В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Михаил Богатырев, музыкант Сергей Бурлака и востоковед Анна Тумаркина размышляли о том, как не растрачивать данные Богом таланты, как развивать имеющиеся способности и использовать дары во благо.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Вечером в воскресенье, как обычно, мы обсуждаем одну из тем, которую авторы программы «Частное мнение» подняли в утреннем эфире. Сегодня такая тема у нас: «Как не зарыть таланты?» — свои таланты, данные Богом. Вообще, возник вопрос у нас, что мы их зарываем и как это отменить. Вот чтобы обсудить эту тему, мы пригласили отца Михаила Богатырева, настоятеля Покровской церкви города Яхрома. Добрый вечер, отец Михаил.
Протоиерей Михаил
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Сергея Бурлаку, музыканта. Добрый вечер.
С. Бурлака
— Здравствуйте всем. Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Сергей, вы, по идее, музыкант изначально, но сейчас вы ведете очень интересные занятия — мы об этом расскажем чуть позже, новое амплуа. И Анна Тумаркина, преподаватель английского языка, востоковед по образованию. Тоже сейчас будем разбирать, чем Аня нынче занимается. Добрый вечер.
А. Тумаркина
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Давайте послушаем программу Ани и потом уже перейдем к обсуждению.
«Я преподаю языки на курсах. Окончила два факультета — филологический и педагогический. Сколько себя помню, сильно переживала, что не удалось реализовать все навыки, полученные в университете. В мечтах видела себя переводчиком-синхронистом, а иногда и вовсе кандидатом филологических наук, но ни диссертации, ни переводов в моей жизни так и не случилось. Я много лет хотела выкроить время хотя бы для чего-то одного, например, небольшой художественный текст профессионально перевести, но сначала не было времени, а потом сил. Нередко смотрела я на свои два диплома с грустью, словно на два таланта, зарытых в землю. При этом не переставала молиться, надеяться: а вдруг... Недавно пошла в храм. Служба еще не началась. Мой духовник сидел на лавке и беседовал с молодым человеком. Внезапно прервался и подошел ко мне: «Ань, как будет по-английски „решение“?» Я ответила, но удивилась. Через какое-то время батюшка снова подошел: «Ань, поговори, пожалуйста, с молодым человеком по-английски. Ему нужна помощь, а я языка не знаю. Узнай, чем можно помочь». Батюшка ушел в алтарь, а я подошла к юноше, и мы разговорились. Он оказался католиком из Испании, приехал с намерением перейти в православие. У юноши были некоторые проблемы, и он мне подробно о них рассказал. Позже подошел наш батюшка, и я все передала ему. Немного побыла переводчиком между ним и испанским гостем. Юноша поблагодарил нас и ушел, твердо решив креститься в ближайшее время. Господь показал мне, что любой талант может послужить ко благу и спасению ближнего. Даже если нам кажется, что сейчас он не востребован, скрыт, никогда не поздно достать его на свет Божий, стряхнуть пыль и использовать по назначению, а то и приумножить. Для меня было большой честью помочь юноше-испанцу принять верное решение. Гораздо больше, чем если бы я действительно стала переводчиком-синхронистом или защитила диссертацию. Просто иногда наши таланты не зарываются в землю, а откладываются в укромное место, чтобы однажды открыться именно там, где они больше всего нужны. Надо только не терять надежду и молиться, чтобы принести настоящую пользу себе и ближним во славу Божию«.
Н. Лангаммер
— Вот так Аня для себя решила вопрос про зарытые таланты. У тебя их очень много. Я так и не понимаю, все-таки ты преподаватель английского, ты художник или ты востоковед изначально, потому что закончить ИСАА — это непросто, для девушки тем более.
Протоиерей Михаил
— Самое интересное, что в моем дипломе бакалавра написано: специальность не предусмотрена. Но у меня есть второй диплом, который я получила параллельно с основным, это педагогический факультет МГУ, где написано тоже очень расхоже: преподаватель востоковедения и африканистики. Что это значит, мне самой очень сложно понять, но так получилось, что стала я преподавателем английского языка. И вот совсем недавно начала преподавать еще и иврит, поскольку нас обучали в институте, у нас было два языка, основной восточный язык — это иврит, у нас был основной западный язык — это английский. И плюс вспомогательные были древние языки и какие-то филологические дисциплины — языкознание, литературоведение, история языка. Достаточно интересно было на самом деле обучаться.
Н. Лангаммер
— Слушай, так иврит — это очень редкая интересная тема. Я помню, как я об этом узнала — ты пела песню какую-то у нас, да, в общине пришла, и на иврите, я так понимаю.
Протоиерей Михаил
— На иврите.
Н. Лангаммер
— И мне казалось, что это как раз тот, не знаю, билет, по которому можно войти в разные организации, применить себя, максимально редкая профессия. Но ты преподаешь английский.
Протоиерей Михаил
— Я думаю, что это так получилось, потому что, когда я была юная и выпустилась из института, я была такая непокорная дочь. Дело в том, что мой папа, он очень большой человек в еврейском мире. А я пошла наперекор родителям, мне очень хотелось показать, какая же я самостоятельная, как же я от них не завишу. Ну а получилось: назло бабушке отморожу уши. Я не пошла работать на курсы иврита, я не пошла работать и преподавать в еврейские организации. Но, как я сейчас считаю, мне это, может быть, даже помогло, потому что в 26 лет я крестилась, а с крестом в еврейских организациях это не очень welcome, это не очень приветствуется.
Н. Лангаммер
— Не очень приемлемо, да.
А. Тумаркина
— Ну, нет, можно. Я знаю ребят, которые работают даже в «Сохнуте», и они христиане. «Сохнут» — еврейское агентство для Израиля. Тебя оттуда не выгонят, но осадочек будет такой вот неприятный. Вот, с одной стороны, я хотела пойти очень наперекор своим родителям, что я не папина дочка, плюс у нас еще в университете ходило такое вот обидное, можно сказать, прозвище: а кем ты работаешь? Да профессиональным евреем я работаю. Вот я очень не хотела быть профессиональной еврейкой, мне очень хотелось как-то вот разделить свою национальность, да, и свое поприще.
Н. Лангаммер
— А отчего же ты пошла в ИСАА изучать иврит?
А. Тумаркина
— А очень я любила иврит. И я с десяти лет начала изучать его самостоятельно.
Н. Лангаммер
— Так это зарытый талант или не зарытый талант?
А. Тумаркина
— Это талант, который мне удалось откопать буквально два года назад.
Н. Лангаммер
— А где ты сейчас преподаешь иврит?
А. Тумаркина
— У меня была студентка с ивритом, вот год назад я обучала ее ивриту, сейчас у меня нет студентов с ивритом, только студенты с английским языком. Но для меня это совершенно не закрыто, и я готова. А до этого нет, я не преподавала иврит, и не получалась. В какой-то момент я была не уверена в себе, что после такого большого перерыва я смогу вообще что-то делать и преподавать. В какой-то момент я думала, что мне это не нужно, что это может быть каким-то вот таким вот билетом назад. Я же перешла в христианство из иудаизма, да, что это может быть таким вот: привет, привет, Аня. Но на самом деле это все не так, и можно преподавать иврит, можно при этом быть и христианкой, никаких проблем в этом нет.
Н. Лангаммер
— Вопрос, почему ты решила сегодня обсудить тему про зарытые таланты?
А. Тумаркина
— Потому что это достаточно серьезная проблема. К тому же мне уже 42 года, и это такой период, когда начинаешь вот так вот оглядываться и думать: Господи, сколько я всего могла сделать и не сделала.
Н. Лангаммер
— Так. Прежде, чем мы пройдемся по тому, что ты могла и не сделала, я хочу дать слово Сергею. Потому что я слышала, как вы играете, и вы играли в каких-то грандиозных совершенно проектах, в оркестрах мирового уровня. А я встретила вас, когда вы читали лекцию по методам управления, опираясь на опыт дирижера. И это было очень интересно, вот такой вот из музыкального мира взятый опыт и перенесенный на мотивационные программы. Вы сейчас больше занимаетесь вторым, да, а не музыкой? Или я неправильно понимаю?
С. Бурлака
— Да, именно мотивационными выступлениями. Я преподаю в школе «Сколково», в бизнес-школе, и в основном работаю с топ-менеджерами, управленцами больших и небольших компаний в России.
Н. Лангаммер
— Как так получилось, что музыкант вышел на такой вот уровень?
С. Бурлака
— Вот в контексте нашего разговора я понял, что есть способности у человека, есть таланты, а есть дары. Это три уровня, я бы сказал. Потому что способности есть у всех и огромное количество, и можно развивать все и бесконечно. Вот сейчас многие детей отдают на кружки, на все, и они ходят, плавают, в шахматы одновременно играют, на скакалку там, на фото и так далее. Вот талант — это что-то, что проявляется у человека не просто как какая-то другая способность, это то, что как-то его отмечает среди других. А вот дар — это то, что подарено Богом. И так часто бывает, что это не совпадает с тем, что у человека является способностью или талантом. Вот, например, у апостолов, у них была способность хорошо ловить рыбу, они были профессиональные рыбаки. Ну, у них были еще свои таланты — кто-то быстро бегал, кто-то был огненным и таким жизнеутверждающим, на которого можно было опереться, как апостол Петр. А Христос сказал: вы будете ловить не рыбу, а людей. Он дал им совершенно другой дар. Но так может случиться, что в твоей жизни все совпадет. И вот в моей жизни это произошло. Я учился музыке, а потом понял, что талант и дар от Бога в другом.
Н. Лангаммер
— Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем тему «Как не зарыть свои таланты». В гостях у нас отец Михаил Богатырев, настоятель Покровской церкви города Яхрома. Сергей Бурлака, музыкант и ведущий, создатель мотивационных программ, и Анна Тумаркина, преподаватель английского языка и востоковед. Я запуталась все-таки в этих трех понятиях — способности, таланты и дары. Потому что Господь сказал, что именно таланты не надо зарывать. Правильно, отец Михаил?
Протоиерей Михаил
— Мы все с вами знаем притчу евангельскую о талантах. И Господь вот на примере этой притчи рассказывает о том, что мы с вами знаем, что изначально таланты — это мера денег. И вот разным людям дали разные деньги. Один приумножил побольше, второй приумножил поменьше, а третий просто зарыл. И когда пришло время, вынул, отдал, сказал: я ничего не приумножал, и вот что дали, то и забирайте. Конечно, в духовном смысле, в нашем христианском смысле, Господь говорит о том, что то, что нам Богом дадено, мы должны приумножить, но не для себя. Не для себя. Вот то, что нам дадено, мы должны приумножить, мы должны это раздать людям.
Н. Лангаммер
— Правильно я понимаю — это послужить своим талантом людям и Богу?
Протоиерей Михаил
— Послужить и послужить как можно больше, приумножить. Приумножить. Потому что вот это приумножение в духовном смысле, вот об этом и говорит Христос. Он не говорит о том, что мы сейчас с вами пошли там, взяли пять тысяч рублей, отнесли в банк и, значит, там через месяц взяли десять. Нет, нам говорят о совсем о другом. Нам говорят о том, что вот те таланты, которые Господь дал, это нужно приумножать, конечно же, своим трудом, прежде всего, духовным трудом, конечно же, и духовным, и трудом умственным, трудом физическим, конечно же. И самое главное — от этого должна быть польза окружающим.
Н. Лангаммер
— Все-таки давайте разберемся вот с этой градацией, которую предложил Сергей. Про способности понятно — как бы то, к чему мы способны, что мы можем это делать, и как бы это получается. Потому что есть то, что совсем не получается. Например, у меня писать музыку вообще никак ни разу не получается. Таланты — это какое-то умение или какой-то потенциал умения, который мы должны принести людям. А вот дары в христианском понимании — это совсем другая история, да? Так все-таки мы должны служить талантами или дарами, а способностями — что, можем не служить? Вот как, Сергей, как вы?
С. Бурлака
— Ну то, что касается дара, если им не служить, то он отнимается. Вот если тебе дан дар быть апостолом, вот как апостолу Петру, и ты не исполняешь его, ты все теряешь.
Н. Лангаммер
— Но я имею в виду дары Святого Духа, да?
С. Бурлака
— Да, если ты дар Святого Духа не вкладываешь и не приносишь плод, ты потеряешь его, ты все потеряешь. Талант можно зарыть. И часто так случается. Мне кажется, что наша передача попадает во всех слушателей, которые нас сейчас в машине, где угодно слышат, потому что сегодня очень часто люди зарывают свой талант.
Н. Лангаммер
— Что есть талант?
С. Бурлака
— Талант — это способность человеческая, которая благословляется Богом.
Н. Лангаммер
— А чем отличается от способности?
С. Бурлака
— Тем, что просто способностей огромное количество, они природные часто, они связаны с нашей индивидуальностью. Но как только у нас проявляется какой-то личностный дар более...
Н. Лангаммер
— Особенный.
С. Бурлака
— Ну лицо, да, вот из толпы выделяется лицо.
Н. Лангаммер
— Больше, чем у других.
С. Бурлака
— Да, и это связано с каким... Вот, например, я ходил на тхэквондо и занимался брейк-дансом в детстве.
Н. Лангаммер
— Класс.
С. Бурлака
— Да, но и при этом играл на скрипке. И все это были таланты...
Н. Лангаммер
— Способности.
С. Бурлака
— Способности. Вот. Спасибо. А в какой-то момент я стал вкладываться в одно дело, потратил 10 тысяч часов. Как сейчас говорят, что надо 10 тысяч часов. И я научился играть на скрипке, а потом на альте. И стал играть в оркестре Спивакова. Это талант. А потом в моей жизни появился дар. И духовное образование, и церковная жизнь. И я думаю: консерваторию я завершать не буду. Все. Надо бросить это дело, это мирское, это вот все меня отвлекает. И мой духовник, отец Георгий Кочетков, он сказал: «Нет, ни за что нельзя бросать консерваторию, ты должен ее завершить». Я ему очень благодарен, потому что я завершил ее, и вот сейчас то, что я делаю, и вот мотивационное выступление, которое вы слышали, я увидел, что может все совпасть. И твои способности, и таланты...
Н. Лангаммер
— Талант проповеди? Ой, вернее, дар, дар проповеди.
С. Бурлака
— Да, наверное. Ну я шифруюсь в этих сообществах, это вот только наши радиослушатели знают.
Н. Лангаммер
— То есть вы про мотивацию, а между тем какая-то миссия идет.
С. Бурлака
— Конечно. Зачем мотивировать, на что мотивировать человека мира сего? Ну люди погибают. Но вот мне очень хочется туда вложить семечко какое-то, которое человек может услышать и тоже увидеть в себе талант. И мне очень близка вот мысль, последнюю скажу в моем спиче, очень близка мысль святителя — по-моему, это был Макарий Алтайский, он предложил другую версию. Он сказал, что таланты — это люди, вверенные нам Богом, и нам надо их умножить, надо чтобы этих людей вокруг тебя было больше. И мне она, знаете, почему нравится, эта версия? Потому что, когда мы говорим о таланте в себе, мы часто сконцентрированы на себе, а там рядом находится этот вот комплекс самозванца: да какой ты талант, ты ничтожество, ты ничего не умеешь, ты еще не выучился...
Н. Лангаммер
— То есть это все про себя.
С. Бурлака
— Это про себя. А христианство — это о других.
Н. Лангаммер
— Отец Михаил, как вам такая трактовка?
С. Бурлака
— Преподобного Макария.
Протоиерей Михаил
— Ну, по поводу таланта и привнесения его в мир, конечно, на эту тему такое очень такое сложное, в общем-то, мнение. Потому что вот когда мы с детства, например, начинаем смотреть на своих детей, мы, как правильно сейчас сказал Сергей, да, значит, он так пошел на тхэквондо, потом на шахматы, потом, значит, на настольный теннис, еще куда-то, еще куда-то. И я знаю много таких семей, которые вот ребенка своего там, я не знаю, ему, бедному...
Н. Лангаммер
— Погулять во дворе некогда.
Протоиерей Михаил
— Вообще ничего некогда. Он везде — он с утра плавает, вечером боксом занимается и так далее, так далее. Вот исследование ребенка, исследование ребенка с детства, это есть вот как раз вот первоначальная, мне кажется, задача родителей, в которой как раз и проявится выявление вот этого таланта. Выявление таланта.
Н. Лангаммер
— Таланты и дары, отец Михаил, все-таки.
Протоиерей Михаил
— Все-таки я считаю, талант — это чисто Божие. Ну вот посмотрим на того же, например, Владимира Теодоровича Спивакова — он же талант.
Н. Лангаммер
— Талант.
С. Бурлака
— Да абсолютно.
Протоиерей Михаил
— И он вот свой талант, он его в мир несет, ведет. И мало того, он не просто играет, он же сколько организовал, значит, фондов, которые поддерживают уже людей, детей, талантливых детей, которые где-то, значит, уже себя проявили, но они своими силами свой вот этот вот талант не разовьют и людям его не преподнесут, и люди их не увидят и не узнают. А вот эта вот помощь как раз и заключается фондов этих, да, в том, чтобы дать ребенку условия, чтобы талант его расцвел и потом начал приумножаться. И, приумножаясь...
Н. Лангаммер
— Приносил пользу людям.
Протоиерей Михаил
— Да, все это было для людей.
Н. Лангаммер
— Да, все-таки вот смотрите, про дары Святого Духа, мне хочется здесь вот точно богословски разложить. Я прямо процитирую Послание Коринфянам Первое: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». А чем отличаются таланты от даров?
Протоиерей Михаил
— Талант, наверное, все-таки это врожденное.
Н. Лангаммер
— А дары?
Протоиерей Михаил
— Дары Святого Духа, они потому и дары, что их дают. Их потому и дают. Потому что человек в жизни, вот он вырос, например, опять же вот как Сергей сейчас сказал, да, талант музыканта, например, у него был. А потом Господь увидел в нем, что этим талантом он может еще и нести проповедь в жизнь. И вот здесь вот дар слова. Дар Духа Святого — это вот дар слова. Вот как раз и вся разница.
Н. Лангаммер
— То есть это дары нам даются, когда мы можем еще чем-то послужить, когда Господь в нас видит этот потенциал, да?
Протоиерей Михаил
— Во-первых. Во-вторых, наверное, когда мы уже готовы к этому.
Н. Лангаммер
— Ну вот да, я это имею в виду.
Протоиерей Михаил
— Когда мы к этому готовы уже. Потому что вот опять же, вот как по моей жизни, по моей практике. Нашли в этом ребеночке талант, например. Нашли. Вот он или музыкант, или он шахматист, или он там еще кто-то, но реально вот все вот. Но талант — это всего 10% от того, что этот ребенок потом бы приумножил и от него уже пошло бы польза людям пошла бы, 90%— это тяжелейший труд.
Н. Лангаммер
— Что же мы зарываем, вот эти врожденные наши? Ань, что ты зарыла?
А. Тумаркина
— Что я зарыла? Мне сейчас очень сложно сказать, зарыла я или и положила в ящик, а потом откопала. Но, например, очень интересно, как в мою жизнь пришло радио.
Н. Лангаммер
— Радио ВЕРА.
А. Тумаркина
— Радио ВЕРА, да. Опыт журналистики до этого у меня был только один — я написала достаточно большую статью для сайта, получила свои честные 600 рублей, и было мне тогда 20 лет. И после этого с журналистикой не соприкасалась совсем. До 39 лет, когда Наташе понравилось, что я пишу, и, наверное, мои стихи, и вот в результате три года мы уже сотрудничаем. И я очень рада, что ко мне это пришло поздно. Почему рада? А потому что звезду не поймала. А потому что вот знаю, насколько это все тленно.
Н. Лангаммер
— Интересно. То есть это был зарытый талант, который вытащили наружу, да, мы?
А. Тумаркина
— Ну, я думаю, что да. Потому что если бы мне кто-то, например, сказал чуть раньше, не в 39 лет, а в 30, что Ань, а ты не хочешь написать что-то для радио? Я думаю, что я бы очень сильно испугалась и сказала: нет-нет, что вы, у меня не получится, да я никогда не смогу. А тут вот как-то, видимо, и Господь на сердце положил, и видимо, пришла необходимая для этого уверенность в своих силах и спокойствие, которое приходит с возрастом и с опытом, и все получилось.
Н. Лангаммер
— Вот я все-таки хочу поднять вопрос, который, собственно, вынесен в название программы: почему мы зарываем какие-то таланты? Вот как вы думаете? Есть у вас, что у вас зарыто, Сергей?
С. Бурлака
— Наверняка много чего зарыто, и Господь очень хочет, чтобы мы открывали, разрывали. Но феномен зарывания для меня вот очевиден, что это, в первую очередь, неблагодарность. Вот когда мы перестаем благодарить, когда мы перестаем воспринимать — то, что вот сейчас отец Михаил сказал, талант — это все-таки такой врожденный дар.
Н. Лангаммер
— Потенциал.
С. Бурлака
— Да, потенциал, который тебе таки дарован. Если ты прекращаешь благодарить и быть благодарным, относиться к этому как к расходному материалу своему. Ведь мы знаем, кроме Спивакова, огромное количество других музыкантов, которые растрачивали себя. Не собирали, а растрачивали свой талант. И я вижу корень в неблагодарности. Иногда человек не знает, кого благодарить. Помните Осипа Мандельштама? За дар жизни кого благодарить? Вот он ночью проснулся и не знает, кого благодарить. Иногда люди знают, кого благодарить, но не благодарят. И вот в этой неблагодарности рождается и комплекс самозванца, и неудовлетворенность собой, неудовлетворенность другими, и прожигание. И вот если человек начинает — это видно же и в притче о талантах, что раб, который зарыл, он же потерял эту самую благодарность за возможность умножать. И мне в этом смысле вот случай Анны, нашей героини, напомнил судьбу Арво Пярта, потрясающего православного, верующего, последнего классика в мире классической музыки. Он замолчал на 10 лет, пробуя в авангарде всякие стили. Крестился в православии и обрел свой уникальный голос спустя 10 лет и заиграл по-новому.
Н. Лангаммер
— В эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем тему «Почему мы зарываем свои таланты?». В гостях у нас отец Михаил Богатырев, настоятель Покровской церкви города Яхрома, Сергей Бурлака, музыкант, Анна Тумаркина, преподаватель английского языка, востоковед. Мы вернемся через небольшую паузу. Пожалуйста, не переключайтесь.
Н. Лангаммер
— Возвращаемся в студию Светлого радио. В эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем тему зарывания наших талантов, почему мы это делаем. В гостях у нас отец Михаил Богатырев, настоятель Покровской церкви города Яхрома, Сергей Бурлака, музыкант, автор мотивационных лекций, и Анна Тумаркина, преподаватель английского языка, востоковед. А помните у Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты и мне дана...» Вообще был вопрос про жизнь, да, и митрополит Филарет Дроздов ему как раз ответил: «Не напрасно, не случайно...» И вот этот вот диалог, он как-то, не знаю, для меня был очень таким ярким, когда я о нем узнала. Кстати, узнала только воцерковившись, хотя изучала Пушкина в филологическом, по сути, вузе, на журфаке МГУ. И это как раз вот та история, наверное, про которую мы говорим. Неблагодарности, да. То есть у меня это есть — я сейчас уже не про Пушкина, а про себя, что у меня это есть, ну и хорошо, ну и спасибо, как бы я рада, да, но это мое. А это не мое получается, да, Ань, как ты это воспринимаешь?
А. Тумаркина
— А было даже еще хуже. Дело в том, что, еще учась в школе, мне постоянно учителя литературы говорили: «Ань, у тебя такой литературный дар, ты так пишешь стихи». А мне это очень сильно мешало, потому что эти стихи каким-то вот образом они превращали меня в белую ворону. И вот эта вот непохожесть на других для подростка — это же очень тяжелый опыт на самом деле.
Н. Лангаммер
— О сколько препятствий на пути к реализации талантов. Уже родители нам помешали. Ну мы Аню сегодня препарируем, ты разрешила. Родители, учителя...
А. Тумаркина
— Учителя, да. И мне очень не хотелось, я сопротивлялась всеми возможными способами. Я говорила: я никогда не буду писать стихи. Стихи пишут только непризнанные гении и так далее и тому подобное.
Н. Лангаммер
— Есть такой стереотип.
А. Тумаркина
— Да, есть такой стереотип. И даже, будучи пишущим человечком, я не была от этого стереотипа свободна. И очень долгое время я вообще этого избегала и боялась в себе, что, не дай Бог, вот я еще что-нибудь напишу и стану вот таким вот странным изгоем не от мира сего. Но с возрастом все проходит, слетает вся вот эта вот ненужная шелуха. Слетает на самом деле что? Гордынька слетает.
Н. Лангаммер
— То есть не реализация талантов — это как бы страх быть непринятым, непонятым, выделенным из общества. То есть страх человеческого мнения, получается, мы человекоугодничаем. Сергей, как вы думаете?
С. Бурлака
— Конечно. Природа человеческая, падшая природа, она человекоугодническая, нам хочется всем нравиться. А если человек решается воплотить тот дар, талант, который дан Богом, ему придется встретиться с хейтерами, которые будут писать в комментариях: что это ты делаешь, что ты такое говоришь, это вообще ерунда полная...
Н. Лангаммер
— Потому что талант — это эксклюзив, да?
С. Бурлака
— Конечно, и это не массовый продукт, вот в чем дело. Потому что талант, когда человек проявляет свой талант, он выделяется из массы, из толпы. А масса и толпа говорят: будь как все, серой массой, со своими способностями, кружками и так далее. И вот это христианство очень здорово располагает к тому, чтобы проявить свои личностные дары, таланты и даже способности индивидуальные. И вот жалко, что современный человек не знает этого. Мне кажется, наша передача должна вдохновить людей обратиться к христианству как к источнику такой смелости, когда ты, проявляя себя, встаешь вот из этой серой массы.
Н. Лангаммер
— Слушайте, тоже вопрос большой, а талант ли это? Потому что у меня, например, был когда-то знакомый — я не буду называть имя, естественно, некий, допустим, абстрактный какой-то человек, который очень много начал говорить, воцерковившись. И он сказал: у меня открылся дар красноречия. Господи, прости. Хотелось, чтобы он закрылся хоть на какое-то время. И есть такая опасность в себе увидеть таланты — тщеславие нам это подскажет, которые, в общем-то, не таланты. Как отличить, отец Михаил, одно от другого? Талант от желания что-то вот делать и иллюзии, что ты способен, на глубинном уровне.
Протоиерей Михаил
— Ну я вот о чем хочу сказать. Я вот абсолютно согласен сейчас с тем, что Сергей говорил. Но мы с вами все- таки немножечко так вот на землю спустимся давайте. И вот эта не реализация таланта в жизни — ведь это может быть не просто вопрос в том, что человек там не хочет благодарить, не знает, как благодарить. Это может быть вопрос бытовых каких-то трудностей. Это может быть вопрос того, что родители, даже видя в тебе талант...
Н. Лангаммер
— Не купили пианино.
Протоиерей Михаил
— Махнули рукой, сказали: давай сам, как хочешь. Для того, чтобы талант реализовался в жизни, нужно чтобы...
Н. Лангаммер
— Обстоятельства.
Протоиерей Михаил
— В одной точке сошлось очень много. И родительское внимание вот это видеть, и значит семейная, значит, обстановка, и среда, в которой ребенок этот общается. И, чего греха таить, это и материальное положение родителей. И вот чтобы в одной точке все сошлось, это действительно должна быть вот воля Божия. Я тоже знаю таких людей, которые с детства были талантливы, но потом и родители это не поддержали, и сами люди как-то вот не поверили в это и не настояли.
Н. Лангаммер
— То есть может не быть воли Божией для реализации таланта, который Он дал?
Протоиерей Михаил
— Вот здесь вот, мне кажется, ведь у нас же и своя воля есть. Вот мы свою-то волю не приложили.
Н. Лангаммер
— Или волю родителей. Воля родителей не приложилась.
Протоиерей Михаил
— А родители. может, вообще сказали: делай как хочешь.
Н. Лангаммер
— Хорошо, Сергей, вот вас поддержали родители, когда вы выбрали игру на скрипке?
С. Бурлака
— Да, очень поддержали и поддерживали, и отец очень много сделал, чтобы я отучился в консерватории, потому что я поступил сначала на платное. Но вот именно для проявления таланта и дара, мне кажется, выявлению его помогает еще церковная община. Вот когда кто-то не просто из других талантливых людей подскажет, хотя это меня тоже поддержало, когда меня поддержал Башмет, когда меня поддержали другие прекрасные имена, которые сказали: Сергей, занимайся, поступай, не бросай. Но когда меня поддержал духовник и увидел в этом какую-то не просто способность — я в себе этого не видел, мы в себе не можем часто разглядеть этого. Мы смотрим и очень критично к себе относимся: ой, это не то, это не так. А вот когда другой человек, вот когда-то Рахманинов, встретившись с Сикорским в Америке, увидел, что он вот теряет все и обанкротился, и не получается построить самолет, он дал ему денег и сказал такую фразу, которая для меня коронная, мне кажется, ее надо прямо друг другу говорить. Он принес денег ему, вложил в его инжиниринговую компанию и сказал: я верю в ваш самолет. Вот здесь проявляется сила христианства колоссальная, главное — вера в человека.
Н. Лангаммер
— А если бы это был плохой самолет? А он поверил и обнадежил. Я сейчас не беру ту ситуацию, а если мы скажем человеку: давай, дерзай, ты пройдешь эти конкурсы, у тебя все получится. А у него нет таланта музыканта.
С. Бурлака
— Нет, не надо врать. И Рахманинов не врал, и он уже видел, что Сикорский построил много вертолетов и самолетов. И у нас часто в жизни уже проявляется как-то, но мы начинаем зарывать. И вот важно, что появился другой человек и сказал: я верю в тебя. Делай это. Делай ради Бога, ради других людей. И вот, мне кажется, еще часто мы не имеем такой вот поддержки, потому что христианство — это опять же великая сила веры в другого человека. Не вообще в хорошее в человеке, а именно в этот богосродный корень, который есть в каждом человеке. И вот когда мы это замечаем, на этом концентрируемся, его поддерживаем. Вот когда ваш духовник сказал: вот, Анечка, пожалуйста, вот поговорите на английском языке, — мне кажется, вот это и был вот этот важный момент, в который мы, как верующие люди, должны друг друга поддерживать.
А. Тумаркина
— Мне было очень это приятно, что он верил в то, что я пойму все, что говорит наш испанский гость.
Н. Лангаммер
— Кстати, это очень важно. Потому что действительно, придя в храм, я тоже почувствовала вот эту веру. Мне кажется, знаете, я недавно такую мысль для себя допустила, что любовь к ближнему — это способность его увидеть. Не в себя смотреть, а увидеть. А когда ты видишь другого человека, ты видишь в нем, наверное, и таланты. Можно, наверное, так продолжить вашу мысль, Сергей, да?
С. Бурлака
— Да, абсолютно верно. Но для этого нужно быть вот в этом треугольнике: другой человек, Бог и я. И если мы настроены на этот треугольник, то у нас получается видеть друг в друге не только недостатки, не только способности, но таланты, а еще, важно, дары.
Н. Лангаммер
— Ну, дары — это такая вообще тема...
С. Бурлака
— Другая тема. Надо прямо отдельно нам.
Н. Лангаммер
— Слушайте, у меня все равно как бы вот эта вот проблема во мне, это талант или мне кажется. Даже если другие говорят, иногда говорят, чтобы поддержать. И вот, наверное, очень правильная мысль прозвучала от вас, Сергей, что не надо говорить неправду. И если там девушка пухленькая, то не надо говорить, что ты стройная. Можно сказать о том, что действительно в ней есть: ты красивая, ты женственная. И это будет правда, и это ее поддержит. Но если мы ошибаемся, и человек начинает вкладываться в то, что ему не дано как талант?
А. Тумаркина
— Наташа, а мне кажется, что всегда лучше сожалеть о том, что ты хотя бы попробовал сделать, чем о том, что ты делать даже не пытался. Потому что до конца ни мы себя до конца не знаем, ни кто-то другой до конца нас не знает и знать не может. Может быть, наш первый самолет, условно говоря, не получится. Но пройдет время — раз, два, три, и мы создадим крылья и полетим, как птицы.
Н. Лангаммер
— Слушайте, у Циолковского долго не получалось, тем не менее получилось. Ну вот все-таки, Сергей, вот как вы в себе вот этот второй талант или дар открыли? Вот такого вот служения людям, что вы вышли на преподавание там в «Сколково», и сколько мы вас сюда зазывали, в студию, у вас все время было то с каким-то правительством, то куда-то вы уезжали. Я думаю: ничего себе уровень. Как у вас получилось?
С. Бурлака
— Я сам удивляюсь, я воспринимаю это как дар, вот как подарок. Я не перестаю благодарить каждый день за эту возможность. И честно скажу, что мне помогло хорошее богословское образование. Без образования сегодня христианину что-то всерьез сделать очень трудно, поэтому нужно образовываться, нужно учиться. Вот если ты хочешь вот на той планке плинтуса что-то делать и не хочешь учиться, у тебя ничего не получится. У меня была поддержка в виде церковной общины, потому что вот братья и сестры по вере, с кем мы и в храм ходим, и причащаемся, и паломничества устраиваем, они видят в тебе этот дар и поддерживают. Это очень важно, и у многих этого нет. И я понимаю, что, как отец Михаил сказал, все совпало. Вот действительно должно все совпасть. И что еще важно. Важно еще, рождается ли энергия и силы в том, что ты делаешь. Это хороший показатель.
Н. Лангаммер
— Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы по традиции в вечернем эфире в воскресенье обсуждаем какую-то тему, которую поднял автор программы «Частное мнение». Сегодня такая тема — про то, почему мы зарываем свои таланты. В гостях у нас отец Михаил Богатырев, настоятель Покровской церкви города Яхрома, Сергей Бурлака, музыкант и преподаватель мотивационных программ, и Анна Тумаркина, преподаватель английского языка и востоковед. Вот Сергей сейчас сказал про то, что появляется энергия, когда ты делаешь свое дело. Кстати, я это слышала не первый раз, что показателем является именно то, что у тебя получается, и тебе приносит удовольствие. Ну вот еще версия энергии, да? А Господь же сказал: примите силу. В каком контексте Он сказал? «Из чрева потекут реки живой воды». Отец Михаил, вот мы туда все время ходим, в дары, как бы, может быть, не стоит. Но все-таки что это за сила, о которой Господь говорил?
Протоиерей Михаил
— Во-первых, наверное, Господь никому ничего не дает насильно. И вот в контексте нашего разговора, вот мы сейчас говорили о реализации таланта, вот о силе, о той энергии, которая рождается.
Н. Лангаммер
— При действии, да. В рамках таланта.
Протоиерей Михаил
— Вот здесь вот, на мой взгляд, вот здесь как раз идет совпадение, должно быть совпадение воли Божией, воли человеческой и веры человеческой.
Н. Лангаммер
— В Бога или в себя?
Протоиерей Михаил
— Конечно, в Бога. И воля к достижению целей. Вот мы сейчас все говорили о том, что мы все когда-то пришли в храм. И это было точкой отсчета осознания нас самих, что в нас где-то есть, что в нас есть.
Н. Лангаммер
— А до этого не было?
Протоиерей Михаил
— До этого? Наверное, было. Но вот именно цель, именно вот для чего — это только в храме осознается.
Н. Лангаммер
— Слушайте, правда. Я сейчас на себя тоже примеряю, потому что...
Протоиерей Михаил
— Я прошу прощения, это осознается только в храме. И мы, приходя в храм, мы для себя в первую очередь, в самую первую очередь отвечаем на вопрос, для чего мы живем.
Н. Лангаммер
— Да, совершенно точно.
Протоиерей Михаил
— Для чего мы живем. И тут мы начинаем видеть и дары, и таланты,
Н. Лангаммер
— То есть все выстраивается в одну линию.
Протоиерей Михаил
— И пути достижения, и как почувствовать и узнать и волю Божию, и как самому поверить, и где-то она твоя там эта воля к достижению. И, как сейчас говорили, вот первый самолет неудачный — это очень касается журналистики. Моя первая журналистская статья была такая, что я потом не пошел дальше в журналистику. Все мне сказали: иди, журналист ты никакой вообще. Я ушел, и слава Богу, наверное, что я ушел И вот эта вера в Бога и воля Божия, и воля человеческая к достижению цели, они и выстраивают потом вторую статью журналистскую получше, третью получше. А потом формируется уже конкретно автор настоящий, талантливый и уже признанный.
Н. Лангаммер
— Слушайте, вот я журналист с 15 лет. И я могу сказать, что я воцерковилась, когда мне было 32. Я до этого много где работала, вела программы на телевидении, снимала какие-то передачи. Я искала все время, про что. И мне казалось, что хотя бы если какая-то польза будет — например, мы снимали про успешных предпринимателей, не олигархов, а второй эшелон, которые создали какой-то бизнес в России. И мне казалось, что я людям показываю что-то полезное, и этим я утешалась, зачем я это делаю. Но когда я пришла в Церковь, я, наконец, поняла, зачем я научилась вот этому языку телевидения, языку кино. И я с таким удовольствием начала рассказывать о Боге, о том, что я люблю. И вот в тот момент я вот эту линию почувствовала и путь, куда я иду и зачем иду. Аня, вот у тебя не так было, когда ты на Радио ВЕРА пришла?
А. Тумаркина
— Когда я пришла на Радио ВЕРА, во-первых, это колоссальное счастье. Во-первых, спасибо за этот опыт, Наташа, в первую очередь спасибо тебе.
Н. Лангаммер
— Да это Господь привел, что называется.
А. Тумаркина
— Ну да, Господь привел, вне сомнения. И очень важно то, что у меня тоже все мои первые самолеты не получались. И получали мы их с кровью, и бились мы за мой корявый язык очень долго и очень муторно. Но очень важно, что, может быть, это и хорошо, что сразу не получались. Может быть, это и хорошо, что есть опыт преодоления, есть опыт в том числе и борьбы со своими амбициями, со своей гордынюшкой, со своей ленью, когда у тебя завтра запись, ты должна отредактировать текст, потому что ты там будешь не одна, и от тебя многое зависит. Это очень важно, и это очень хорошо. И я рада, что мне это все досталось не как вот подарок от волшебника из голубого вертолета, а все-таки через достаточно тяжелый и долгий труд. Это очень здорово.
Н. Лангаммер
— Я все-таки хочу вернуться к теме программы. Спасибо за добрые слова и в адрес Радио ВЕРА, это очень всегда приятно слышать. Но все-таки, почему же мы зарываем таланты? Сегодня прозвучали несколько причин — страх, осуждение окружения, попытка неповиновения там родителям, они помешали в чем-то, друзья помешали в чем-то. Но все-таки, да, неблагодарность. Какие-то еще версии есть людям объяснить, что они что-то закопали, вот это и это причина закопанного таланта. А что еще может быть?
А. Тумаркина
— Мне кажется, там одна большая причина на самом деле. Она примерно такая же, как и мать всех грехов — гордыня. Потому что нам же хочется сразу признания. Нам же хочется, чтобы за каждую нашу строчку нам аплодировали. И очень часто мы, во-первых, отказываемся работать над своим талантом, отказываемся его развивать, дайте нам славу прямо сейчас. И, с другой стороны, бывает, например, противоположная история, что я настолько уникальный, что никто не достоин видеть это.
Н. Лангаммер
— И вылезает наше тщеславие. Потому что даже когда мы сейчас говорим: у меня такой талант или такой талант, это будет воспринято, будет такая коннотация, что это тщеславие говорит, что я талантливый, да, Сергей?
С. Бурлака
— Конечно, тщеславие — едкая такая болезнь, которая поражает на пути к реализации, к плодоношению. Но и еще одна вещь, может быть, она связана вот с этим тщеславием. Вспомните, ведь Христос в Евангелии Сам назвал причину того, что он закопал, помните, Он сказал: раб злой и ленивый. Вот злоба и лень. И злоба — я сейчас имею ввиду, даже не просто вот эту способность инфернального чего-то такого вот, такого свойства да, и приобщения к злу. Ведь «злоба» с церковно-славянского языка переводится как «забота». Ну на злобу дня. Злоба — это заботливость.
Протоиерей Михаил
— Чрезмерная.
С. Бурлака
— И вот срочность, срочность и суета как пустота. Суета — это пустое. И вот люди сегодня живут, конечно, под знаком срочности. Я искренне считаю, что это диавольское качество, это дух сатаны в этом мире: срочно. Потому что все важное происходит не в срочности. Это категория важного, в бизнес-сообществе есть разделение срочного и важного. Срочное — это всегда что требует пожар, ты проснулся утром — и все, и надо тушить пожар. Но верующий человек, он делает сначала важное, а потом идет тушить пожар. Что важное? Это где-то и помолиться, и прочитать тексты, поразмышлять над Евангелием. И вот злоба и лень. Вот я думаю, что вот здесь это два качества, как вот эта суетливость, обуреваемость срочностью и, я бы так сказал, озабоченность делами, завтрашним днем, следующим годом, кризисами. Думскроллинг, кстати. Утром проснулись — мы не обращаемся к Богу...
Н. Лангаммер
— Думскроллинг — это пролистывание соцсетей.
С. Бурлака
— Пролистывание новостей. Когда мы просыпаемся, смотрим в соцсети, листаем все это, напитываемся. Вместо того чтобы обратиться к Богу, поблагодарить Его за этот день. Вот злоба, вот это злоба. Ну и лень колоссальная, духовная лень. Я замечаю, вот среди бизнес-сообщества люди потрясающе трудолюбивые, они делают много чего. Но духовно трудиться они не привыкли.
Н. Лангаммер
— Это труднее.
С. Бурлака
— Конечно. Это вообще какая-то мышца другая, которая очень неразвитая.
Н. Лангаммер
— И сопротивление есть еще, Баба Яга всегда против. Слушайте, а я очень была удивлена, когда я услышала, что если дословно переводить молитву Ефрема Сирена, то там, не дай мне дух праздности, дух уныния, а там даже не уныния, если точнее переводить, там многоделание, то есть праздность и многоделание.
Протоиерей Михаил
— Суетливость.
Н. Лангаммер
— Вот это как-то прячется, вот эта штука прячется, что мы за многоделанием не замечаем важного, да?
С. Бурлака
— А стержень здесь один. Суетливость — это не просто, когда ты много чего делаешь. Люди иногда сидят, ничего не делают, и это суета.
Н. Лангаммер
— В голове.
С. Бурлака
— Суетливость — это когда ты не делаешь самого важного, что есть сегодня в твоей жизни.
Н. Лангаммер
— Но заполняешь это чем-то.
С. Бурлака
— Да, чем-то. Соцсети, сериалы там и так далее, и так далее. Что мы только не делаем. Но мы не делаем важного. Теряем силы, теряем благодарность и закапываем. Вот где мы закапываем. Вот в этих наших черных зеркалах, на которые мы смотрим.
Н. Лангаммер
— Хорошо. А если такая ситуация, что у нас очень много талантов? Я вот думаю, что не только скрипка и мотивационные программы — ваши таланты, Сергей. Вот, например, у вас есть еще что-то, что хотелось бы и нужно реализовать?
С. Бурлака
— У меня очень много талантов. Нет, я думаю, что, наверное, есть. Но вот смирение, такое качество духовной жизни как смирение — это как раз способность знать свою меру. И да, у тебя может много чего быть, но надо знать какую-то свою меру. И перед Богом я не вижу, что я очень талантлив. Я вижу, что я много чего не делаю. Но надо не просто стремиться развить все, что у тебя есть, но надо узнать волю Божию: а что тебе сегодня в твоей жизни, какой приоритет на год, на три года, на пять лет тебе нужно сделать главное. Потому что если ты будешь распыляться, побежишь за двумя зайцами, ни одного не словишь.
Н. Лангаммер
— И на все секции во взрослом возрасте мы тоже сейчас записываемся.
С. Бурлака
— Ох, это часто встречается.
Н. Лангаммер
— Часто встречается. И все-таки, отец Михаил, подытоживая, что бы порекомендовали сейчас людям? Мы так немножечко эту тему размяли, люди задумаются про свои таланты. Все-таки с чего начать, чтобы их реализовать?
Протоиерей Михаил
— На мой взгляд, вот я все-таки человек практики, я все время с людьми общаюсь, все время разговариваю, какие-то выслушиваю, значит, проблемы всегда. Я считаю, самый главный враг сегодня вот души человеческой — это вот это вот общение в соцсетях и, в связи с этим, вот эта суетливость. Человеку некогда, он себя ставит сам в такие условия, когда ему некогда оглянуться.
Н. Лангаммер
— И в себя заглянуть.
Протоиерей Михаил
— Ему некогда в себя заглянуть. Он не понимает даже, куда он идет, куда он бежит, что он делает. Ему просто надо сделать, и он делает. А надо это? Зачем это? Смысл этого? Результат этого? Польза для людей? Может быть, не для всех. Для семьи? Она абсолютно сомнительна. Абсолютно сомнительна. Остановиться надо. Остановиться нужно, оглянуться. И оглянуться даже не по сторонам, а оглянуться надо...
Н. Лангаммер
— Заглянуть внутрь.
Протоиерей Михаил
— В себя, внутрь. И сказать: стой, подожди, все, не надо, хватит. Ты уже добежал куда-то, у тебя уже сил скоро бежать не будет, а ты все будешь себе планы какие-то строить. А эти планы, они не дадут результата, в первую очередь для души.
Н. Лангаммер
— И Бог не благословляет, напрасно трудится человек, да, вот на что есть благословение.
Протоиерей Михаил
— Да Господь иной раз и дает человеку какие-то ориентиры жизненные, и много ориентиров. А человек иногда не видит и бежит и дальше, и бежит, и бежит, и бежит... А потом проходит какое-то время, говорит: слушайте, а мне же Бог говорил, вот туда, а я чего-то вот...
Н. Лангаммер
— Остановиться, затихнуть и послушать.
Протоиерей Михаил
— Да, остановиться. Главное остановиться. И вот этот вот информационный поток, который сегодня идет, он тяжелейший. Причем вся информация, она идет сейчас очень острая. Это не просто там, значит, шахтеры выкопали сегодня там столько-то тонн угля, там, значит, самолет взлетел, удачно сел, а это уже хорошо все. Вся информация идет острая, она столько эмоций у человека забирает. И эти эмоции он мог бы потратить на другое совсем, а он тратит их впустую. Он закапывает все, все свои возможности духовные, данные Богом, он их закапывает.
Н. Лангаммер
— Вот этой пылью современной такой бурной жизни, которая...
Протоиерей Михаил
— Я думаю, это, наверное, все-таки делается даже и где-то немножко специально, чтобы люди поменьше и задумывались, в общем-то, о том, как правильно человек жить должен духовно. И главное достижение человека остановившегося — это приход в храм. Это приход в храм, и это и есть причина остановки.
Н. Лангаммер
— И наше время тоже закончилась, и нам надо остановиться сегодня. Но мне кажется, мы немножко приоткрыли тему, да, Ань, если коротко.
А. Тумаркина
— Великолепно приоткрыли тему. И ко мне пришла такая метафора, что, пока мы не с Богом, у нас очень много талантов, и они похожи на разные драгоценные камни, которые лежат перед нами. Они блестят, они очень красивые, но они всего лишь камни, и они холодные. А Господь нам дает уникальную возможность конвертировать сокровища земные в сокровища небесные, которые никогда не меркнут и прекрасно, необыкновенно сияют.
Н. Лангаммер
— А мне еще напоминает, вы знаете, что, лежат разные ниточки узелками, а Господь позволяет их так вот вытянуть, и для нас становится уже понятно, какая ниточка что, куда она ведет, и можно из них что-то, не знаю, там, плести, прясть.
А. Тумаркина
— А может быть, это будет дорожка в небо.
Н. Лангаммер
— Вот она и получится. Спасибо большое за этот интересный разговор. На самом деле есть о чем подумать. Напомню, что мы обсуждали тему, почему мы зарываем свои таланты и как их не зарывать. Это была программа «Клуб частных мнений». В гостях у нас был отец Михаил Богатырев, настоятель Покровской церкви города Яхрома, Сергей Бурлака, музыкант и автор мотивационных программ, лекций, и Анна Тумаркина, преподаватель английского языка, востоковед, которая предложила эту тему. Спасибо, Аня. Напомню, что программу «Клуб частных мнений», как и другие некоторые программы Радио ВЕРА, можно не только слушать, но и смотреть на всех наших ресурсах, в нашей группе ВКонтакте и на сайте https://radiovera.ru/. У микрофона была Наталья Лангаммер. И мы на сегодня прощаемся с вами. Увидимся, услышимся через неделю на волнах Светлого радио, в воскресенье в 18.00. Всего доброго, до свидания.
Протоиерей Михаил
— До свидания.
А. Тумаркина
— До свидания.
С. Бурлака
— Всего доброго.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема











