Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Рассуждая о христианских заповедях, современные люди нередко указывают на необходимость их скорректировать. Нам говорят, что они отсталые и нужно провести их ревизию. Но почему же сами христиане утверждают, что новозаветные заповеди в самой своей сути изменены быть не могут? Ответ на этот вопрос звучит в 99-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Думаю, многие помнят комедию Гоголя «Ревизор». Кто-то читал её только в школе, кто-то перечитывал уже во взрослом возрасте или, может быть, видел её постановку в театре. Многие помнят, как чиновники города N принимают мелкого чиновника из Петербурга за проверяющего и вместо того, чтобы наводить порядок, пускают ему пыль в глаза, проморгав при этом появление настоящего ревизора. Однако немногие знают, что после первого представления комедии Николаю Васильевичу пришлось писать подробные пояснения для постановщиков и актёров, которые, как он считал, совершенно не поняли его замысла. Но что же дало ему моральное право писать подобные пояснения и указывать актёрам, как именно стоит играть ту или иную роль? Ответ очевиден: авторство. Гоголь как автор ревизора имел полное моральное право сказать: «Господа актёры, вы меня неправильно поняли, акценты должны быть расставлены иначе». И хотя постановщики и актёры во все времена были свободны интерпретировать текст по-своему, приоритет в толковании всё же остаётся за автором.
99-й псалом, который мы сейчас услышали, — это благодарственная песнь Богу. Песнь, исполненная хвалы и ликования. Призывая молитвенников познать Бога, Давид делает очень интересный и важный акцент: он указывает что это познание должно быть в первую очередь связано с познанием Бога как Творца. Он так и говорит: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его». Когда грек говорил о познании бога, он начинал рассказывать мифы, встраивал конкретного бога в родословную богов, говорил о его специфических занятиях, его характере, враждебности или дружественности по отношению к людям. То есть для язычника познать бога — это услышать историю о нём. Для иудея познать Бога — это значит в первую очередь услышать свою историю и увидеть в Боге Творца.
Но почему же это так? Почему не начать с того, что Бог есть Любовь, или Премудрость, что Он всемогущий или вездесущий? Почему именно Творец? Ответ на самом деле очевиден. Дело в том, что если Бог — Творец, то мир устроен по Его воле и заповеди — это не просто внешние для мира прихоти и капризы, они заложены в основу мироздания. Как писатель, написавший пьесу, лучше других знает, в чём её смысл, так Бог — Творец, знает, как и для чего мы сотворены, а значит и то, как мы должны жить. Именно поэтому псалом заканчивается удивительными словами не только о милости, но и об истине. Истина Господня пребывает вовек. Его истина неизменна, потому что связана с Ним Самим с Его неизменностью и Его замыслом. И это значит, что, опираясь на заповеди, мы опираемся не на временные правила, которые сегодня важны, а завтра оказываются совершенно не актуальны. Суть заповедей, которые даёт Бог, вечна.
В то же время, нам, как христианам, важно помнить, что эта суть окончательно явлена не при Моисее и заключена не в ветхом законе. Её явил Господь Иисус Христос, открывший нам Бога уже не только как Творца, но как Отца Небесного, послушание Которому заключается не столько в жертвах и исполнении внешних форм, сколько в милости ко всем людям и в преображении сердца.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











