Одним из самых популярных устных и литературных жанров с древних времён была притча — поучительный рассказ, заключающий в себе простую, но глубокую мораль. Чаще всего — афористичный, иносказательный, образный. Множество притч можно найти в Священном Писании, где они служат примерами для подкрепления вероучительных истин. Наверняка многие наизусть знают евангельские притчи Христа — о добром самарянине, блудном сыне, богаче и Лазаре. В древности часто притчами называли ещё и краткие, ёмкие изречения наподобие пословиц или поговорок. Таковы, к примеру, знаменитые ветхозаветные притчи Соломоновы. В них в предельно сжатой форме отражалась проверенная временем мудрость, касающаяся едва ли не всех сфер человеческого бытия. Люди передавали её из поколения в поколение. Возможность прикоснуться к этой древней мудрости, даёт читателям сборник «Православные притчи».
Большинство изречений, которые мы найдём на страницах книги «Православные притчи», издатели позаимствовали из древнего византийского сборника «Мелисса», то есть, «Пчела». Он был популярен в Древней Руси. Как уточняют составители книги, собранные в ней притчи — это своего рода жизненные сюжеты и зарисовки — о людях, о их прозрениях и ошибках. Читателям они могут послужить маяком в беспокойном житейском море, а может быть, побудят задуматься о смысле жизни и нашем месте в ней. В любом случае, каждая из притч на страницах сборника — это как минимум добрый и мудрый совет, проверенный веками. Вот, к примеру, актуальная во все времена рекомендация от преподобного Григория Нисского «Лучше малое иметь по-доброму, чем многое по-плохому». Или лаконичное наставление преподобного Симеона Богослова: «Безмолвное дело лучше бесполезного слова».
Интересно, что в сборнике, помимо наставлений отцов Церкви, содержатся и мысли знаменитых античных философов, таких как Платон, Диоген, Клиний и других. Из их уст звучит мудрость, созвучная христианскому духу. Что, в общем-то, неудивительно — ведь, как сказал ещё один римский философ, Тертуллиан, душа по природе христианка. И, пожалуй, вполне по-христиански звучит, например, такой совет древнегреческого философа Плутарха: «Подойди к зеркалу и вглядись в лицо своё: если красивым оно покажется, поступай по своей красоте и не посрами ее злыми делами. Если же вдруг некрасивым себя найдёшь, то недостатки лица добрым делом укрась».
В книге «Православные притчи» собраны и такие любопытные памятники народного литературного творчества, как духовные сказания. Например, «Чудо на мельнице» — о том, как Христос в облике нищего пришёл к богатому мельнику за милостыней. Или «Про Егория храброго» — о том, как святой великомученик Георгий Победоносец спас заплутавшего в лесу крестьянина от волков. Подобно солнечному лучу, православные притчи проникают в самые потаённые уголки человеческой души. И освещают её светом мудрости.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема







