
Так уж устроена русская душа, что грустить у неё получается лучше, чем радоваться. Мы почему-то уверены, что радость не имеет той бытийной глубины, которой обладает скорбь. Однако же Господь повелевает нам именно радоваться. Если мы совершаем грехи, то, конечно, в них каяться, но для того, чтобы вернуться к радости. Об этом, в частности, говорится в псалме 32-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 32.
[Псалом Давида.]
1 Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.
2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;
3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,
4 ибо слово Господне право и все дела Его верны.
5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.
6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их:
7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.
8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной,
9 ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.
10 Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, уничтожает советы князей.
11 Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род.
12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе.
13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
16 Не спасётся царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
17 Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
19 что Он душу их спасёт от смерти и во время голода пропитает их.
20 Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша;
21 о Нём веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали.
22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.
Услышанный нами псалом написан царём и пророком Давидом. Это можно утверждать с высокой долей уверенности. Но причины, повода, обстоятельств составления псалма мы не знаем. И сам текст не даёт нам никаких зацепок. Поэтому в качестве рабочей версии можно предложить следующее. Давайте предположим, что Давид написал свой псалом, находясь в состоянии радостного вдохновения. А почему бы и нет? Ведь люди творческие имеют право и возможность творить без повода, желая выразить счастье, наполняющее их сердце.
Царь и пророк Давид, несмотря на многие испытания, умел сохранять внутри себя истинную радость веры. И эту радость он помещает в центр составленного им псалма. Своё произведение святой начинает с проникновенного призыва: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнном псалтири (то есть на переносной арфе)».
Какую же песнь предлагает петь нам Давид? Песнь новую! Что это означает? Это не песнь с каким-то новым содержанием, сюжетом. Речь об ином. О том, что человеку необходимо обновиться изнутри, стать праведником и обратить к Богу молитву обновлённую, очищенную от греховных желаний и мыслей. Вот почему Давид затем добавляет, говоря о Боге: «Слово Господне право и все дела Его верны. Он любит правду и суд». Перед Богом бессмысленно лукавить, пытаться Его как-то обмануть, ввести в заблуждение.
Бог умнее и могущественнее нас. Или как пишет Давид: «трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось». Поэтому всё, что остаётся делать человеку, это соответствовать правде Божией. Не своей лукавой версии того, чего якобы хочет Господь. А именно правде Божией. Только находясь с Творцом в мире и искренности, можно надеяться на милость со стороны Божественного Неба. Если же человек вдруг решит, что сможет жить без Бога или вопреки Ему, ни к чему хорошему данное стремление не приведёт. Или как Давид пишет: «Не спасётся царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».
В этом постоянно меняющемся, искажённом грехом мире надеяться можно только на Бога. Давид пишет: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасёт от смерти и во время голода пропитает их». Сам царь в течение жизни стремился жить в соответствии с заповедями Божиими, потому и получил от Господа дар радости. Если мы последуем примеру Давида, то и нас милость Божия обязательно посетит.
Псалом 32. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 32. (Церковно-славянский перевод)
«Помощь заключенным». Протоиерей Константин Кобелев
Гостем программы «Делатели» был старший священник Покровского храма в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев.
Разговор шел о значении духовной поддержки для заключенных, а также о том, каким образом происходит духовное окормление в местах лишения свободы.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Мультфильмы из цикла «Гора Самоцветов»

«Солдатская песня». Россия, режиссёр Александр Татарский
— Что с тобой, Ангел? С чего плачешь-то?
— Эх, братцы, беда. Поди, сами знаете, мой-то Антон, всех тише, всех безответней. Портняжил всё между делом, по малости чуток и заработал — хотел матери денег к празднику послать. Старушка только тем и дышит, что от сына копейка иногда перепадает. Пропала у моего солдата вся выручка. Вся. Ничего не осталось.
Беда приключилась у молоденького солдата Антона. Украли деньги прямо из казармы. Хорошо, что есть рядом тот, кто всё видит, знает и помогает — ангел. Удивительную кубанскую сказку о служивых и их ангелах-хранителях услышал когда-то писатель Саша Чёрный. В начале ХХ века записал и издал под названием «Солдатская песня». А в 2009-м году по его адаптации сняли одноимённый мультипликационный фильм. Он вышел на экраны в рамках масштабного культурного, образовательного и патриотического проекта «Гора самоцветов» — мультсериала по мотивам сказок народов России.
Автор идеи, режиссёр анимационных фильмов и художник Александр Татарский, рассказывал в интервью, что однажды в детстве мама подарила ему сборник сказок народов нашей страны. Когда маленький Александр читал книгу, к нему пришло осознание того, в каком огромном государстве он живёт. Став мультипликатором, Татарский захотел поделиться этим чувством. Чтобы дети и взрослые не забывали о культурном разнообразии, и при этом единстве российского народа, он придумал и воплотил в жизнь мультипликационную серию «Гора самоцветов».
Проект стартовал в 2004-м, сборники мультфильмов выходили ежегодно на протяжении без малого двадцати лет. Добрые, поучительные истории, которые веками передавались из уст в уста, воплотили на экране современные художники-аниматоры студии «Пилот». Каждая серия начинается словами «Мы живём в России». Заставка, созданная в уникальной пластилиновой технике, кратко, но увлекательно рассказывает зрителю о том, где происходит действие сказки, которую предстоит увидеть. Так, например, герои мультфильма «Солдатская песня» — фрагмент из него прозвучал в начале программы — жили ещё в Российской империи на южных рубежах нашей Родины, близ города Екатеринодара — это современный Краснодар. А вот два других мультфильма из серии «Гора самоцветов», о которых я хотел бы поговорить, связаны с Москвой.
Один из них — лента «Егорий Храбрый» — основана на древней легенде, повествующей, как святой Георгий Победоносец спас Москву от страшного змея. Конечно, в житии великомученика нет эпизода, связанного с русским стольным градом. Да и знаменитый памятник древнерусской литературы «Чудо Георгия о змие» повествует, что встреча святого с чудовищем произошла далеко от Первопрестольной — на Ближнем Востоке. Исторически появление Георгия Победоносца на московском гербе связано с тем, что он был небесным покровителем основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого. Поэтому в древнерусском устном народном творчестве и сложилось множество сказаний о святом Георгии как о защитнике Москвы. На духовных стихах, переплетённых с церковным преданием о Егории Храбром, как называли мученика в народе, и основан одноимённый мультфильм. Его авторами стали Андрей и Сима Пронькины, руководители фольклорно-музыкального театра «Учёный медведь». В мультипликационном фильме «Егорий Храбрый» дух и интонации старинного русского ярмарочного театра соединились с техническими возможностями современной мультипликации. Анимационные сцены комментирует сказительница. В этой роли выступила актриса Кира Крейлис-Петрова, и великолепно с ней справилась — давайте послушаем небольшой фрагмент, где она рассказывает, как Егорий Храбрый приехал защищать крещёный люд в языческую землю.
А правил там злодей, царище-Демьянище. Во, какой.
Увидал он Егория, разозлился. — А ну, говорит, поклонись моим идолам
— Э, нет, царь! Кланяюсь я одному Христу.
Что тут с царём сделалося! Приказал он Егория топорами рубить. А — не вышло!
Мультфильм, посвящённый ещё одному святому есть в серии «Гора самоцветов» — называется он «Про Василия Блаженного». Именем московского юродивого 16-го века в народе называют Покровский собор на Красной площади. Лента основана на древней легенде о строительстве этого храма. По ней, именно Василий всю жизнь собирал деньги на возведение собора. Блаженный любил людей и помогал им, а те благодарили его — кто полушкой, кто копеечкой. Святой бросал монетки через плечо, а они сами в кучки складывались, и никто их не трогал. Создатели мультфильма обращаются и к каноническому житию Василия Блаженного. Так, например, мы увидим эпизод с негодными калачами — в ленте, правда, их заменили баранками.
— Так вот, стало быть, на базаре, такой случа́й случился. И вроде ничего такого, тишина. А Василий вдруг взялся бушевать! Лотки повалил, ещё хуже, прямо не остановишь! Спятил, думали, совсем. И уж только опосля узнали все, что баранки-то порченые были. Заместо муки — извёстка.
Добрый юмор, ненавязчивая, но глубокая мораль объединяет мультфильмы анимационного цикла «Гора самоцветов» — проект мультипликатора Александра Татарского. И сегодня, на мой взгляд, мы поговорили об одних из лучших в этой серии. Ещё раз напомню их названия: «Солдатская песня», «Егорий Храбрый», «Про Василия Блаженного». Мультфильмы прекрасно нарисованы, их озвучили талантливые артисты. А главное, они дают зрителям почувствовать, как велика, разнообразна и духовно богата наша Россия.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Карачаевск, Карачаево-Черкессия. Шоанинский храм

На севере Карачаево-Черкесии, в семи километрах от города Карачаевска, есть местечко с необычным наименованием — село имени Коста Хетагурова, названное в честь осетинского поэта. Над селением на высоком склоне горы Шоана стоит древний каменный храм. Учёные установили, что он был построен в конце десятого века. В то далекое время здешние земли были частью Аланского царства. Это христианское государство уничтожили в четырнадцатом столетии орды монгольских завоевателей. Древняя церковь на несколько веков осталась в забвении. Её возродили в 1895 году православные осетины, переселившиеся на пустовавшие земли с высокогорья. При храме, освящённом во имя великомученика Георгия, был учреждён мужской монастырь. Однако, просуществовала обитель недолго — её закрыли после революции 1917 года. Георгиевская церковь на горе Шоана вновь оказалась в запустении. Ещё одно рождение она пережила в двухтысячном году. Жители села имени Коста Хетагурова отремонтировали и благоустроили древнее здание. Под его сводами зазвучала молитва. Святыня стала широко известна. Туристы, путешествуя по Карачаево-Черкесии, стараются непременно побывать в Шоанинском храме близ Карачаевска.
Радио ВЕРА в Карачаевске можно слушать на частоте 102,3 FM