
Одним из самых популярных устных и литературных жанров с древних времён была притча — поучительный рассказ, заключающий в себе простую, но глубокую мораль. Чаще всего — афористичный, иносказательный, образный. Множество притч можно найти в Священном Писании, где они служат примерами для подкрепления вероучительных истин. Наверняка многие наизусть знают евангельские притчи Христа — о добром самарянине, блудном сыне, богаче и Лазаре. В древности часто притчами называли ещё и краткие, ёмкие изречения наподобие пословиц или поговорок. Таковы, к примеру, знаменитые ветхозаветные притчи Соломоновы. В них в предельно сжатой форме отражалась проверенная временем мудрость, касающаяся едва ли не всех сфер человеческого бытия. Люди передавали её из поколения в поколение. Возможность прикоснуться к этой древней мудрости, даёт читателям сборник «Православные притчи».
Большинство изречений, которые мы найдём на страницах книги «Православные притчи», издатели позаимствовали из древнего византийского сборника «Мелисса», то есть, «Пчела». Он был популярен в Древней Руси. Как уточняют составители книги, собранные в ней притчи — это своего рода жизненные сюжеты и зарисовки — о людях, о их прозрениях и ошибках. Читателям они могут послужить маяком в беспокойном житейском море, а может быть, побудят задуматься о смысле жизни и нашем месте в ней. В любом случае, каждая из притч на страницах сборника — это как минимум добрый и мудрый совет, проверенный веками. Вот, к примеру, актуальная во все времена рекомендация от преподобного Григория Нисского «Лучше малое иметь по-доброму, чем многое по-плохому». Или лаконичное наставление преподобного Симеона Богослова: «Безмолвное дело лучше бесполезного слова».
Интересно, что в сборнике, помимо наставлений отцов Церкви, содержатся и мысли знаменитых античных философов, таких как Платон, Диоген, Клиний и других. Из их уст звучит мудрость, созвучная христианскому духу. Что, в общем-то, неудивительно — ведь, как сказал ещё один римский философ, Тертуллиан, душа по природе христианка. И, пожалуй, вполне по-христиански звучит, например, такой совет древнегреческого философа Плутарха: «Подойди к зеркалу и вглядись в лицо своё: если красивым оно покажется, поступай по своей красоте и не посрами ее злыми делами. Если же вдруг некрасивым себя найдёшь, то недостатки лица добрым делом укрась».
В книге «Православные притчи» собраны и такие любопытные памятники народного литературного творчества, как духовные сказания. Например, «Чудо на мельнице» — о том, как Христос в облике нищего пришёл к богатому мельнику за милостыней. Или «Про Егория храброго» — о том, как святой великомученик Георгий Победоносец спас заплутавшего в лесу крестьянина от волков. Подобно солнечному лучу, православные притчи проникают в самые потаённые уголки человеческой души. И освещают её светом мудрости.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица