«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Великая Отечественная война и танкостроение (22.06.2025)
Поделиться Поделиться
Александр Музафаров в студии Радио ВЕРА

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.

Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.

Ведущий: Дмитрий Володихин


Дмитрий Володихин

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Сегодня мы поговорим на тему, близкую той, которая волнует всю нашу страну на протяжении этого года, а именно 80-летие Великой Победы. Мы время от времени будем возвращаться к этой теме, рассматривая разнообразные виды оружия, с помощью которого была достигнута победа. И, конечно же, людей, которые создали это оружие, потому что душа, интеллект — это всегда важнее, чем заклепка на металле, как бы мы этой заклепкой и этим металлом ни гордились. Сегодня мы с вами поговорим о танках, о тех танках, которые относятся еще к десятым годам 20-го века, ко временам Первой мировой, гражданской. О танках, которые создавали в нашей стране в 20-х, 30-х годах, и о танках, на которых наша армия въехала в Берлин. У нас в гостях замечательный историк, исторический публицист, старший преподаватель университета имени Разумовского Александр Азизович Музафаров. Здравствуйте.

Александр Музафаров

— Здравствуйте.

Дмитрий Володихин

— Вы специалист по производству боевой технике и, на мой взгляд, самое главное в танкостроении нашей страны — увидеть, каковы были его ранние источники. Оно ведь едва-едва шевелилось в Первую мировую, когда собственно, на фронтах и появились первые танки. А потом претерпевало очень тяжелые условия своего взросления, возмужания в 20-30-х, как и вся страна, жила в очень сложных условиях с любой точки зрения. Расцвет танкостроения — Великая Отечественная война. Не было бы успеха, да несчастье помогло, войска и военная промышленность подстраивались к нуждам войны. Порой эта подстройка, если она задерживалась, стоила очень дорого, стоила жизней, очень большого, порой, количества жизней. Но в конечном итоге наши конструкторы делали то, что надо, и наше производство создавало ту технику, которую надо. Мы сегодня не будем заниматься славословием, не будем молитвенно и восхищено говорить: о, Т-34. Мы горды тем, что несколько замечательных танков, действительно, были произведены в нашей стране, но гордыня чувство скверное. Будем заниматься честным разбором того, что было. Итак, мой первый вопрос. Русские танки до периода советского танкостроения, что это такое? Что там шевелилось?

Александр Музафаров

— Надо напомнить, что впервые танки дебютировали на полях Первой мировой воны в 1916-м году. Это были танки английской постройки, к которым потом добавились еще и французские машины. Надо отметить, что новинка была сразу замечена в Российской империи. Слово танк у нас тогда звучало как лохань, появилась такая статья «Семь дней в Лохане», записки русского военкора, который побывал на Западном фронте. Конечно, оно заинтересовало руководство Российской военной империи. Российская империя в годы Первой мировой войны была одним из лидеров по применению бронетехники в боях, в рядах русской армии сражалось более четырехсот бронированных машин, это были броневики, и поэтому опыт использования бронетехники был накоплен очень большой. Конечно, вылезал главный недостаток бронетехники колесной, это ее проходимость. Уже в 1916-м году по чертежам прапорщика Адольфа Кегресса, главного механика гаража его императорского величества, был разработан так называемый полугусеничный движитель, который ставился на бронеавтомобили типа Остин. То есть задние колеса заменялись гусеницей, а передние играли роль направляющих катков. Фактически эти броневики типа Остин теперь становились полугусеничными машинами, что резко повышало их проходимость. Успех был достаточно крупный. Русское командование принимает решение, начиная с 17-го года, перевести все броневики русской армии на гусеничный ход. Поскольку канонический образ танка тогда еще не сложился, в английской литературе гусеничные Остины так и назывались Russian type of tank — русский тип танка. Их было довольно много, несколько десятков штук. Появлялись танки очень близкие к классической схеме, это так называемые бронетракторы Гулькевича, их было построено четыре штуки, которые были просто на гусеничном шасси с направляющими катками.

Дмитрий Володихин

— Чем вооружены?

Александр Музафаров

— Трехдюймовой пушкой противоштурмовой и несколькими пулеметами. Пушка стояла в такой полубашне в кормовой части танка. Правда, надо учесть, по тактике Первой мировой броневики русской армии шли в бой задним ходом, чтобы потом иметь возможность быстро уйти из-под огня передним ходом. А так двигатель оставался в тылу и надежно защищался.

Дмитрий Володихин

— То, что вы сказали — это настоящая металлическая крепость.

Александр Музафаров

— Фактически да. А далее в 1917-м году русское правительство подписывает договор с французской фирмой «Рено» о производстве танков на заводе «Русский Рено» в городе Рыбинске. Этот завод существует до сих пор, называется «Рыбинские моторы» и является одним из ведущих российских предприятий двигательного авиастроения. Там же предполагалась и постройка танков. Здесь в России начинается смута, и наступает довольно интересный, довольно темный момент. Фирма «Рено» должна была поставить в Россию оборудование и технологическую документацию для производства танков Renault FT.

Дмитрий Володихин

— И, видимо, кое-что уже поставила.

Александр Музафаров

— Видимо, поставила, потому что французские специалисты там были. Дальше мы плавно переходим уже к советскому танкостроению. В канонической версии оно звучит так. В 1918-м году бойцы Красной армии взяли у французских интервентов под Одессой трофеи, два танка Рено. Один из них отправили в подарок вождю мирового пролетариата товарищу Ленину. Товарищ Ленин подарок оценил и послал танк на Коломенский паровозостроительный завод с предложением развернуть производство вот таких машин. Коломенские инженеры методом обратной инженерии, то есть, обмерив доставшийся французский образец, кстати, доставшийся в разукомплектованном состоянии, пока танк везли из Москву в Коломну кто-то ушлый утащил у него коробку передач, наладили выпуск и выпустили более 20-ти танков, которые получили название «Русский Рено».

Дмитрий Володихин

— Но, видимо, то, что было прислано французами, передвинули из Рыбинска в Коломну, так что ли?

Александр Музафаров

— Видимо, да. Потому что в Рыбинске на заводе происходит большой пожар, завод временно выходит из строя, а в проектировании танка «Русский Рено» принимали участие французские специалисты, приехавшие из Рыбинска. Возможно, они приехали не с пустыми руками. Действительно, первый танк так официально и назывался «Русский Рено» и представлял собой нелицензионную копию французского танка Renault FT. Их было выпущено 20 штук, они использовались в Красной армии наравне с трофейными машинами. К середине 20-х годов танковый парк Красной армии насчитывал порядка 70-ти танков самых разных типов. В основном это были английские машины, поставлявшиеся белым армиям, вот эти 20 штук «Русских Рено», плюс был один довольно экзотический танк Fiat-3000, итальянский танк. Как он попал в Россию, до конца не ясно. Возможно, это был трофей советско-польской войны, потому что у поляков подобные были. Была версия, что это подарок итальянских революционных рабочих первому государству рабочих и крестьян.

Дмитрий Володихин

— И они пронесли его через Европу на руках.

Александр Музафаров

— Как они его принесли, непонятно. Почему он важен? Именно он послужил основой для разработки первого советского танка, который получил названия МС-1, малое сопровождение, образец первый.

Дмитрий Володихин

— Хотел прервать буквально на минутку. Хотелось сказать о итальянских конструкторах того периода. Они славились, то есть итальянцы были очень хороши в автомобилестроении, в авиастроении, в кораблестроении. Первая половина 20-го века — это время славы итальянских конструкторов самых разных видов техники, как гражданской, так и военной. Когда Советская Россия брала что-то у итальянцев так или иначе, иногда через трофей, иногда путем мирных договоренностей, потому что такие договоренности тоже были, мы, как правило, приобретали то, что находится, можно сказать, на передовой линии развития военно-технической науки.

Александр Музафаров

— Итак, в середине 20-х годов советские танки были объединены в так называемую танковую эскадру, состоящую из флотилий тяжелых, средних и легких танков, то есть танки рассматриваются как сухопутные броненосцы. Тогда советские военные начинают прорабатывать механизмы использования танков в будущих войнах. Прорабатывали много довольно интересных идей, но возникала проблема: где взять собственно танки. Было требование наладить производство этих машин в Советской России. Сложилось два конструкторских центра, которые очень долго будут двумя основными конкурирующими конструкторскими центрами в СССР. Это Харьковский паровозостроительный завод, на котором ремонтировались английские трофейные танки. И это Обуховский завод в Ленинграде, который тогда носил название завод «Большевик». Потом из него танковое КБ переедет на бывший Путиловский завод, который в советское время назывался Кировским. В Харькове решили построить большой танк с двумя башнями, который должен быть основой танковых соединений, он получил название сначала Т-12, потом модификация Т-24. Он прошел испытания, заказали 300 штук, построили 28. А вот в Ленинграде дело пошло интереснее, там на базе вот этого Fiat-3000 и опыта эксплуатации «Русского Рено» создали довольно удачный небольшой танк, получивший название МС-1, малое сопровождение, сопровождение, потому что он должен был сопровождать пехоту в атаке.

Дмитрий Володихин

— Насколько я понимаю, МС-1 — это был вариант по силам и по карману Советской республике. То есть мы не очень-то могли в тот момент воспроизводить, а тем более производить новые тяжелые танки. С легкими было как-то полегче.

Александр Музафаров

— Было попроще, но тоже возникали проблемы. Замечательный русский авиаконструктор Александр Микулин разработал для него двигатель, самостоятельная разработка, первый советский танковый двигатель, первый отечественный танковый двигатель. Была продумана система его вооружения. Здесь, что интересно, использовали оставшиеся на складах морского ведомства 37-миллиметровые пушки Гочкиса, снятые с вооружения миноносцев конца 19-го века, потому что они оказались оптимальными по развесовке, по мощности снаряда для танков.

Дмитрий Володихин

— Для 20-х годов это было еще ничего, но быстро устареет.

Александр Музафаров

— Ну да, безусловно. Напомню, броня тогдашних танков — это 8-10 миллиметров. Эту машину успели размножить в количестве девятисот штук.

Дмитрий Володихин

— Дорогие радиослушатели, я не могу сказать, что мы сейчас на светлой ноте, потому что это война, и в то же время это успех. Но, тем не менее, на оптимистической ноте должны напомнить вам, это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы разговариваем с военным историком, историческим публицистом Александром Азизовичем Музафаровым об отечественном танкостроении, чем оно было сильно, чем оно было слабо. Итак, многие сотни танков МС-1 и относительно небольшое количество тяжелых танков Т-24, которые в общем-то нигде и не были использованы..

Александр Музафаров

— Боевым дебютом танков МС-1 стал конфликт между Советским Союзом и китайскими милитаристами, китайскими военными лидерами, вокруг КВЖД. Впечатление они произвели на советское командование крайне негативное. Один из командующих на Дальнем Востоке писал: какой вредитель навязал советской армии эти странные танки, надо вообще это всё похоронить, это буржуазная выдумка, нам нужно больше броневиков и бронепоездов. Политический конфликт, конечно, оказывал влияние на советское танкостроение, потому что на базе МС-1 было разработано следующее поколение советских танков, танк Т-19. Вот здесь вокруг конструкторского бюро, состоящего из царских еще русских инженеров, началась настоящая травля, их обвиняли в том, что они заменяли прямозубые шестерни кривозубыми, в этом есть явное вредительство. Кто-то требовал оснастить танк коленчатыми лапами с шипами для действий в условиях покрытых снегом гор. От танков требовали, чтобы два танка могли соединяться между собой и превращаться в такую длинную гусеницу, это позволяло бы им преодолевать окопы без мостов. Хотелок было очень много, говоря языком современной молодежи, танк получился, но получился сложным. Фактически всё КБ завода «Большевик» было разгромлено по обвинению во вредительстве, многие из них были арестованы, расстреляны по делу промпартии.

Дмитрий Володихин

— Кем же их заменили?

Александр Музафаров

— Кем же их заменили? Советское руководство решает обратиться к зарубежному опыту.

Дмитрий Володихин

— «Молодец» советское руководство, в кавычках, хвалёное руководство военпрома, которое угробило своих специалистов, втридорога наняло чужих, которые все эти разработки сохранили у себя и для своих правительств.

Александр Музафаров

— Правильно. Потому что первым приглашенным в Советский Союз инженером стал немецкий инженер Эдвард Гротте, которой работал в рамках совместного советско-немецкого проекта «Танковая школа Кама», где советские командиры изучали прототипы немецких танков — ляйхтрактор, грострактор. Он же там и создал танк Гротте, это была огромная машина весом почти в сорок тонн, одна пушка у него была в бронированной рубке, одна пушка вращающаяся башня, мощный двигатель, довольно толстая броня. Танк получился очень дорогой. Он очень красиво выглядел, такой футуристичный, обтекаемый, с большими гусеницами.

Дмитрий Володихин

— Космический танк.

Александр Музафаров

— Такой, да, как со страниц фантастических фильмов. Но производить его ни один советский завод не брался. Другая делегация советских командиров оправилась в Англию, где у фирмы Викерс была приобретена лицензия на производство шеститонного танка Викерс. Это был танк, который англичане разрабатывали специально на продажу в разного рода малые страны. Он засветился в Южной Америке, он засветился в Восточной Азии, он засветился в Финляндии, Польше. Что интересно, на вооружение Британской армии так и не был принят.

Дмитрий Володихин

— Это, видимо, такой танк лайт.

Александр Музафаров

— Но советским командирам он очень понравился, у него было две башни, одна с пушкой, одна с пулеметом. Предполагалось, что он въедет в окоп, повернет башни в стороны, как зачистит всё по обе стороны вокруг себя.

Дмитрий Володихин

— И больше никогда из этого окопа не выйдет.

Александр Музафаров

— Танк был хороший, фирма согласилась продать 20 экземпляров, технологическую документацию. И еще советские инженеры подсмотрели, продать его им отказались, шестнадцатитонный танк Викерса, им очень понравилась компоновка: большая башня с пушкой, две башни с пулеметами с боков, грозный вид очень понравился. И очень понравился пятибашенный танк Индепендент.

Дмитрий Володихин

— Что-то это мне напоминает среди опытов наших собственных танкостроителей, которые не имели технической документации, но образ в голове держался.

Александр Музафаров

— Да. Индепендент, у него была одна башня с пушкой в середине и четыре башни с пулеметиками по углам как бы. Такой вот пятибашенный монстр. Сами англичане оставили обе разработки как опытные, но в Советском Союзе они приобрели вторую жизнь, можно сказать. Шеститонный танк Викерса начали выпускать по лицензии на Кировском заводе, туда переносится танковое производство с завода «Большевик», тоже бывший Путиловский завод, который начинает выпускать эти танки. Они идут на вооружение советской армии. Кстати, чтобы закончить о танках МС-21, некоторые из них дожили до Великой Отечественной войны и приняли в ней участие. В каком качестве? Когда вдоль западных границ стали оборудовать укрепленные районы, старые танки МС-1 использовали в качестве подвижных огневых точек, то есть они должны были выехать, встать в специально вырытый окоп, пострелять, а потом, если уцелеют, уехать обратно. Но реализовать это не удалось, большая часть их была подбита и захвачена немцами, но какое-то участие в войне они принимали. А вот эти подсмотренные в Англии схемы в смеси с элементами конструкции танка Гротте привели к появлению двух советских танков.

Дмитрий Володихин

— Это шеститонные. Как они у нас назывались?

Александр Музафаров

— Шеститонный в советских документах назывался Викерс-26 и соответственно на вооружение был принят под названием Т-26.

Дмитрий Володихин

— Их было выпущено огромное количество.

Александр Музафаров

— Несколько тысяч экземпляров.

Дмитрий Володихин

— Они воевали на фронтах Великой Отечественной в первые годы большими массами.

Александр Музафаров

— Да, это был самый массовый танк Советского Союза предвоенного времени. Подсмотренный шестнадцатитонный Викерс в соединении с некоторыми идеями грострактора немецкого превратился у нас в танк Т-28. В башне стояла трехдюймовая пушка, в маленьких башнях два пулемета, а в качестве двигателя в нем поставили авиационный двигатель М-17, это доработанный Александром Микулиным мотор БМВ-6 мощностью 500 лошадиных сил, который делал его достаточно быстрым. Беда этого танка была в том, что он был очень тяжелый, обладал ненадежной подвязкой, она у него периодически разрушалась.

Дмитрий Володихин

— Но всё же, всё же в условиях страны Советов он был принят не как опытный, а как...

Александр Музафаров

— ...серийный, было выпущено порядка пятисот штук.

Дмитрий Володихин

— И он работал на фронтах.

Александр Музафаров

— Да, он участвовал в советско-финской войне, участвовал в сражениях первого года Великой Отечественной войны. А на Ленинградском фронте отдельные экземпляры дожили аж до 43-го года. Но дольше сего этот танк выжил в составе финской армии. Фины использовали эти танки до перехода Финляндии на сторону союзников в 44-м году, и, по-моему, один из них у них даже сохранился в музее, они его показывают.

Дмитрий Володихин

— Заметим, то, что для англичан было безумной мечтой, утопией, чумой на гусеницах, в стране Советов сделали былью. Но и быль даже не так уж плохо работала, хотя, конечно, никаким совершенством технической мысли она не страдала.

Александр Музафаров

— Самым знаменитым и самым тиражируемым на плакатах советским танком стал тяжелый танк Т-35. Это соединение танка Гротте с концепцией Индепедента, пятибашенный танк, в главной башне трехдюймовая пушка, в двух башнях поменьше сорокапятимиллиметровые пушки и еще в двух башнях пулеметы.

Дмитрий Володихин

— Слава Богу, что он не стал сколько-нибудь массовым по-настоящему.

Александр Музафаров

— Их выпустили порядка 80-ти штук.

Дмитрий Володихин

— Но не 500 все-таки. А уже это хорошо, не растратили напрасно народные деньги. Любопытно, что в фантастическом романе «Пылающий остров» из Т-35 вырос фантастический проект сухопутного линкора. То есть огромный броненосный корабльсуши плывет по полю и всё сметает со своего пути главным калибром. Мечта была, чтобы сделать былью не только утопию, но и прямо кавку какую-то танковую. В общем Т-35, слава Богу, что не так много его дошло до войны.

Александр Музафаров

— Ну, почти все, что уцелели, приняли участие, дольше всех они уцелели в Казанском танковом училище, использовались как учебные, поэтому танк именно казанский можно увидеть в фильме «Разгром немцев под Москвой» где он лихо ездит по сугробам и олицетворяет мощь танковых войск Красной армии.

Дмитрий Володихин

— А на самом деле?

Александр Музафаров

— На самом деле большинство танков Т-35 попало в 34-ю танковую дивизию 68-го механизированного корпуса, были потеряны уже к началу июля 41-го года.

Дмитрий Володихин

— Видимо, потому что они особенно боеспособными по-настоящему не были.

Александр Музафаров

— Большинство из них были механически ненадежными, они чаще ломались, чем погибали в бою. Это вообще была проблема советского предвоенного танкостроения, а добиться именно технической надежности было крайне сложно.

Дмитрий Володихин

— Скажем сразу о танкостроении, автомобилестроении, авиастроении.

Александр Музафаров

— Следующим массовым танком был танк, который советский инженер Халепский увидел в США. В США жил такой замечательный конструктор Джон Уолтер Кристи, который построил танки, которые были быстрее всех на свете. Танк развивал скорость 80 километров в час. В принципе он еще мог снимать гусеницы, на колесах разгонялся до ста километров в час. У него были большие опорные катки, которые были обрезинены и могли работать как колеса. На нем стоял мощный авиационный двигатель. Американские военные посмотрели и заказали целых пять штук, два для пехоты и три для конницы.

Дмитрий Володихин

— Мой маленький сын обычно мне это так объясняет: папа, папа, вот эта ездилка ездит бык-бык-бык, а вот эта тр-р-р. Вот это была ездилка с броней тр-р-р.

Александр Музафаров

— Советским же инженерам танк очень понравился, они купили его вместе с лицензией на производство, вывезли их в Харьков и там они у нас были налажены под названием танки БТ, быстроходные танк. Броня у танка была такая же как у Т-26, то есть очень тонкая, порядка 14 миллиметров, во лбе 17.

Дмитрий Володихин

— Они не держали никакой артиллерийский снаряд.

Александр Музафаров

— Нет, они держали противопульное бронирование.

Дмитрий Володихин

— И даже не держали, по хорошему счету, крупнокалиберный пулемет.

Александр Музафаров

— В лоб держали, наверное, а в борт уже, наверное, нет. Эти танки у нас оснащали лицензионным американским мотором М-5, Либерти авиационным, а потом все тем же М-17, адаптированным для танка.

Дмитрий Володихин

— Это неплохой танк на случай, если надо проводить быстрое, стремительное наступление.

Александр Музафаров

— Да, такие у нас планировались, и эти танки выпускались в огромных количествах, три модификации БТ-2, БТ-5, БТ-7, отличались они конструкцией башни, конструкцией корпуса. У БТ-7 стало чуть побольше бронирования. Танки были очень быстроходные, очень динамичные, их в войсках любили. Но в боевом отношении их ценность была довольно относительна.

Дмитрий Володихин

— Слабая броня, слабая пушка.

Александр Музафаров

— Слабая броня, да и 45-тимиллиметровая противотанковая пушка. Она хорошо могла подбить неприятельский танк в 30-е годы, но она не могла нанести серьезный ущерб пехоте, у нее слабое фугасное действие. Плюс еще один момент, поворотной стороной этого танка были его довольно большие размеры. Для своего вооружения он довольно здоровый. Он длиной, по-моему, порядка шести метров, он длинный, и поэтому в него довольно легко попасть. Т-26 с таким вооружением был гораздо меньше. Да, он не мог прыгать лихо. В фильме советском «Трактористы» показывают прыжок БТ-5, по-моему, там прыгает на расстояние 20 метров с трамплина.

Дмитрий Володихин

— Так, а как он перелетает через окопы.

Александр Музафаров

— Да, таких фокусов Т-26 делать не мог, но он и был гораздо меньше, в него попасть было сложнее. Эти моменты были достаточно важны.

Дмитрий Володихин

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы буквально на минуту прекращаем общение с вами, чтобы вскоре вновь встретиться в эфире.

Дмитрий Володихин

— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный историк, специалист по военной истории Александр Азизович Музафаров, старший преподаватель университета имени Разумовского. Мы беседуем о советском танкостроении. Мы добрались до поворотной точки, то есть до того момента, когда в стране, почувствовав, что в мировом танкостроении происходят очень серьезные перемены, в частности утяжеление машин, переход от легких и быстрых к тяжелым машинам. Начали готовить те танки, которые и стали основой нашей двигающейся и стреляющей брони в 41-м году. Не так просто всё это получалось. Но прежде, чем мы к этому перейдем, мне хотелось бы от металлического уклона перейти к человеческому. От дореволюционной России не так много инженеров и конструкторов осталось в стране Советов, и тех разогнали на рубеже 20-30-х. Кто в 30-е годы, в середине, во второй половине создавал новые советские танки?

Александр Музафаров

— Я бы хотел выделить нескольких советских конструкторов, которые внесли заметный вклад. Начнем с севера, это у нас Ленинград. Здесь хотелось бы упомянуть такого человека, как Жозеф Яковлевич Котин. Он возглавляет КБ Кировского завода. Он занимался выпусками танков Т-28, и его разработками были танки КВ, танки ИС — тяжелые танки, которые использовались в войну. Родился в 1908 году в Екатеринославле, получал образование в Харькове, какое-то время там работал, потом переехал в Ленинград и работал там.

Дмитрий Володихин

— Он был человеком старой закалки, но, видимо, образование высшее он никак по возрасту не мог получать в Российской империи?

Александр Музафаров

— Нет, он получал уже в Советском Союзе.

Дмитрий Володихин

— Самородок или у кого-то учился?

Александр Музафаров

— Скорее, учился, потому что Харьковский политехнический институт был довольно сильной школой, там еще сохранялись дореволюционные профессора, и человек, видимо, старался воспринять традиции русской технической школы.

Дмитрий Володихин

— Он сам не был плодом дореволюционной науки и технического совершенства того времени, но он был плодом наставников, которые сами уходили корнями в дореволюционную реальность.

Александр Музафаров

— Я бы выделил еще двух человек, на которых надо обратить внимание. Один из них достаточно широко известная личность, это Михаил Ильич Кошкин.

Дмитрий Володихин

— Котин и Кошкин.

Александр Музафаров

— Да. Это создатель танка Т-34, его базовой первой версии. Родился на Ярославской земле, в Переяславском уезде. До революции получил только начальное и ремесленное образование. Но это был человек, который... смотрите, как у него сложилась судьба. Он в годы гражданской войны оказался в Красной армии, и в начале 20-х пошел по политической карьере. Он был членом партии, двигался по комиссарской линии, был партийным работником. Но в 30-м году он резко с этим порывает, поступает уже в 30-летнем возрасте в институт. Причем, сначала он поступил в Ленинградский политехнический, ему не понравилось низкое качество преподавания. Он перевелся в Ленинградский машиностроительный институт и получает инженерное образование. Потом он возглавляет после 37-го года...

Дмитрий Володихин

— Одну секунду. У кого он там учился? Там были старики, или это была советская наука?

Александр Музафаров

— Да, безусловно. Надо помнить, что других преподавателей, кроме преподавателей с дореволюционной выучкой в советской России в 30-е годы не было. У них училось то поколение, которое будет потом создавать что-то заметное.

Дмитрий Володихин

— Парня набили знаниями те великие старики, которые когда-то их получили в момент полноценного развития военно-технической мысли.

Александр Музафаров

— Да, которые еще оставались. И третья фигура, которая крайне важна для советского танкостроения, и, к сожалению, почти забыта, это Семён Александрович Гинзбург, родившийся в Луганске, успевший получить до революции не только начальное, но и среднее образование. Он получал свое образование в военно-инженерной академии РККА и получал его тогда, когда там преподавали еще царские офицеры. Этот человек сыграл огромную роль в освоении этих вот лицензионных английских танков, в создании легких танков. Его лебединой песней стало создание самоходной установки СУ-76. Но в 43-м году он попал под интригу. Там был такой интересный советский авантюрист товарищ Зальцман, который на короткое время стал народным комиссаром танковой промышленности, и он Гинзбурга просто сгноил, он его сослал на фронт. Хотя Гинзбурга попытались отозвать с фронта, но к этому моменту он уже погиб за отечество летом 43-го года. А это был один из самых талантливых инженеров, которые работали в советской танковой промышленности. Мы видим в советской инженерной школе очень сильное влияние дореволюционной подготовки, потому что они учились у русских инженерных кадров, которые еще оставались со времен Российской империи.

Дмитрий Володихин

— Ну что ж, самое время разобрать, во-первых, самые знаменитые, а, во-вторых, самые устрашающие для экипажа танки начальных месяцев, может быть, начальных лет Великой Отечественной. Понятно, что речь идет о Т-34, о КВ-1 и о чудовищных, с моей точки зрения чудовищных, облегченных упрощенных танках военного времени, которыми какое-то время заменяли полноценные танки, потому что в связи со сложностями при эвакуации промышленности трудно их было просто-напросто производить.

Александр Музафаров

— Давайте начнем с танка Т-34, с танка-легенды. Т-34 вырастает как естественная эволюция танка БТ, потому что после Испании советские танкисты требовали оснастить танк нормальной броней и тяжелой пушкой. В Харьковском паровозостроительном заводе начинают экспериментировать, появляется танк БТ-ИС, в котором применено рациональный наклон брони. И, наконец, под руководством Кошкина создается танк Т-34, сначала А-32, потом его принимают на вооружение как Т-34. Этот танк имеет довольно толстую противоснарядную броню, толщиной до 45-50 миллиметров, мощную трехдюймовую пушку Ф-34 довольно длинную, Ф-32, Ф-34 у них там варьировались варианты. На него ставят дизельный двигатель В-2. Кстати, двигатель разрабатывался как авиационный, тут тоже преемственность в советском танкостроении. Он окончательно избавляется от колесного хода, получает довольно широкую гусеницу. И он производит очень хорошее впечатление на советских командиров. Но здесь есть нюанс. Обычно в нашей литературе танк Т-34 принято превозносить и говорить, что вот если бы успели перевооружить до войны все советские танковые войска на него, ух, мы бы немцам показали.

Дмитрий Володихин

— Во-первых, иногда путают первый танк Т-34 с его более поздними модификациями. А, во вторых, вокруг Т-34 очень много легенд и мифов.

Александр Музафаров

— Да, совершенно верно.

Дмитрий Володихин

— В этом сейчас будем разбираться. Например, в некоторых фильмах встречается сцена, когда танк Т-34 становится перед артиллерийским орудием и сколько ни лупят артиллерийскими снарядами в его башню, снаряды всё куда-то отскакивают. До какой степени это правда?

Александр Музафаров

— Конечно, форма башен танка Т-34 менялась неоднократно. Первая башня, так называемый «пирожок», она по форме вытянутая, эллиптическая, действительно обладала хорошими характеристиками, но есть нюанс, какая пушка. Да, 45-миллиметроый снаряд он выдерживал, но смотря какой снаряд. Скажем, немецкий снаряд с вольфрамовым сердечником уже нет, тот его пробивал. Плюс еще один момент. Если стрелять целенаправленно в башню или в лобовой лист, конечно, он выдержит. Но беда танка Т-34 была не столько в броне, сколько в других качествах, которые обычно не видны. Например, танки первых версий имели отвратительный обзор экипажа. Приведу пример. В 40-м году был испытательный пробег, танк должен был проехать дистанцию по полигону, преодолеть разного рода препятствия, броды, рвы, и выявить и подавить противотанковые точки противника. С одной стороны, танк справился с заданием блестяще, он проехал всю трассу, нигде не застрял, нигде не сломался, всё хорошо. Но из 12-ти противотанковых точек он заметил всего две.

Дмитрий Володихин

— Обзор плохой.

Александр Музафаров

— Да, плохой обзор, плюс плохое распределение обязанностей экипажа. Командир танка Т-34 одновременно управляет танком, он же заряжает пушку, он заряжающий. Если он еще командир подразделения, взвода или роты, он пытается управлять подразделением. У него очень много работы. В 40-м году у советских командиров появилась возможность сравнить Т-34 с трофейным немецким танком Т-3, взятым нашими войсками во время боев в Польше в 39-м году. Советские командиры сразу отметили, что у немецкого танка есть целый ряд преимуществ. У него более удачная коробка передач, поэтому он с более слабым двигателем обгоняет 34-ку. Далее. У каждого члена экипажа немецкого танка есть свой люк, они могут его быстро покинуть, если танк подбит. Далее. Командир в немецком танке занимается только одним, он командует. Он сидит отдельно, у него хороший обзор, у него есть командирская башенка, ему видно поле боя.

Дмитрий Володихин

— Он ничего не заряжает.

Александр Музафаров

— Он ничего не заряжает, он ничего не делает, он только отдает приказы. Он оком опытного героя взирает на волнение боя и отдает ценные указания своим подчиненным. Сидения членов немецкого экипажа амортизированы, танкисты меньше устают после длительных маршей, то есть сохраняют боеспособность.

Дмитрий Володихин

— Притом что Т-3 был не новейшим танком Третьего Рейха, новейшим был Т-4, гораздо более совершенный.

Александр Музафаров

— Подвеска торсионная, то есть танк меньше качает, он лучше стабилизируется. Советские военные потребовали от конструкторов модернизировать 34-ку, и что интересно, такой проект был, танк Т-34М, он должен был пойти в серию со второй половины 41-го года. Но не пошел. Не пошел, потому что началась война. Харьковский паровозостроительный завод, его танковое производство эвакуировалось. Производство 34-к налаживалось на других заводах, каждый завод вносил свои модификации. Где-то, например, не умели сваривать башни, зато умели их отливать. Были 43-ки с литыми башнями. Где-то не умели сваривать листы брони, там отливали огромный лист брони, потом сгибали его по форме. Потому что так там умели, а так нет. Появилось множество вариаций. Где-то, начиная с конца 42-го года, в 34-ке появилась новая башня, где командир, наконец-то, получил возможность нормального обзора, избавился от обязанности заряжать пушку.

Дмитрий Володихин

— Добавился, по-моему, новый член экипажа.

Александр Музафаров

-Да, заряжающий. Экипаж достиг пяти человек, как собственно и должно было быть. А с 44-го года пошел в серию танк Т-34-85, у которого появилась новая просторная башня от танка опытного Т-43 с 85-миллиметровой длинноствольной пушкой, просторная, где командир уже действительно мог нормально командовать своими подчиненными.

Дмитрий Володихин

— Вот это танк в войсках уже любили беззаветной любовью, потому что он действительно был хорош, это была работа над ошибками советского танкостроения, которая привела к реально успешному результату.

Александр Музафаров

— Да. Плюс там еще усовершенствовали коробку передач с помощью американских станков, появилась нормальная танковая рация. Где-то к 44-му году 34-ка действительно стала танком, который соответствовал тому, чего от него хотели в войсках.

Дмитрий Володихин

— На этом не стыдно было въехать в Берлин.

Александр Музафаров

— Тоже такой интересный момент есть, когда в июле 45-го года в Москве проходил парад Победы перед колонной Т-34-85 кто-то из танковых командиров поставил танк Т-34-76, с которым войска начинали войну, отдавая дань памяти этой машине. Она проехала перед колонной 34-рок, показывая, что вот да, с этого мы начали, и на этом закончили. Это был очень трогательный момент.

Дмитрий Володихин

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный историк военного дела и военной промышленности Александр Азизович Музафаров, старший преподаватель университета имени Разумовского. Мы говорим о советском танкостроении. Вы рассказали о самом известном танке Советского Союза, он впоследствии производился для других стран, и некоторые говорят, что где-то на затворках мира воевал аж до 60-х ,а некоторые говорят, что и до 80-х.

Александр Музафаров

— Более того, я бы сказал, он участвовал в конфликте после распада Югославии в 90-е годы.

Дмитрий Володихин

— Иными словами окончательная конструкция Т-34 оказалась очень удачной. Но были и другие танки, некоторые из них заслуживают самого пристального внимания. Это прежде всего тяжелые танки КВ и ИС.

Александр Музафаров

— Да. Здесь интересная история. В конце 30-х годов советские военные захотели иметь тяжелый танк прорыва, который в принципе не пробивается противотанковой артиллерией, может ехать и действительно прорывать укрепленные полосы противника. Т-35 в этом плане не устраивал, Т-28 тоже. Кировский завод создает два таких монстра, это танки Т-100 и Сергей Миронович Киров, СМК, каждый с двумя башнями, такие большие, здоровые, тяжело бронированные. Оба использовались в советско-финской войне.

Дмитрий Володихин

— И оба неудачно.

Александр Музафаров

— В общем, потребовали, давайте, что-нибудь попроще. Там же принимает участие первый образец танка КВ, который был поменьше, поподвижнее, двигатель-то у них у всех одинаковый, а он примерно в полтора раза легче, СМК. Он тогда был с двумя пушками в башне, танк с двустволкой. Танкисты сказали, вторую пушку надо убрать, она не нужна. В 40-м году принят был на вооружение танк КВ-1, как его часто называют, с очень толстой броней, лобовая броня до 80 миллиметров, в начале войны вообще не пробивалась ни одной немецкой противотанковой пушкой, с 76-миллиметровой пушкой. У него появился освобожденный командир как раз, но у него не было, правда, командирской башенки, приборов наблюдения, это было общей проблемой. Главной проблемой танка КВ была, во-первых, его большая трудоемкость, он собирался очень медленно и тяжело. А второе — крайне низкая надежность его трансмиссии. То есть на нем стоял тот же двигатель В-2, что на Т-34, но танк КВ весил в полтора, отдельные модификации в два раза больше, чем 34-ка, и коробка передач у него постоянно ломалась, это была головная боль. В 41-м году 70% потерь танков КВ советской армии — это именно поломки. А когда этот монстр ломался, его вытащить было почти невозможно, потому что утащить его мог только другой КВ, мощных тягачей в советской армии не было.

Дмитрий Володихин

— Даже если его вытащили, не так просто было его отремонтировать, поскольку устройство КВ было такое, что добраться до этой поломки была целая проблема.

Александр Музафаров

— Да. Тем не менее, танки сыграли свою немалую роль в начале войны. Немцы, правда, быстро нашли противоядие, они бросили против танков 88-миллиметровые зенитки, которые пробивали броню КВ. Это дальнобойная тяжелая пушка, которая может пробить очень много чего.

Дмитрий Володихин

— Их не так-то много и было в Вермахте.

Александр Музафаров

— Да. Немцы начали производство специальных противотанковых уже орудий ахт-комма-ахт. К 42-му году КВ свою неуязвимость потеряли. Завод был эвакуирован на Урал, там продолжалась работа, появилась версия КВ-1С, скоростной. Вот здесь получился такой интересный парадокс. Танкисты говорили: сделайте его полегче, зачем такая толстая броня, ее все равно никто не может пробить, может, броню потоньше, танк будет полегче, зато он будет хотя бы двигаться. Именно такую вариацию и сделали. Танк КВ-1С был с облегченным бронированием, с улучшенной коробкой передач. Как раз в это время немцы принимают на вооружение новые противотанковые пушки, которые его пробивают. Начинается модернизация, появляются танки КВ-7, КВ-13, опытные образцы, и Жозеф Яковлевич Котин решает, что тут чинить нечего, надо делать всё заново.

Дмитрий Володихин

— А пушка? Пушка изначально была 76.

Александр Музафаров

— 76 миллиметров, Ф-32, почти такая же, как на 34-ке.

Дмитрий Володихин

— И к середине войны этого уже было маловато.

Александр Музафаров

— Этого в 42-м году было маловато, потому что немцы довели лобовую броню своих танков до 80-ти миллиметров, она их не пробивала. Плюс она достаточно короткоствольная, немцы поражали советские танки с больших расстояний, чем те могли их достать. Стали приспосабливать для танков пушку 85 миллиметров, в глубоком девичестве это советская зенитная пушка, двоюродная сестра немецкой 88-миллиметровой зенитки. А совсем в девичестве это швейцарская разработка, которую купили Германия и Советский Союз. Новый танк получил название ИС-1, у него был совершенно новый корпус, литой, из толстой брони, башня с 85-миллиметровой пушкой, и уже достаточно совершенная ходовая часть. Этот танк поступил на вооружение в конце 43-го года, здесь ему пришлось столкнуться с чем? Что отмечали советские танкисты? Танк хороший, броня хорошая, а вот пушка слабовата для тяжелого танка, потому что она не может пробить на адекватной дистанции немецкий новый танк «Пантеру», особенно «Тигр».

Дмитрий Володихин

— То есть для 42-го года 85 миллиметров хорошо, для 43-го года — ну, ничего, а дальше-то нужно что-нибудь потяжелее.

Александр Музафаров

— Да. Тем более что перед советскими войсками вставала задача прорыва укрепленных полос обороны противника, и здесь 85-миллиметровая пушка против бетонных дотов работала очень слабо. И тогда советские конструкторы пошли на такой нетривиальный шаг, они поставили в башню КВ корпусную 122-хмиллиметровую пушку А-19. У нее был тяжелый снаряд, она гарантированно пробивала любой немецкий танк, разрушала любой немецкий дот.

Дмитрий Володихин

— Говорили, что она башню снимала, раскалывала на части.

Александр Музафаров

— В общем, да. У нее был один недостаток. Поскольку тяжелая корпусная пушка, у нее была раздельная заряжание. То есть сначала в пушку надо вставить снаряд, а потом отдельно гильзу с зарядом. Для танка это не удобно, потому что танк проигрывал в скорострельности. В случае танковой дуэли, например, ИС-2 против «Тигра», предположим, оба танка промахнулись первым выстрелом, второй ИС сделать уже не успеет, «Тигр» выстрелит раньше. У него унитарный патрон 88-миллиметровый, унитарный снаряд, поэтому оно заряжается быстрее. Тем не менее, танки при грамотном применении в войсках, а к 44-му году советские войска научились грамотно применять бронетехнику, уже перестали гнать танки в лобовую атаку, в неподготовленную оборону противника, перестали использовать самоходки в качестве танков, чем грешили в первые годы войны. Танки серии ИС стали очень мощным оружием в руках советских танковых войск. Конечно, они сыграли огромную роль, когда советская армия штурмовала немецкие укрепленные города в 44-45-м годах. Их тяжелые снаряды пробивали любые укрепления, а толстая броня позволяла подъехать к укреплению достаточно близко, не опасаясь противотанковой мелкокалиберной артиллерии.

Дмитрий Володихин

— Фактически ИС-2 это хорошо бронированная самоходка?

Александр Музафаров

— С вращающейся башней, да, способная вести танковый бой при определенном участии. Плюс, достаточно хорошего уровня к 44-му году достигла надёжность советских танков, они перестали ломаться в таких количествах, как это было в 41-м году.

Дмитрий Володихин

— Ну что ж, поговорим не только о том, что составляет славу светского танкостроения, Т-34 и ИС во всех модификациях, это были танки, вошедшие в учебники всего мира. КВ какое-то время был совсем неплох, в 41-м году он очень был нужен в больших количествах, потом устарел, но надо помнить, что в свое время он был подарком для советских танковых войск. Но были танки, которые можно назвать танками бедственного времени. 41-й, начало 42-го года — это время производства танков, которые необходимо было очень быстро склепать из того, что есть под руками, и отправить на фронт, потому что на фронте танков почти не осталось. Приходилось делать легкие, слабо защищенные танки со слабым вооружением, но уж было бы хоть бы что, лишь бы прямо сейчас.

Александр Музафаров

— Да. Речь пойдет о советских легких танках. История этой ветви танкостроения опять-таки имеет английские корни, потому что в 30-м году советскую армию решили оснастить массово танкетками, то есть движущимися машинами, вооруженными пулеметами, с противопульной броней. Очень быстро выяснилось, что танкетки это вчерашний день, поэтому в Англии были куплены лицензионные образцы танка Виккерс Карден-Ллойд. Это был плавающий танк с маленькой башней с одни пулеметиком винтовочного калибра. У нас они выпускались под названием Т-37, более совершенная модификация Т-38, ими предполагалось оснащать разведывательные батальоны стрелковых дивизий и танковых бригад.

Дмитрий Володихин

— Какие-то казачьи танки, вместо казачьих разъездов отправлять их вперед на разведку.

Александр Музафаров

— К сожалению, в отличие от казаков они отличались низкой надежностью, легко ломались, а в реках они периодически тонули. Эти машины были не очень удачными. Развитием эволюции стал достаточно удачный, легкий танк Т-40. У него был крупнокалиберный пулемет, он уже не тонул в реке, он мог перенести на своей броне через реку двух красноармейцев.

Дмитрий Володихин

— Заметим, плавающий танк, который все-таки в большинстве случаев не тонет. Это достижение было.

Александр Музафаров

— Да. Это была достаточно удачная машина.

Дмитрий Володихин

— Некоторые плавающие танки начинали плавать и массово тонули.

Александр Музафаров

— Да, было такое, потому что плавучести было недостаточно. А вот Т-30 и Т-40 были достаточно удачными танками начала войны. У них было одно преимущество, их основу составляли автомобильные агрегаты, то есть двигатель того же Т-40 — это два спаренных двигателя от автомобиля ГАЗ-М1. Поэтому производство этих танков можно было наладить на Горьковском автомобильном заводе. Плавающий вариант Т-30 — уже не плавающий Т-40. И, наконец, появляется танк, который в 41-м году запускают в серию, Т-60, это тот же Т-40, которому вместо крупнокалиберного пулемета в башню поставили авиационную пушку ШВАК. Тот же крупнокалиберный пулемет с расточенным стволом до 20 миллиметров.

Дмитрий Володихин

— И опять-таки по большому счету, уже для начальных месяцев войны это было слишком мало.

Александр Музафаров

— В принципе, да. Никакую немецкую бронетехнику танк подбить своей 20-миллиметровкой не мог.

Дмитрий Володихин

— Бронетранспортер в бок, может быть.

Александр Музафаров

— Если он подъедет к нему еще. Тем не менее, Горьковский автозавод мог производить, у танка была достаточно удачная торсионная подвеска, у них была неплохая проходимость, они очень удачно передвигались по заснеженным полям. В этом плане они выигрышно отличались от предвоенных танков Т-26 и БТМ, поэтому их начинают достаточно массово выпускать. В 42-м году на смену Т-60 приходит танк Т-70, это тот же Т-60, у которого лобовой лист довели до 70 миллиметров брони и поставили 45-миллиметровую пушку. Ну, танк Т-26 фактически. Это было бы, наверное, неплохо в 41-м году, но в 42-м он уже мало кого мог из него подбить. Экипаж, к тому же у него всего два человека, больше туда просто не влезет, поэтому командир у нас и из пушки стреляет и из спаренного пушко-пулемета стреляет и пытается командовать. А если он еще командует не только танком, но и подразделением, то еще и им пытается командовать. В общем, работа крайне тяжелая.

Дмитрий Володихин

— Давайте честно скажем, Т-60 это танк, который жил под девизом «лучше, чем ничего».

Александр Музафаров

— Да. Абсолютно верно. Это такой танк-эрзац военного времени.

Дмитрий Володихин

— Т-70 — это танк, который жил под девизом «немного лучше, чем „лучше, чем совсем ничего“». И эти танки горели в больших количествах, гибли. В тот момент, когда наша промышленность претерпела все треволнения и тяготы эвакуации, правительство предпочло выпускать что-нибудь более порядочное, но по инерции еще выпустили довольно большие серии Т-60, Т-70. Они не были редкими танками, они не были массовыми.

Александр Музафаров

— Они были массовыми танками, составляли до 40% танкового парка советских танковых бригад в 42-м году.

Дмитрий Володихин

— Своего рода танковое ополчение.

Александр Музафаров

— Да. Но у них был, правда, наследник, который оказался очень полезным, потому что тот же Сёмен Александрович Гинзбург на шасси танка Т-70 создал очень удачную самоходную установку Су-76. У нее была сначала плохая репутация на фронте, потому что советские командиры часто ее использовали вместо танка. Пушка есть, гусеница есть, вперед. Потому что она открыта сверху, у нее бронирование только противопульное, это самоходная артиллерия, а не танки. Когда с этим разобрались, СУшки стали довольно грозным оружием, особенно при поддержки механизированных соединений, которые Советский Союз начинает формировать с конца 42-го года, механизированных танковых корпусов и танковых армий. Там эта самоходка нашла себе применение, и это был наследник. С начала 43-го года танк Т-70 снимается полностью с производства и их производство заменяется самоходными орудиями.

Дмитрий Володихин

— Ну что ж, подведем итоги. В Великую Отечественную войну Советский Союз вошел с танками, которые были несколько не доведены до ума, но в целом не плохи. Война позволила сделать из этих танков, если не совершенства, то нечто весьма и весьма удачное и боеспособное. И слава Т-34 и ИС заработана честно, они хорошо поработали на полях сражений, низкий поклон их создателям. Ну а танки облегченные, как вы сказали эрзац-танки... Страна жила по грудь в беде, в таком положении нужно было выручать фронт, и фронту дали то, что страна, изо всех сил напрягаясь, могла дать. Какое-то время, наверное, нашей пехоте нужно было хотя бы это.

Александр Музафаров

— Есть очень интересный комментарий. В 90-е годы у одного из ветеранов брали вопрос: скажите, дяденька, какой танк лучше? Он сказал: лучше, который есть.

Дмитрий Володихин

— Ну, вот именно так. Заканчивая нашу передачу, можно сказать следующее: страна Советов унаследовала опыт Российской империи, слава Богу, что были учителя, советская индустрия получила еще один опыт в ходе войн, конфликтов 30-х годов, Великой Отечественной войны. И она выпрямилась в полный рост уже в годы Великой Отечественной войны, 80-летие Победы в которой мы отмечаем в этом году. От вашего имени, дорогие радиослушатели, я поблагодарю Александра Азизовича Музафарова. Мне остается сказать вам, спасибо за внимание, до свиданья.

Александр Музафаров

— До свиданья.


Все выпуски программы Исторический час


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем