2 Кор., 193 зач., XI, 21 - XII, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как справиться со своими физическими и душевными немощами? Как избавиться от тяжёлого и постыдного опыта прошлой жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 11-й и 12-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 11.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел подробно рассказывает о том, какие напасти он претерпел ради Христа и Евангелия со стороны иудеев и язычников, а также в каких смертельно опасных ситуациях оказывался во время проповеди Евангелия. История Павла похожа на сюжет приключенческого романа. У героя такого романа земля горит под ногами, мир вокруг рушится, а он в последний момент умудряется на всём ходу запрыгнуть на подножку уходящего поезда, чтобы продолжить упорно двигаться к своей цели. Откуда же у апостола столько сил? Что заставляет его идти вперёд несмотря на смертельный риск?
Во второй части отрывка послания апостола Павла к Коринфянам мы находим прямой ответ на этот вопрос. Преодолевать трудности апостолу помогала вера, в основе которой лежал глубокий духовный опыт общения с Богом. Рассказывая об этом опыте, Павел по своей скромности говорит о себе в третьем лице. Будто бы он знал человека, который был восхИщен на третье Небо, в райские обители. Там он пережил такое блаженное состояние, для которого невозможно даже подобрать подходящие слова. Очевидно, что память об этом откровении всё время жила в сердце Павла. Она согревала его в трудные минуты и побуждала к дальнейшей работе.
Но не только это было импульсом проповеди апостола. Павел упоминает, что ему дано «жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Апостол страдал каким-то недугом, о природе которого толкователи спорят до сих пор. Что это была за болезнь, не особо важно. Важно то, что её приступы напоминали апостолу о том, что у него самого по себе нет никаких сил. Что он жив лишь милостью Бога и Его благодатью. А единственный способ поддерживать себя в этом состоянии — активно нести слово Божие людям. Тогда благодать оживает в сердце и боль отступает. Поэтому в другом месте и говорит Павел: «горе мне, если не благовествую». Так Господь использовал немощь Павла, чтобы он не отвлекался от своего предназначения. Поэтому и говорит Павел, что сила Божия в немощи совершается.
Великая истина открывается в этом апостольском чтении. Все мы люди далеко не совершенные. У всех у нас есть очень тяжёлый и постыдный опыт. И мы часто не знаем, что делать с этими болезнями. Жизнь и служение апостола Павла — яркий пример того, что если мы готовы посвятить себя целиком служению Христу и ближним, то вся эта боль и грязь превратится в золото. Как именно, одному Богу известно. Но всё это обернётся на пользу окружающим. Всё это будет работать на Бога. И через нашу немощь Господь явит Свою силу и славу этому миру.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О несении креста». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе проповеди священномученика Серафима (Чичагова) говорили о том, что значит «нести свой крест», для чего самому Господу пришлось пройти через страшные крестные муки, а также в чем смысл слов Христа о том, что невозможно спасти душу, не погубив её.
Также разговор шел о самом священномученике Серафиме (Чичагове): каким был его жизненный путь, в чем состоял его подвиг и как этот святой связан с Дивеево и преподобным Серафимом Саровским.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер











