Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, ты когда-нибудь бывал в Туношне?
— И не раз! Чудесное, тихое, уютное село совсем рядом с Ярославлем. Ты туда собираешься?
— Да вот, знакомые позвали на рыбалку в выходные. Но пока размышляю, ехать или нет. Далековато...
— Что тебе сказать, Виктор... Я, как ты знаешь, совсем не рыбак. Но в Туношну с радостью бы съездил.
— Раз ты так говоришь, значит, там точно есть что-то особенное!
— Есть! В Туношне родился и жил замечательный художник Исаак Батюков. Там до сих пор стоит дом, в котором он появился на свет. Родное село стало для живописца главным источником вдохновения. Виды Туношны Батюков запечатлел на большинстве своих полотен.
— Исаак Батюков... Андрей, прости моё невежество, но я об этом художнике слышу впервые!
— Да, к сожалению, сегодня это имя почти забыто. А ведь Батюков был одним из значимых мастеров живописи конца 19-го — начала 20-го века. Он писал жанровые сцены, портреты и потрясающие пейзажи.
— А где можно увидеть его картины?
— Довольно обширная коллекция картин Исаака Батюкова представлена в экспозиции Ярославского художественного музея. И у меня, кстати, есть неплохая репродукция одной из них.
— Давай скорее посмотрим!
— Подожди минутку, сейчас я найду.
— Жду с нетерпением!
— Вот она. Это пейзаж. Родное село художника. Батюков написал его в 1910-м году, и назвал просто: «Туношна».
— Так вот какая она, Туношна. Идиллический, зелёный уголок! Уютные домики на горизонте. А на поросшем ивами берегу тихой извилистой речушки стоит величественный белоснежный храм с серебряными куполами.
— Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 80-х годах 18-го века.
— А до наших дней она сохранилась?
— Да, храм и сегодня украшает село. К сожалению, он довольно сильно пострадал в богоборческие советские годы. Церковь удалось спасти и восстановить, однако не полностью. Теперь она однокупольная, а когда-то — видишь? — была пятиглавой. Полностью утрачена и великолепная шатровая колокольня.
— Получается, художник не только написал замечательную картину, но и увековечил святыню!
— Да, благодаря Исааку Батюкову мы сегодня можем увидеть его малую родину такой, какой она была больше века назад.
— Андрей, вот ты говорил, что на многих полотнах Батюкова так или иначе можно увидеть Туношну. А почему? Он разве не выезжал за её пределы? Живописцу ведь необходимы новые впечатления!
— О, думаю, что впечатлений у художника хватало! Он подолгу жил в Москве, Петербурге, бывал в Париже. Но всем сердцем любил родной уголок, и однажды навсегда туда возвратился. Все свои произведения после 1916-го года Батюков писал именно в Туношне.
— Даже одного взгляда на картину достаточно, чтобы понять, как любил художник свою малую родину; простую, неброскую красоту русской глубинки.
— И эта любовь к родной земле передаётся через полотно зрителю.
— Решено! Еду в Туношну. Вы с художником меня убедили. Постою на берегу, который нарисовал Батюков. Увижу дом, где он родился. Зайду в храм.
— А как же рыбалка?
— Я всё успею! Планирую ещё и в Ярославский художественный музей заглянуть — посмотреть на картину в подлиннике.
— Ну что же, если не рыбу, то впечатления и воспоминания из поездки в Туношну ты точно привезёшь!
Картину художника Исаака Батюкова «Туношна» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема