Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Умеем ли мы радоваться простым вещам, видеть прекрасное в мелочах? Алексей Венецианов обладал этими качествами. Своей картиной «Крестьянка с бабочками» он призывает нас ценить каждое мгновение жизни и благодарить Бога за окружающую нас красоту.

— Ну, полно вам, Андрей Борисович! Я себя чувствую звездой кинематографа на красной ковровой дорожке. Вы уже, наверное, сто снимков сделали. На старом фотоаппарате уже давно бы пленка кончилась.
— Не могу ничего с собой поделать, Маргарита Константиновна! Так хочется запечатлеть бескрайние окские просторы, пшеничное поле с васильками вдоль межи и вас в красном сарафане! ...Так, стоп, замрите!
— Что такое?
— Ничего страшного! Просто вам на плечо села бабочка, постарайтесь не шевелиться!
— Ну вот, теперь я не кинозвезда, а героиня картины Алексея Венецианова «Крестьянка с бабочками». Помните этот портрет? Женская головка в алой косынке на фоне спелой ржи.
— Замечательное произведение начала девятнадцатого века! Девушка, срезающая на поле спелые колосья, подняла к лицу руку, чтобы смахнуть пот. И замерла, потому что прямо на ладонь к ней сели две бабочки. А вот вы, Маргарита Константиновна, все-таки пошевелились, улетела наша красавица! Какие кадры пропали! ...А картину Венецианова, о которой вы говорите, я видел всего два месяца назад.
— Правда?
— Да, ездил в Рязань и побывал в художественном музее. И даже, представьте себе, сделал там несколько снимков смартфоном. Вот, посмотрите, мне кажется, они удачные!
— Ну-ка, позвольте. О, да! Очень хорошо получилось. Отличная цветопередача!
— Я старался! Ведь цвет здесь очень важен. Венецианов настоящий поэт, он воспел свою героиню в красках. Колосья оттеняют золотой загар крестьянки, её глаза сродни василькам, алая косынка подчеркивает нежный румянец и губы.
— А серп в руке героини картины что означает? Вам не кажется, что орудие, которым крестьяне срезали спелые колосья, выглядит тревожно близ девичьего лица?
— Острый клинок, изогнутый полумесяцем и впрямь привносит напряжение в пасторальную картину. Полагаю, он здесь — символ скоротечности времени. В Библии итог человеческой жизни не раз сравнивается с жатвой.
— То есть, Алексей Венецианов своей картиной «Крестьянка с бабочками» хотел сказать, что молодость проходит, пройдет и жизнь?
— Вряд ли он был столь категоричен в своем художественном замысле. Мне кажется, Алексей Венецианов призывает ценить каждое мгновение жизни, благодарить Бога за красоту, которая нас окружает. Замирать, когда на твою руку садится бабочка. Это, кстати, тоже яркий символ!
— Бабочка?
— Ну, конечно! Образ преображения. Превращение гусеницы в бабочку — метафора продолжения человеческой жизни по окончании земного пути. Алексей Венецианов верит, что расставшись с бренным телом, человеческая душа станет крылатой. Как это удивительное творение Божие, что опять красуется у вас на плече.
— Сфотографируйте меня скорее, Андрей Борисович!
— С радостью, Маргарита Константиновна! Готово!
— Замечательно! Я распечатаю снимок, буду смотреть на него и вспоминать этот день, поле с васильками, наш разговор об удивительной картине Алексея Веницианова «Крестьянка с бабочками». И благодарить Бога за радость, которая мне дана.
Картину Алексея Венецианова «Крестьянка с бабочками» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия