
Александр Константинович Шеллер-Михайлов — многим ли сегодня знакомо это имя? Увы, в наше время этот писатель второй половины 19-го века оказался практически забыт. Между тем, при жизни автора его книгами зачитывались. Произведения публиковали известные литературные журналы той эпохи — «Современник», «Русская мысль», «Вестник Европы» и многие другие. А в литературной критике даже бытовал такой термин — «шеллеровский тип». Так называли скромных и непримечательных на первый взгляд героев, внутри у которых, однако, происходила большая, напряжённая душевная работа. Именно о таких людях писал Александр Шеллер-Михайлов; таков и герой единственного, пожалуй, его произведения, которое широко известно и в наши дни — рассказа «Пасхальная ночь».
Повествование в нём ведётся от лица рассказчика — это придаёт интригующую документальною атмосферу. Действие, как можно догадаться уже по названию, происходит в праздник Светлого Христова Воскресения. Рассказчик встречает его в небольшом загородном монастыре, где в последние несколько дней Великого поста ему довелось работать в архиве, изучая старинные рукописи. Начало рассказа умиротворённо-завораживающее: поздняя Пасха, весна в разгаре, на деревьях распускаются почки. После ночного праздничного богослужения все прилегли отдохнуть. Автор рисует особенную атмосферу пасхального предрассветного часа: «Нигде не светилось огоньков, нигде не поднималось над домами дымков. В воздухе было уже почти светло, и короткая весенняя ночь готова была уступить место ясному утру». В этот час не спалось лишь самому рассказчику да одному из монастырских послушников. Они разговорились у монастырских ворот, и молодой человек поведал невероятную историю, которая когда-то произошла с ним в ночь Светлой Пасхи, поменяла его жизнь и привела в монастырь.
Написанный в своеобразном жанре исповеди, рассказ Александра Шеллера-Михайлова «Пасхальная ночь» повествует нам о спасении человека, стоящего на краю бездны греха, о непостижимом промысле Божием, о том, как Господь подчас самым неожиданным образом, протягивает нам свою руку и не даёт пропасть. Так, например, герою рассказа однажды, в тяжкий момент его жизни, когда обстоятельства неумолимо толкали на преступление, явился... Христос! Вот как описывает этот эпизод автор: «Я не пошёл к заутрене и, сидя в своей каморке перед огарком свечи, обдумывал планы. А с улицы долетал радостный благовест, говоривший о воскресении Искупителя мира. Вдруг, как от сильного порыва ветра, растворилась дверь, и чей-то голос, торопливый и прерывистый, заговорил: "Я воскрес... из мёртвых воскрес, а ты... Что ты делаешь?"». Впоследствии происшедшему нашлось совершенно прозаическое объяснение. Однако даже тогда герой усматривал в этом случае прямое участие Бога.
Впрочем, все подробности — в рассказе Александра Шеллера-Михайлова «Пасхальная ночь». Читатели станут свидетелями торжества добра и веры и, может быть, разделят твёрдую уверенность автора в том, что с Божьей помощью всё может быть обращено ко благу.
Все выпуски программы Литературный навигатор
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема