоевал. Всё время, всех их Господь освобождал, как покаяние было. А как начались Царские времена, так уже... сначала Северное царство Израильское было завоёвано, а потом и Южно-иудейское: сначала Ассирия прокатилась, потом Вавилон прокатился, и история самостоятельного государства — закончилась.
Поэтому, точно так же, и наша задача христианская — не просто в сильном государстве. Потому, что, если сильное государство будет безбожное, то, всё равно, Господь его иноплеменникам покорит.
М. Борисова
— Напоминаем нашим радиослушателям: сегодня, как всегда, по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица».
С вами — Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. И, с его помощью, мы, как всегда, по субботам, стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели.
Заканчивается эта неделя памятью двух святых, мне кажется, очень знаковых. Но, если... память перенесения мощей святого Петра, митрополита Московского 6 сентября... мы святителя Петра вспоминаем по разным поводам несколько раз в году — в частности, и в Соборе Московских святителей, то о святом Иринее Лионском, память которого 5 сентября, мы вспоминаем редко, и, иногда, затрудняемся сказать, чем же славен этот святой.
Ну, мало кто, наверное, сейчас вспомнит навскидку, что его духовным наставником был ученик апостола Иоанна Богослова святитель Поликарп Смирнский... и, вообще, это — удивительный, совершенно, святой, с которого, может быть, даже началась... такая... регулярная христианская апологетика. Потому, что, помимо всего прочего, он был... такой... последовательный борец с ересями, что было достаточно трудно в его времена. Потому, что трудно было ещё определить, что есть ересь. Ещё не было всех Вселенских Соборов, ещё не сложилась христианская догматика... но всё, что связано с Иринеем Лионским мы знаем по многочисленным отсылкам к нему у святых отцов. Его очень много цитируют, как раз, те, кого цитируем теперь мы.
О. Стахий
— Действительно, это — третье поколение христиан. Вот, если мы видим — вот, поколение апостольское... Поликарп Смирнский — второе поколение... а, как мы помним, третье поколение — оно от первого не отделено. Вот, дедушки и внуки, бабушки и внучки... никого не удивить, и, зачастую, опыт передаётся и через поколение, и, насколько тоже закладывается именно дедушками и бабушками, в частности, вера в Бога.
Но, вот, здесь мы видим, вот, такую духовную преемственность. Ириней Лионский... у нас Лион ассоциируется с Западной Европой... там... католики... ну... в крайнем случае, протестанты ещё какие-то... Нет, надо понимать, что Западная Европа тоже была православной.
Конечно, надо понимать, что Западная Европа — она всегда немножко была во вторичном культурном, интеллектуальном положении... вот... только после монголо-татарского ига и турецкого завоевания, османского, Балкан... ну... что получилось за счёт того, что восточно-христианский мир оказался в, таких, условиях выживания, сделать какой-то рывок. Но это — очень коротенький исторический период, который, в принципе, если оглянуться на прошедшие 2 тысячи лет, не оказывает существенного влияния на общую оценку ситуации.
Если что-то у тебя получается плохо, если ты в чём-то не разбираешься, совсем не стыдно — учиться. И, поэтому, то, что в Западной части Римской империи христиане первые, которые говорили... да, вот... и галло-римляне... иберо-римляне... говорили на латинском языке — тем не менее, они искали себе, как главу своей церковной общины... а мы помним, что христиане выбирали себе главу общины, выбирали епископа... что они просили прислать кого-то из тех, кто помнит апостолов... и приняли себе человека грекоязычного, который, вот, в этой части империи никогда не был.
Нам скажут: «Ну, ладно... вот, тут, сейчас сел из Москвы во Владивосток — долетел. Долго лететь, неудобно, ноги затекают... но... нет — взял, долетел... уже через 9 часов будешь на другом конце России». А это — просто, многомесячное путешествие! Если ты, конечно, не курьер с царской какой-то вестью, кому перекладных лошадей дают. И, тем не менее, вот, община — принимает, и человек связывает Смирну — вот, этот, один из городов Апокалипсиса... тоже, вот, мы были этим летом не только в Вифинии, в монастыре «Всецарица», но и южнее проехали, города Апокалипсиса посетили. Там от Смирны осталось всего ничего! Это — гигантский город современный, мегаполис... но раскопано — очень мало... сохранилось — очень мало. Но, тем не менее, это — те места, где проповедовал Поликарп Смирнский, и где, вот, Ириней Лионский внимал его словам, и потом их понёс — туда, на Запад, куда... «прешедше на запад солнца»... чтобы тоже там Христа благовествовать.
И, вот, это... надо понимать, что Восток был в преимущественном положении, поскольку было много различных философских... по тем временам, можно сказать, это значило = научных школ. Когда у тебя есть один научный центр, одна научная школа — всё равно, конкуренция — она помогает, взаимообогащает. Тем более, когда люди не конкурируют, чтобы быстрее патент защитить, а, наоборот, друг с другом обсуждают что-то...
И, поэтому, Ириней Лионский, как человек глубоко образованный... который уезжает, вот, в эту дикую Галлию... да, где там... есть плодородные виноградники... но, тем не менее, вот — в интеллектуальную провинцию... что он мог принести, и... да, там ему, может, не приходилось сталкиваться с теми вызовами, которые он видел на Востоке, но, зато, у него оставалось время, помимо повседневной пастырской работы, помимо проповеди христианства в условиях гонений, писать свои сочинения. Писать свои сочинения о тех вещах, которые его беспокоят не только в его общине, не только в его городе небольшом, а во всей Церкви, с чем сталкивается Церковь уже изнутри.
Потому, что, как мы помним, вначале слово «ересь»... «ересь» — это значит «разделение»... и сейчас уже, в основном, проложилась такая, вот, уже чёткая черта... вот, есть — раскол. Вроде, вероучительных отклонений нет, а есть — разделение церковного единства. А, вот, есть, именно — вероучительное отделение.
Но, просто, вероучительное отделение у нас уже не воспринимается, как нечто связанное с православным христианством. Да, мы знаем — вот, это католики. Но это не часть нашей Церкви, это — они, сами по себе. Вот — это неофизиты, копты в Египте. Они тоже как-то, там — сами по себе.
То есть... а, вот, самое сложное — тот момент, когда ты... в условиях ещё гонений... и это, вот — твой брат во Христе, с которым ты вместе идёшь и причащаешься Святых Христовых Тайн, с которым, возможно, тебя вместе схватят — вот, просто, будет облава... доносчик какой-то донесёт, в обмен на часть твоего имущества, которое перейдёт в собственность государства, но процент доносчику придёт... И, вот, ты, вместе с этим человеком, будешь на арене цирка страдать — тоже за Христа. А, при этом, ты понимаешь, что... что-то не так... куда-то он ведёт твоих собратьев не туда.
Надо понимать, что уже традиции такого сектоборчества, сектоведчества, которые заложил первый... такой... задокументированный борец с ересями святитель Ириней Лионский, они до сих пор остаются неизменными. Нету борьбы против человека — есть борьба за человека.
Да, ответственный, вот, любой — по епархии, по викариатству — за сектантскую какую-то, вот... противосектантскую работу — он так не называется. Он называется «ответственный за реабилитацию лиц, отпавших от православия» — в наши дни. Потому, что задача — не то, что кого-то победить, запретить... там... посадить... и так далее. Задача — спасти человека, который сам стал жертвой лукавого... стремился к Богу, но ушёл не за овечкой, а за волком в овечьей шкуре, ушёл — не туда...
Именно поэтому, когда человек не учит какой-то ереси, а когда он просто является жертвой ереси, то... это совсем не то же самое!
Если где-то... как, вот, на глухом Севере... вот, там, старушка... до сих пор... это — живые истории, не выдуманные... что, вот, старушка может говорить: «Ой... святитель Николай — я его больше всего почитаю! Христос — тоже хороший, но Он — молодой человек... Святитель Николай — он уже дедушка, у него жизненный опыт, я его больше почитаю, чем Христа». Понятное дело, если б она это проповедовала и ходила последователей собирала, которые бы говорили: «Святитель Николай — номер один, а Христос — на втором месте», — ну, она была бы ересиарх, и это всё — ересь. А она за собой людей не ведёт...
Поэтому, Ириней Лионский, прежде всего, пишет свои сочинения — не чтобы кого-то уязвить, а чтобы те христиане, которые, возможно, уже были смущены... в том числе, смущены... как и любая ересь, как любое богословское отклонение — оно где может последователей найти? тех людей, которые в богословии плохо разбираются? Человек, хорошо разбирающийся в богословии — его уловляет лукавый, и он становится ересиархом. И потом — множество людей, которые вообще ничего в богословии не понимают... но, как мы знаем, лучшее лечение — это профилактика... поэтому, для того, чтобы уберечь себя, своих близких и своих детей от сект — не нужно изучать секты.
Да, надо понимать... методы их работы, может, нужно знать... знать, как агитаторы работают: вот, эта бомбардировка любовью, и другие, вот, эти ужасающие вещи, которые... красивые названия, но очень жёсткие... такие... манипулятивные техники. Это, конечно, тоже можно — потому, что это можно встретить не только в религиозном поле, а у мошенников любой среды. А, самое главное — изучать своё богословие. Поэтому, книга Иринея Лионского — она об истинном почитании Христа, и ему лишь приходится немножко отвлекаться на то, что кто-то людей от Христа в сторону уводит.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу!
Вы слушали программу «Седмица».
С вами были Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Слушайте нас каждую субботу. До свидания! До новых встреч!
О. Стахий
— С Богом!
Все выпуски программы Седмица
«Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел об удивительной судьбе вице-адмирала Михаила Павловича Саблина, прошедшего несколько войн и ставшего в определенный момент командующим Черноморским флотом, о том, как он неоднократно спасал корабли Черноморского флота и о том, как благодаря именно его стараниям в 1920-м году удалось эвакуировать из Крыма около 150-ти тысяч человек.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
- «Крещение марийцев». Дмитрий Трапезников
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











