Псалом 99. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 99. Богослужебные чтения

Псалом 99. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Рассуждая о христианских заповедях, современные люди нередко указывают на необходимость их скорректировать. Нам говорят, что они отсталые и нужно провести их ревизию. Но почему же сами христиане утверждают, что новозаветные заповеди в самой своей сути изменены быть не могут? Ответ на этот вопрос звучит в 99-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Псалом 99.

1 Воскликните Господу, вся земля!

2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!

3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.

4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,

5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.

Думаю, многие помнят комедию Гоголя «Ревизор». Кто-то читал её только в школе, кто-то перечитывал уже во взрослом возрасте или, может быть, видел её постановку в театре. Многие помнят, как чиновники города N принимают мелкого чиновника из Петербурга за проверяющего и вместо того, чтобы наводить порядок, пускают ему пыль в глаза, проморгав при этом появление настоящего ревизора. Однако немногие знают, что после первого представления комедии Николаю Васильевичу пришлось писать подробные пояснения для постановщиков и актёров, которые, как он считал, совершенно не поняли его замысла. Но что же дало ему моральное право писать подобные пояснения и указывать актёрам, как именно стоит играть ту или иную роль? Ответ очевиден: авторство. Гоголь как автор ревизора имел полное моральное право сказать: «Господа актёры, вы меня неправильно поняли, акценты должны быть расставлены иначе». И хотя постановщики и актёры во все времена были свободны интерпретировать текст по-своему, приоритет в толковании всё же остаётся за автором.

99-й псалом, который мы сейчас услышали, — это благодарственная песнь Богу. Песнь, исполненная хвалы и ликования. Призывая молитвенников познать Бога, Давид делает очень интересный и важный акцент: он указывает что это познание должно быть в первую очередь связано с познанием Бога как Творца. Он так и говорит: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его». Когда грек говорил о познании бога, он начинал рассказывать мифы, встраивал конкретного бога в родословную богов, говорил о его специфических занятиях, его характере, враждебности или дружественности по отношению к людям. То есть для язычника познать бога — это услышать историю о нём. Для иудея познать Бога — это значит в первую очередь услышать свою историю и увидеть в Боге Творца.

Но почему же это так? Почему не начать с того, что Бог есть Любовь, или Премудрость, что Он всемогущий или вездесущий? Почему именно Творец? Ответ на самом деле очевиден. Дело в том, что если Бог — Творец, то мир устроен по Его воле и заповеди — это не просто внешние для мира прихоти и капризы, они заложены в основу мироздания. Как писатель, написавший пьесу, лучше других знает, в чём её смысл, так Бог — Творец, знает, как и для чего мы сотворены, а значит и то, как мы должны жить. Именно поэтому псалом заканчивается удивительными словами не только о милости, но и об истине. Истина Господня пребывает вовек. Его истина неизменна, потому что связана с Ним Самим с Его неизменностью и Его замыслом. И это значит, что, опираясь на заповеди, мы опираемся не на временные правила, которые сегодня важны, а завтра оказываются совершенно не актуальны. Суть заповедей, которые даёт Бог, вечна.

В то же время, нам, как христианам, важно помнить, что эта суть окончательно явлена не при Моисее и заключена не в ветхом законе. Её явил Господь Иисус Христос, открывший нам Бога уже не только как Творца, но как Отца Небесного, послушание Которому заключается не столько в жертвах и исполнении внешних форм, сколько в милости ко всем людям и в преображении сердца.


Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем