
В фонд «Мои друзья» обратились за поддержкой жители села Мартыновка Курской области. В августе прошлого года они были вынуждены оставить свои дома, хозяйства и устраивать жизнь на новом месте. Сегодня кто-то из сельчан находится в пунктах временного размещения, а кто-то снимает жильё самостоятельно. Как бы ни было трудно самим, а людям порой не хватает простого — продуктов, бытовой химии или посуды, — они стараются позаботиться о ближних. Надежда Викторовна, глава мартыновского сельсовета, рассказывает: «У нас есть Владимир Николаевич, он, например, помогает нашим бойцам ремонтировать машины. Светлана Николаевна делает заготовки — сушит овощи, которые потом передают солдатам». Кроме этого, жители села поддерживает госпитали, а ещё проводят благотворительные концерты для людей в пунктах временного размещения. Один словом — каждый делает, что может.
И всё же этим людям и самим порой необходима поддержка. Они утратили всё, что нажили годами, и строят свою жизнь с нуля. Поэтому любая крупица помощи для них — большое подспорье. «Когда фонд „Мои друзья“ передал нам бытовую химию. Вы не представляете с каким блеском в глазах люди её получали. Им важно знать, что у них есть поддержка и они кому-то нужны», — объясняет Надежда Викторовна.
В этот раз по просьбе жителей Курской области фонд «Мои друзья» собирается отправить им больше трёхсот наборов кухонной утвари. В них войдут — столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое, без чего в быту не обойтись. В настоящее время на сайте фонда «Мои друзья» открыт сбор на всё необходимое и у вас есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Константин Юон. «Синий день. Ростов Великий»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Дядя Андрей, ты работаешь? Можно тебя побеспокоить?
— Не можно, Паша, а нужно! Во время работы за компьютером необходимо каждый час делать пятнадцатиминутный перерыв! Так что спасибо тебе, дорогой, что отвлекаешь. Ты что-то спросить хотел?
— Да, помоги, пожалуйста. Нам в институте преподаватель по истории искусств дал задание поразмышлять над вопросом — какой самый любимый город художника Константина Юона?
— Ваш преподаватель мудрый человек! В поисках ответа студент должен окунуться с головой и в биографию, и в творчество Константина Юона.
— Я вот окунулся и запутался.
— Немудрено! Константин Фёдорович любил Москву, в которой родился. Он охотно посещал Сергиев Посад и лавру преподобного Сергия. В начале двадцатого века, после окончания Московского училища живописи ваяния и зодчества, предпринял творческое турне за границу. А вернувшись, увлечённо писал старинные русские города.
— Вот именно! На его полотнах можно увидеть Торжок, Ярославль, Псков, Нижний Новгород.
— Так и есть! Или вот, взгляни, у меня в шкафу за стеклом стоит репродукция картины Юона «Синий день. Ростов Великий». Художник написал это полотно в 1906 году, подлинник хранится в Рязанском художественном музее. Здесь с большой любовью представлен уютный городок Ярославской области.
— Можно я достану репродукцию из шкафа?
— Конечно, достань! Я часто так делаю, особенно когда взгрустнётся. Взгляни — полотно разделено на две части по горизонтали. Внизу показана городская суета в тёплый весенний день. Солнце пригрело, снег растаял, дороги развезло. Люди хлопочут, преодолевают распутицу — кто пешком, кто на лошади.
— А в верхней части картины — белокаменные башни крепостных стен кремля.
— И церкви, залитые нежным розовым светом. По контрасту со слякотью внизу они кажутся воздушными, неземными. Купола над храмами — словно воздушные шары, возносящиеся в ярко-лазоревое небо.
— Так художник противопоставил земное и небесное?
— Скорей показал Божье благословение на труды человеческие. Попробуй закрыть верхнюю часть картины ладонью — нижняя будет выглядеть уныло. А под сенью храмов земная рутина преображается.
— И полотно выглядит радостным!
— Точно! В картине «Синий день. Ростов Великий» есть та особенная радость, которую писатель Борис Шергин называл «веселье сердечное». Потому я и не убираю далеко репродукцию. Согревает, питает, утешает.
— Так, может быть, любимый город Константина Юона — Ростов Великий?
— Художнику там очень нравилось, это точно! В одном из писем из Ростова Константин Федорович прямо писал: «Мне сейчас хорошо. Воскресенье, светит солнце сильно и ярко, звон густой, я это люблю».
— Вот видишь!
— Но, я полагаю, эта любовь — не к конкретному городу. Юону был дорог православный уклад со всеми его подробностями — глубиной богослужений, величием храмов, пением колоколов. Его городские пейзажи сродни благодарственной молитве за это. И картина «Синий день. Ростов Великий» тоже.
— Но какой же город Константин Юон любил больше всех?
— Художник умел подмечать в отечестве земном приметы Отечества Небесного. И в этом все русские города были для него одинаково дороги. Драгоценны.
Картину Константина Юона «Синий день. Ростов Великий» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Станислав Жуковский. «Терраса в поместье»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как же чудесно у тебя на даче, Софья. Свежий воздух, птицы поют, я сижу на веранде и наслаждаюсь летним утром. Как хорошо!
— А сейчас будет ещё и вкусно, Маргарита. Я принесла тебе кофе и кусочек вишневого пирога.
— Спасибо, дорогая подруга. Ты всегда была очень гостеприимной и умела создать особую, тёплую, уютную атмосферу. Знаешь, когда я приезжаю к тебе, чувствую себя героиней чеховских пьес или картин, воспевающих русскую усадьбу. Станислава Жуковского, например. Помнишь его работы?
— Да, мы ещё с тобой в институте учились, когда ездили летом в Тверскую область, в усадебный дом Милюковых, где в своё время жил и работал Жуковский. Помню, ты ещё пыталась выяснить, не эту ли усадьбу изобразил художник на своей картине...
— И до сих пор не смогла выяснить. А ведь я очень люблю эту работу — одна из моих любимых в собрании Третьяковской галереи. «Терраса в поместье». Она сохранена у меня в телефоне, сейчас найду... Станислав Жуковский написал её в первые годы XX века. Вот она, посмотри, пожалуйста.
— Какая умиротворяющая картина... Просторная светлая открытая веранда, за столом — дама, занимается, вероятно, рукоделием... Из-за штор льётся свет тихого летнего дня.
— Казалось бы, художник изобразил застывшее мгновение. Но изобразил его так, что чувствуется свежий ветерок, который колышет занавески, аромат белых цветов, что стоят в вазе на веранде. Слышно пение птиц в саду и благоуханный воздух летнего дня.
— А может быть, и звуки фортепиано, льющиеся из распахнутой двери, ведущей в дом. В прежние времена часто музицировали...
— И вели долгие неспешные беседы. Вот это больше всего мне нравится в работах Станислава Жуковского — спокойный, мирный дух того времени.
— Да-да, когда люди могли часами беседовать, не перебивая друг друга, играть, например, в лото, вышивать, пить чай...
— Художник удивительно тонко передаёт эту благодать простого человеческого бытия. Посмотри, какая гамма нежная, благородная. Серебристые, жемчужные, молочные оттенки, умелая игра света и тени, создающая лёгкие блики на потолке и стенах...
— И настроение рождается соответствующее: мирное и спокойное.
— Недаром Станислава Жуковского называют певцом русской усадьбы. Он воспевал ту самую радость дворянской старины, которая была утеряна в страшные революционные годы. Когда многие дворянские семьи разрушили, поместья разорили... Кстати, Станислав Юлианович был одним из тех, кто после революции занимался спасением некоторых усадеб, например, усадьбы Кусково в Москве.
— Да, кажется, благодаря ему этой усадьбе дали статус музея.
— Верно. Жуковского уважали не только как прекрасного художника, но и как искусствоведа. И благодаря своей ответственности и надёжным человеческим качествам, он приносил пользу обществу и выдерживал все трудности, связанные с приходом новой власти, с гражданской войной и голодом, который возник в стране в результате перемен. Не отчаивался, даже когда было совсем непросто.
— Сильная, цельная личность...
— Работы не было, продуктов тоже, но он поддерживал всех родных. Вместе с семьёй он выращивал в огороде картофель, лук и другие овощи... Умел радоваться простым вещам: первым подснежникам в лесу, зацветающим фиалкам на окне, солнечным лучам, пробивающимся сквозь кроны деревьев.
— А знаешь, Маргарита, а ведь ты тоже обладаешь этим качеством. Во всём, что тебя окружает находишь радость и свет. Недаром картина «Терраса в поместье» и другие работы Станислава Жуковского тебе так нравятся. Ты, как и этот замечательный художник, даришь людям чувство простого человеческого счастья.
— Спасибо тебе, дорогая, за добрые слова. И за кофе с пирогом. Денёчек сегодня славный, правда?
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Валентин Серов. Портрет императора Александра Третьего
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как же мне нравится парадный кабинет Александровского дворца в Царском селе, Маргарита Константиновна!
— Да, здесь по-домашнему тепло и уютно, Андрей Борисович.
— Потому что всё обустроено с любовью — резная деревянная лестница на галерею, изразцовый камин, круглый стол под голубым абажуром!
— И картины подобраны с душой — проникновенные пейзажи, выразительные портреты. Даже парадное изображение Александра Третьего не выглядит протокольным. Император, представленный в полный рост, словно вышел нам навстречу — живой, человечный.
— Ну ещё бы — ведь портрет написал Валентин Серов! Ему всегда был чужд формализм. Любые заказы талантливый живописец выполнял нестандартно. А эту картину художнику поручили писать при особых, печальных обстоятельствах, и он проникся своей миссией.
— Насколько я помню, портрет был написан после смерти Александра Третьего?
— Да, через несколько месяцев, в 1895 году.
— Удивительно, что изображение, написанное без сеансов позирования, получилось настолько живым. Смотришь и угадываешь характер императора — твёрдый и то же время великодушный. Спокойный уверенный взгляд серых глаз, лёгкая улыбка прячется в усах. Как можно было так достоверно передать эмоции человека, не глядя на него?
— Серов использовал фотографии. Кроме того, он уже не в первый раз писал Александра Третьего. Ранее художник выиграл конкурс на создание портрета царской семьи в память о чудесном спасении Романовых в октябре 1888 года. Помните, на станции Борки, в пятидесяти километрах от Харькова?
— Это во время крушения поезда?
— Совершенно верно! Царская семья возвращалась из Крыма, когда произошла катастрофа на железнодорожных путях. Супруга и дети Александра Третьего уцелели благодаря его богатырской силе. По свидетельствам очевидцев, государь держал на своих плечах рухнувшую крышу вагона, чтобы его спутники могли выбраться из-под завалов.
— Валентин Серов передал исполинскую мощь императора. Кажется, царю тесно в рамках портрета. И генеральский мундир подчеркивает выправку Александра Третьего. Военный костюм для него — словно вторая кожа.
— Так и было! Царь предпочитал эту одежду любой другой. Носил один и тот же военный мундир, пока сукно не сотрётся.
— При этом в годы его правления не было ни одной войны!
— За что Александр Третий и получил в народе прозвание «миротворец».
— Миротворец, богатырь, аристократ, чуждый внешнего лоска. Именно таким император предстает на картине Валентина Серова. Таким его и знали современники — подданные, придворные.
— И родные. Недаром этот портрет Александра Третьего любил его наследник, последний русский император Николай Второй. Он велел повесить картину Серова в Александровском дворце — своей любимой резиденции в Царском селе.
— Наверное, Николай Александрович смотрел на это полотно и вспоминал тёплые моменты, связанные с отцом.
— Да, от портрета Александра Третьего кисти Валентина Серова веет сердечным теплом. Картина не просто украшает парадный кабинет, она хранит семейную атмосферу, которая царила здесь в конце девятнадцатого — начале двадцатого века.
Портрет императора Александра Третьего кисти художника Валентина Серова можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Царское село» в Санкт Петербурге.
Все выпуски программы: Краски России