Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, наши с вами походы в Государственный исторический музей уже становятся традицией!
— Доброй традицией! И согласитесь, Андрей Борисович: порой кажется, что уже очень хорошо знаешь экспозицию музея. Но вдруг, неожиданно, открываешь для себя что-то новое!
— Да, совершенно согласен! Например, вот эту картину я, кажется, вижу впервые.
— О, её, пожалуй, можно назвать одной из жемчужин живописной коллекции Исторического музея! Полотно русского живописца Генриха Генриховича Шмидта.
— Генрих Шмидт?.. Знакомое вроде бы имя, но увы, никак не могу припомнить работы этого художника.
— Андрей Борисович, в этом нет ничего удивительного! Картины Генриха Шмидта, сохранившиеся до наших дней, можно по пальцам пересчитать. Многие из них и вовсе находятся в частных коллекциях.
— Вот как?! Ну, тогда, действительно, перед нами — редкая жемчужина! Маргарита Константиновна, если я правильно понимаю, на картине изображён Костромской кремль? Точнее, один из его соборов — ныне утраченный Успенский?
— Всё верно, Андрей Борисович. Художник написал Успенский собор Костромского кремля — тот самый, в котором около шестисот лет, с 13-го века и вплоть до 1929-го года находилась чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Картина так и называется: «Кострома. Кремль. Вид на Успенский собор и колокольню от берега Волги».
— Да, в наши дни этим чудесным видом уже не полюбоваться... В 1929 советские власти закрыли храм. Превратили в зернохранилище. А ещё через пять лет — взорвали. Икона чудом уцелела. Сегодня святыня хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином соборе. Ну, а Успенский собор мы теперь можем увидеть только на старинных фотографиях. И вот на этой картине Генриха Шмидта. Кстати, в каком году художник её написал?
— Генрих Генрихович создал полотно в начале 1900-х. Он тогда объездил многие города России — Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Новгород Великий, Псков, Ярославль. Только представьте себе — из этой творческой поездки он привёз не меньше трёх тысяч этюдов, набросков и картин, на которых запечатлел древности и святыни российской Империи. К сожалению, на сегодняшний день искусствоведам известно лишь несколько десятков работ Шмидта, и все они — как раз из этой грандиозной серии.
— Да... Какая величественная грация в каждой линии, в каждом штрихе! Громада пятиглавого собора и высокая, словно кружевная, белоснежная колокольня возвышаются над зрителем, уходят ввысь, в синее безмятежное летнее небо. Наверх, к храмовой стене, взбирается дорога, поросшая яркой зеленой травой. Так и хочется подняться по ней, войти в белокаменные ворота с башенкой...
— Генрих Шмидт был мастером архитектурного пейзажа. Он рисовал здания, но на его полотнах они как будто оживали. Посмотрите только: купола, кресты собора, каждый кирпичик в его стенах выписаны с точностью архитектора. И при этом — с вдохновенной поэзией художника.
— Вероятно, у живописца было ещё и архитектурное образование?
— Генрих Генрихович всегда интересовался древнерусским зодчеством. Однако образование он получил именно художественное — в конце 19 века окончил вольнослушателем Петербургскую Императорскую Академию художеств. А звание художника-архитектора получил уже позже, в 1908-м, после того как принял участие в разработке некоторых градостроительных проектов в Санкт-Петербурге.
— Что ж, по этой его картине настолько хорошо можно представить себе Костромской Успенский собор, что она могла бы служить прообразом для его восстановления. Ведь, кажется, давно идут разговоры о необходимости воссоздания утраченной святыни.
— Не только разговоры! Проведены археологические раскопки на месте бывшего соборного фундамента, и уже начались работы по возведению нового.
— Конечно, на всё это необходимо время. Но как отрадно сознавать, что когда-нибудь Успенский собор в Костроме снова устремит свои высокие главы в небо, как на этой картине Генриха Шмидта.
— Благодаря которому «Вид на Успенский кафедральный собор» в любое время и во всей красе открывается здесь, в Москве, в Государственном Историческом музее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема