
У нас в гостях были председатель «Славянского фонда России» Кирилл Мирейский и настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни игумен Лавр (Архипов).
Наши гости рассказали пасхальном благотворительном концерте «Победы вечная весна», организаторами которого они являются и о других проектах «Славянского фонда России», а также мы говорили об истории Заоникиевского монастыря и о его святынях.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— Христос воскресе, дорогие радиослушатели! С вами «Светлый вечер». Сегодня у микрофона Анна Леонтьева. И у нас в гостях Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», председатель оргкомитета по подготовке пасхального благотворительного концерта «Победы вечная весна», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, который также является сопредседателем оргкомитета и идейным вдохновителем концерта «Победы вечная весна». Христос воскресе, дорогие!
К. Мирейский
— Воистину воскресе!
Игумен Лавр
— Воистину воскресе!
А. Леонтьева
— Очень рада видеть вас в гостях, и давайте поговорим о вашем концерте, и давайте поговорим о недавно прошедшем 35-летие «Славянского фонда России». 16 апреля 90-го года, 1990 года, владыка Питирим (Нечаев) основал — да, Кирилл, можете меня поправить, — основал «Славянский фонд России». Расскажите, как это произошло, для чего и чем занимается фонд.
К. Мирейский
— Да, все правильно вы сказали, митрополит Питирим стоял у истоков фонда и являлся его первым президентом, вместе с единомышленниками. Их было не так много, но все они были озадачены такой единой целью, как правильно нашей Православной Церкви начать свое движение за церковную ограду. Время было тяжелое, время было...
А. Леонтьева
— Как раз начало начал.
К. Мирейский
— Для такой проповеди Церкви начальное. И я сам вот, как сын священника, я помню это время. Помню это время, оно было лучше, чем конец 70–80-х годов, но 90-й год, он был особенный для страны и для Церкви. Поэтому вот группа единомышленников, во главе с владыкой, и еще выделялась, значит, тоже идейный вдохновитель, Галина Васильевна Боголюбова, было решено сделать такую организацию, которая взяла бы на себя бремя пограничного столба между церковным сугубым таким интересом и направленностью, и государственной деятельностью, которая явно не могла идти навстречу Церкви, но нуждалась в таком вот посреднике. И именно таким посредником стал «Славянский фонд России», который в общем-то взял на себя бремя вот этого движения за ограду Церкви и привлечения новых соратников, чтобы люди могли уже открыто как бы помогать Церкви и воплощать все те евангельские истины, которые лежат в основе деятельности Церкви. И уже никого не боясь, перестройка была, если помните, в стране. Вот я это время хорошо помню. Я пришел из армии, конечно, интересы были другие — ну 20 лет. Но самое интересное, что к фонду-то я присоединился гораздо позже — это был 2006 год. Вместе с Галиной Васильевной Боголюбовой оказался в первом составе Общественной палаты Российской Федерации, и вот там мы познакомились, и там я познакомился с фондом, и в общем-то уже узнал всю историю из вот, как говорится, первых уст. Она была вторым руководителем фонда после митрополита Питирима — до 2014 года, а после 2014 уже вот я заступил на пост директора. И вот, слушая ее, как вот эта вот история, как все становилось, и видя работу реальную, я понял, что это, наверное, те соратники, которых я все время и искал — в лице Галины Васильевны. Владыки к тому моменту, конечно, уже не было. Вот Галина Васильевна это тот соратник, с которым бы я хотел иметь общее движение, вот в Общественной палате у нас была комиссия по сохранению духовных святынь и культурных ценностей. Вот фонд в общем-то стал тем тоже инструментом, который и в Палате, продолжил свое такое вот движение по общественной деятельности с Церковью и с государственными программами.
А. Леонтьева
— У фонда очень много направлений деятельности. Наверное, мы можем просто вот хотя бы коснуться их, так сказать, обозначить.
К. Мирейский
— Да, вы знаете, это в общем-то все Рождественские чтения начинал «Славянский фонд России», значит, достаточно это уже сказать. Дни славянской письменности и культуры — это один из трех праздников, праздничных дат, которые фонд передал стране, естественно, вместе с соратниками. Если помните, такой был форум «Единение» — 2004-2005 год, и вот он медленно перешел в День народного единства, фонд тоже этому содействовал. И, наверное, третью надо дату указать, которая тоже стала памятной государственной датой — это день Крещения Руси. Мне довелось его самому первый раз проводить — 2010 год, на Красной площади. Вот очень надежное плечо было тогда это Общественный совет Центрального федерального округа в общем-то, в котором лично я и все те такие общественники, допустим Рыбальченко Сергей, который частенько упоминается на страницах прессы, начинали все именно вот с этого Общественного совета ЦФО, когда был при этом Георгий Сергеич Полтавченко. Здесь еще, наверное, стоит упомянуть такую правильную программу фонда называется «Незабытые святыни», она посвящена храмам, монастырям, которые уже стерты с нашей с лица земли, ничего от них не осталось, либо перестроены в гражданские объекты и, кстати, таких уже мало осталось, много передано — фонд начал эту программу в 2016 году. И вот, допустим, пример, напротив «Детского мира» на Лубянской площади стоит небезызвестный торговый центр «Наутилус», а на этом месте была прекрасная часовня великомученика и целителя Пантелеимона, первое Афонское подворье. Или, допустим, Дом архитекторов напротив Киевского вокзала, вот почему он полукруглой формы — таким образом, архитектор Щусев, получив задание построить дом вместо церкви, которая там стояла, на Бережках — прекрасный храм Благовещения Богородицы, купеческое место было, Бережки. Вот он, чтобы спасти храм, построил полукруглый дом такой. Ну он преставился и, в общем-то, коммунисты все это уничтожили. Или, допустим, сказать, вот вы знаете, такие вот вещи, которые я сам, когда вот входил в программу, я сам для себя, хотя я москвич там в пятом поколении, но сам узнавал впервые. Почему улица Пятницкая называется Пятницкой — храм Параскевы Пятницы стоял на метро, на месте метро «Новокузнецкая». Или высотное здание на площади Восстания. Почему выходя из метро «Баррикадная», мы видим такие три арки как бы на стилобатной части — это люди под страхом вот такой вот, знаете, быть увезены в воронках в неизвестном направлении, таким образом отметили три алтаря храма Покрова, который там стоял. Вот такая вот программа. И третий, наверное, самый такой для меня родной сейчас, это которому же 25 лет посвящено моей жизни, это проект с «Славянским фондом России» и с другими участниками благотворителями — это восстановление Духовно-культурного центра имени схимонахини Макарии Темкинской, которой в 2026 году памятную дату мы тоже будем праздновать, 100 лет со дня рождения и 33 года со дня ее представления. Идет большая работа, центр становится очень таким популярным среди паломников, 18 июня празднуем мы дату представления матушки, огромное количество народа собирается. И радует, что вот сейчас Смоленская область с новым губернатором развивается так активно, и много сделано, идем вперед, чтобы это становилось как бы вот воротами Смоленщины, душой. «Душа Смоленщины — Темкино» — вот такой даже у нас есть девиз одного проекта. Делается это центр семейного отдыха, маршруты выходного дня и, конечно, паломнический центр.
А. Леонтьева
— Потрясающее на самом деле житие у схимонахини Макарии. Потому что это практически наша современница, то есть не практически, а она современница, да, она представилась...
К. Мирейский
— 1993 год 18 июня. Я знал ее лично.
А. Леонтьева
— Вы знали лично, да? Ничего себе. У нее какое-то чудовищно тяжелое вот начало жизни — это просто я, простите, я прочитала житие, я не знала старицу Макарию. И она была последыш, я так поняла, в семье, родилась одной из последних детей, не могла ходить.
К. Мирейский
— С трех лет не могла ходить.
А. Леонтьева
— С трех лет не могла ходить, как-то была в небрежении всегда у семьи и пережила необыкновенные совершенно лишения. И впоследствии приобрела необыкновенный дар молитвы и прозорливости, к ней ездили со всей страны. И я с удивлением узнала, что еще и Юрий Гагарин ее посетил.
К. Мирейский
— И владыка Питирим (Нечаев).
А. Леонтьева
— И владыка Питирим к ней ездил, да?
К. Мирейский
— Часто ездил к ней.
А. Леонтьева
— Такая на фотографии, такая маленькая бабушка, такая на подушечке. И, в общем, совершенно потрясающее житие.
К. Мирейский
— Очень светлые воспоминания. И этот человек вот и мне, и многим другим просто своими наставлениями, своей молитвой полностью перестроил все вот эти наши, знаете, земные хотелки, настроив на такой духовный лад. И вот все что она говорила много-много лет назад, оно сейчас все воплощается. И об одном сожалею, если бы сразу слушал, слушался, да, может быть, многих бед избежал бы.
А. Леонтьева
— Я напомню, что сегодня с нами с вами Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой, Богородице-Владимирской мужской пустыни. Давайте теперь перейдем к тому, с чего мы начали, к пасхальному благотворительному концерту «Победы вечная весна». Я так предполагаю, что вы на нем и встретились, да? Вот вы, батюшка, и Кирилл.
Игумен Лавр
— Идея благотворительных концертов родилась несколько лет назад. Я являюсь военным священником, капелланом. И видя и душевные, и физические страдания, особенно членов семьи и военнослужащих, которые защищают рубежи нашего Отечества, мне хотелось как-то поддержать, как-то укрепить и, может быть, сказать о том, что люди остались не наедине, не одни вот с этими переживаниями, с этой болью. И своей идеей поделился с близким кругом, среди которых была Вера Алексеевна Крылова, руководитель президентского оркестра, и матушка поддержала идею о благотворительном концерте. И вот уже несколько лет на Пасху и на Рождество мы эти концерты проводили, милостью Божией. А с Кириллом мы уже давно знакомы, уже около 16 лет. Так как получал я образование в Сретенской семинарии, ныне Сретенская академия, Кирилл очень часто посещал как прихожанин Сретенский монастырь и во многих общественных полезных проектах принимал непосредственное участие. Например, в замечательные поездки паломнические в Бари, в Италию, к мощам общелюбимого всероссийского святого святителя Николая Чудотворца. И вот в этих поездках как раз у нас произошла первая встреча, поэтому дружим мы уже давно, знаем друг друга уже давно. И когда на Рождество мы проводили очередной благотворительный концерт, на который пришел Кирилл, я предложил стать председателем оргкомитета следующего концерта и немножко расширить влияние, действие вот данных концертов. Дело в том, что изначально концерты были закрытые. Мы не давали никаких анонсов, естественно, не продавали никаких билетов. Все это совершенно благотворительно, почему и благотворительный концерт. Приглашали героев нашего Отечества, защитников, членов семей военнослужащих, военных врачей, волонтеров, священников и многих-многих тех, кто небезразличен к сложной ситуации в мире, в особенности с нашей необъятной страной. И появилась как раз мысль о том, что нужно расширить действие концерта и немножко его раскрыть. Так как билеты просто распространялись по каналам, приглашались из разных, скажем так, организаций гости и проводились в Светлановском зале Дома музыки — там около двух тысяч человек посадочных мест. Цель концерта, как я уже сказал, поддержать друг друга, объединиться, чтобы единомыслие между нами было, общее понимание сложившейся ситуации, чтобы мы не разобщались, а наоборот воссоединились перед лицом общей опасности врага. И сейчас планируется провести даже прямое включение концерта по ссылке, и каждый желающий может быть соучастником, сотаинником данного концерта, если подключится по ссылке в интернете. Помимо этого, в нескольких регионах ЦФО тоже будет прямое включение — в госпиталях, в Домах культуры. Помимо этого, на концерте все участники выступают совершенно на безвозмездной основе —то есть все артисты, там случайных нет, там все те, кто умом и сердцем понимают необходимость подобных мероприятий. И те соорганизаторы, которые принимают участие — то же самое, только на вот таких теплых движениях сердца. Мы понимали, что на Пасху и на Рождество нельзя обойтись и без подарков для детей, готовили специальные подарки и в конце концерта эти подарочки получали наши маленькие зрители, что и радовало их в большей степени. Повторюсь, что изначально концерт предполагался только единожды провести, но он настолько полюбился всем — и организаторам, и участникам, и зрителям, что это превратилось в добрую традицию и вот уже несколько лет продолжается. Концерт не просто так называется «Победы вечная весна», в этом названии заключается несколько очень важных моментов. Во-первых, весной самый главный праздник христианский — Пасха. Также второй праздник очень важный для граждан России — это победа в Великой Отечественной войне. И мы как раз объединили в едином концерте вот эти два праздника. Первое отделение обычно было посвящено Пасхе, потом антракт и второе деление посвящено Великой Отечественной войне. Вот сейчас мы немножечко, скорее всего, объединим в течение всего концерта, будут и в первом, и втором отделении звучать произведения, связанные и с Пасхой, и с праздником 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Также весна, она является символом жизни, символом победы над смертью, торжество жизни, а как раз и в Пасхе Господь есть победитель смерти, смертью смерть поправ, всему жизнь Господь дал, всем тем, кто верует в Него, идет по тому пути, который Господь личным Своим примером нам показал. Так же и в Великой Отечественной войне, если бы наши герои бы не одержали победу столь высокой ценой жизни, полагали за други своя, то не победили бы вот этого смертоносного врага, который стоял за всеми этими преступлениями, за Гитлером. Конечно же, это была духовная брань, и на войну воздвизает только сатана, на захватническую уничтожительную войну, поэтому здесь не только физические враги были. Вообще в Священном Писании есть такие слова, что наша брань не против плоти и крови, но против миродержителей мира сего, духов злобы поднебесной. Вот они те, кто воздвизает всякие неприятности, брани между народами, это нечистый дух. Вот концерт — это торжественная победа над всем этим врагом. Вот так.
А. Леонтьева
— Я хотела, знаете, вас прервать, сказать просто, что вот сама идея собрать людей, которые объединены общим или горем, или тревогой, страхом, в общем, семьи участников специальной военной операции — это просто, наверное, очень большая такая идея. Потому что они же между собой вот объединены этим, то есть они могут понять друг друга. То есть вот, скажем так, мы в мирное время, вернее, на мирной стороне, мы не можем понять их чувства. И вот такое количество людей встречаются и вот, так сказать, видят друг друга, знакомятся — это тоже очень важно.
Игумен Лавр
— Совершенно верно вы сказали. Дело в том, что кто непосредственно не сталкивался с горем вот членов семьи военнослужащих, и лишь мы отчасти понимаем. У нас, слава Тебе, Господи, все живы, может быть, не являются участниками спецоперации, конечно, с трудом понимаем то, что происходит в сердцах и душах людей, которые уже потеряли близких, те, которые волнуются за своих родственников, которые защищают нашу страну. И когда мы объединяемся и говорим, что мы с вами, что давайте вот это бремя разделим и тоже хоть какую-то часть понесем на себе, люди воодушевляются. Очень сильно действует вот это объединение и взаимопонимание. Мы исполняем заповедь Господню: тяготы друг друга носите, так исполните закон Христов. Вот стараемся по мере сил это делать.
А. Леонтьева
— Отец Лавр, а вот первый раз я слышу название Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни. Можете два слова сказать о том, где это, что это и как возникло, в каком году, и как можно посетить?
Игумен Лавр
— Обитель уникальная, как, наверное, и все монастыри и храмы на территории нашей необъятной страны. Заоникиева пустыня была достаточно известна на территории Российской империи. Возникла она еще в XVI веке, на территории Вологодчины, и основателем обители является преподобный Иосиф Заоникиевский, который просил Бога об исцелении от страшного недуга слепоты. Мы, люди, которые имеем возможность созерцать божественный мир, себе даже представить не можем, какие испытывает душевные борения человек, потерявший зрение. И Иосиф очень просил Господа избавить его от этого недуга. И вот на месте основания будущей обители преподобному Иосифу была явлена чудотворная икона Божией Матери на празднование Владимирской иконы Божией Матери, поэтому и называется Богородице-Владимирская. После того, когда он коснулся самоявленной иконы, он прозрел. Почему самоявленная? Никто не знает, кто написал. Вот как Годеновский крест, он самоявленный, он просто явился пастухам на болотистой местности и вот стал источником чудотворения, также и Заоникиевская икона Божией Матери. Обитель уникальна и стала широко известна к концу XIX века, что-то произошло удивительное, что притягивало на это место огромное количество паломников и просителей. И мы можем точно сказать, если бы люди не получали от Бога просимого, они туда бы не шли. Место намоленное, там действует особая благодать Божия, и до сих пор мы видим, что люди, узнав о Заоникиевской пустыне, идут с радостью туда и уже имеют желание вернуться в последующее время обратно в эту уникальную обитель. Монастырь сейчас находится в руинированном состоянии, комплекс был передан недавно, в 2017 году. Изначально там, как и многие обители после закрытия, располагалось спецпоселение для заключенных. Естественно, большое количество людей там погибло. Даже местные жители вспоминают, бабушки наши замечательные, которые еще были совсем юными девочками, детьми, вспоминают, как полуживых заключенных, репрессированных увозили — недалеко песчаник есть, и захоранивали полуживых в братских могилах. В 2017 году эта обитель была передана. Вот после спецпоселения там находилась военная часть, затем открыли школу детскую тоже для детей-сирот, для детей, которые были не совсем здоровые. Вот и так или иначе эта школа просуществовала до XXI века, 2017 года. В передаче очень много потрудился митрополит Игнатий (Депутатов), митрополит Никандр, который сейчас возглавляет Владимиро-Суздальскую кафедру. Еще будучи иеромонахом, он участвовал в передаче монастыря и возглавлял первую братию, и много-много сделал для возрождения монастыря и братства. Также одним из батюшек, которые также потрудились на ниве возрождения монастыря, был отец Василий. Отец Василий Кузнецов, известный духовник, который трудился и служил на Рязанщине, но он родился на Вологодщине. Так что батюшка первые молебны служил там, икону передал при передаче монастыря, Владимирскую икону Божией Матери. Вот так.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», председатель оргкомитета по подготовке пасхального благотворительного концерта «Победы вечная весна», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, а также сопредседатель оргкомитета и идейный вдохновитель концерта «Победы и вечная весна». У микрофона Анна Леонтьева. Мы вернемся к вам через минуту.
А. Леонтьева
— Продолжается «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», председатель организационного комитета по подготовке пасхального благотворительного концерта «Победы вечная весна», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, сопредседатель оргкомитета и идейный вдохновитель концерта «Победы вечная весна». Концерт состоится 11 мая в Светлановском зале Доме музыки. Это концерт для семей участников СВО. Это закрытое — это я для радиослушателей поясняю, закрытое мероприятие, но вы можете посмотреть его запись, а также трансляцию. Можно спросить, где и как посмотреть этот концерт?
К. Мирейский
— Значит планируется примерно за десять, за пять дней будет выведена ссылка на сайте Московского международного Дома музыки — это ссылка на группу в ВК. Причем ссылку можно открывать на любой цифровом оборудовании — это может и смартфон быть, и телевизор. Поэтому мы и предлагаем госпиталям, в которых сейчас находятся на лечении воины, школам, институтам, всем учебным заведениям активно подключиться к этой акции. Для этого особых трудов не нужно применять, просто зайти, как мы делаем обычно, на ссылку и в определенное время, точнее в 16 часов 11 мая смотреть в прямом эфире эту прекрасную программу, прекрасный концерт. Продолжительность будет первого отделения, которое будет транслироваться, примерно 55–60 минут. И я уверяю вас, что это будет одно из ярких впечатлений вот этих праздничных пасхальных дней.
А. Леонтьева
— Скажите, а вот в трансляции будет, может быть, ВКонтакте в сообществе?
К. Мирейский
— Во всех наших ресурсах будет эта ссылка выложена, просто надо следить за информацией.
А. Леонтьева
— Я думаю, что просто радиослушатели могут набрать в этот день название концерта — «Победы вечная весна».
К. Мирейский
— Конечно. Да, жители в регионах это смогут посмотреть на ресурсах администрации областной, региональной, муниципальной. Мы сейчас эту работу ведем над этим.
А. Леонтьева
— Ну что же, продолжим наш разговор. На самом деле очень много информации и про схимонахиню Макарию Темкинскую, из деревни Темкино, да, в Смоленской области, вот необыкновенное у нее житие, и вот мы коснулись этой темы. А можно, Кирилл, вас попросить вот рассказать немножко про вашу встречу со старицей, раз уж мы здесь и это, мне кажется, такое важнейшее событие.
К. Мирейский
— С большим удовольствием. И более того, давайте для начала всех радиослушателей приглашу в место, которое может изменить полностью ваше такое, знаете, духовное состояние, которое вы можете получить и сравнив его с самыми лучшими своими впечатлениями о посещении храмов или каких-то святых мест. Могу истинно свидетельствовать, вот я много где побывал на нашем земном шаре в святых местах — и на Афоне, в Иерусалиме и в Бари, и множество других да, и везде мы вот получаем такое утешение. И, видно, так хорошо душе в этих местах, что человек успокаивается и понимает, что он находится в месте, среди своих, и как-то и молится по-другому, и какие-то, знаете, вот все вот эти невзгоды, которые мы оставляем за плечами, они как-то вот забываются, настолько светлое это место. Может быть, оно не так вот, знаете, не так вот украшено, не так вот все там устроено еще, все впереди, но человек, попадая туда, вот эту атмосферу, он радуется, потому что радуется его душа. И это место освящено слезами тысячи людей, которые оставляли свои слезки перед кроваткой матушки. Когда, знаете, вот люди приходили в ее намоленную келью, во-первых, оказывались в этой вот атмосфере молитвы, ладана, горения лампад, икон и страдальческих таких вот для нашего человеческого понимания вещей. Человек, человечек даже, да, сидит на кроватке, что-то там, что он может знать, кто это такая и так далее. Но человек, опускаясь на колени — а он не мог не опуститься на колени, практически все это делали, потому что чувствовали некое такое благоговение, опускались на колени. И матушка говорила два-три, пять, может быть, десять слов и попадала прямо в точку. То есть она человека не обличала, но она указывала, могла указать ему то самое, что его гложет, что ему мешает жить, что ему мешает быть с Богом. А иногда знаете, люди просто в такой оторопи все это воспринимали, потому что абсолютно она спокойно могла сказать: завтра встретишься с Сереженькой — друг на всю жизнь. А встретится вам там Мишенька — держитесь подальше, понимаете. И люди действительно, вот встречал Сергея, а через там три дня приходил Миша, и потом оказывалось, что лучше бы и не встречался с ним, понимаете. То есть как этот человек, вот сидя на кроватке в одном месте, мог все это знать. И это вот настолько потрясало людей, что люди потом вновь приезжали, приезжали и приезжали. Мы, допустим, приехали туда, я был маленький еще, мне восемь лет было. В нашей семье было большое горе — пропал брат родной мой старший, его уже не было там дней пять-шесть, семь. Все, как говорится, морги, больницы обзвонили. И подруга моей мамочки, Надежды, тоже покойная, тетя Юля, она говорит: вот, Надя, я знаю, был подобный случай, тебе нужно обязательно съездить вот к матушке Макарии. Она помолится, и вот по ее молитвам Господь откроет. Мы быстро собрались, буквально за день, приехали туда. И действительно она сказала: не волнуйтесь, через три дня вернется. И действительно так и произошло. Вот он вернулся. Попал в плохую историю, брату тогда было всего лишь 14 лет. Но вот матушка тут, помолившись, до увидела это, наверное, всю ситуацию, успокоила, и мы с тех пор 14 лет ездили туда до 1993 года. Я был последний из нашей семьи последний раз у нее 2 февраля 1993 года. Матушка Макария уже, видно, знала, что я у нее последний раз. И в тот раз она сказала мне на мои переживания — а я приехал тоже с жуткой ситуацией туда, просто в жуткой для себя ситуации, и она меня успокоила следующим. Ей было очень трудно подняться на руках, и она дотянулась до меня, поцеловала в лоб и сказала: все будет хорошо. И вот я уехал, такой был солнечный день...
А. Леонтьева
— И сразу мир такой на душе.
К. Мирейский
— Да, приехал домой в Москву. А тогда долгий путь был, уезжали полпятого утра и возвращались где-то за полночь. Вот приехал домой, и на следующий день моей ситуации вот этой плохой, ее просто не было. Вот такая была у матушки молитва. Источник святой, святого Илии пророка, она завещала: когда меня не будет, приезжайте на источник, берите водичку, пейте ее, и с молитвой Илья пророк вам будет помогать, а я помолюсь.
А. Леонтьева
— А что сейчас происходит с ее домиком, вот где она жила? Я так поняла, что это место паломничества?
К. Мирейский
— Да, значит, у нас есть соответствующий сайт. Можно набрать в интернете: «Духовно-культурный центр имени схимонахини Макарии Темкинской», — и вы увидите всю как бы ту работу, которая ведется совместно с епархией Вяземской, Гагаринской, со Смоленской митрополией. Это большая работа, уже больше четверти века длится. Начали мы с благословения тогда еще митрополита Кирилла, ныне Святейшего Патриарха, со строительства храма-часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери, и вот потихонечку все это продолжалось. Теперь там вот в планах, как я уже говорил, Центр семейного отдыха, маршрут выходного дня и региональный маршрут такой вот, чтобы люди имели место такое духовное, не только какими-то там светскими развлечениями, но и где можно узнать много нового. У нас собирается по крупицам музей родного края, куда люди могут приехать и узнать про эту многострадальную Смоленскую землю, Темкинский район. Музей родного края — значит, человек приходит и за 20 минут получает всю информацию. Вот как сейчас это модно говорить, там цифровой музей, вот такой мы делаем. Потому что молодежи это интересно, все эти форматы новые. Вот плюс, значит, постоянные паломнические группы, которые приезжают на источник, на место упокоения матушки, на место ее первого дома, куда приезжал и Юрий Алексеевич Гагарин. Все это будет такими вот памятными местами и уже есть.
А. Леонтьева
— Не могу не спросить про Юрия Гагарина, простите.
К. Мирейский
— Город Гагарин, где его мама проживала, и где он рядом родился с городом Гагариным, постоянно его мама приезжала к матушке Макарии. И вот в один из своих визитов она спросила: а можно ли я привезу к тебе сына своего? А матушка, вот как мы знаем историю, она говорит: ни чуточки его не боюсь, привози. А он тогда уже был, знаете, уже...
А. Леонтьева
— Знаменитостью.
К. Мирейский
— Известным на весь мир человеком. И, как говорила матушка: он очень простой, веселый, и он ни в чем не виноват. Она ему за две недели, была встреча у них за две недели вот до его трагической гибели, она ему сказала: больше тебе летать нельзя. Он возмутился: как же, матушка, я же летчик. Нельзя. Видя уже, видя его вот, что с ним может случиться, но сын земли не послушался матушки Макарии.
А. Леонтьева
— И погиб.
К. Мирейский
— И вот случилось такое вот, мы знаем, печальное событие.
А. Леонтьева
— Потрясающе. Это так вот, когда это так близко, да, вот эти чудеса, то ты особенно как-то укрепляешься в вере.
А. Леонтьева
— Напомню, что сегодня с нами и с вами Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», председатель организационного комитета по подготовке пасхального благотворительного концерта «Победы вечная весна», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, сопредседатель оргкомитета и идейный вдохновитель концерта «Победы вечная весна». Мы говорим о том, что недавно «Славянский фонд России» отметил свое 35-летие. Это старейший фонд, основанный 16 апреля самим митрополитом владыкой Питиримом (Нечаевым). И вот мы в первой части программы поговорили о том, что у фонда очень много видов деятельности. Один из них — Дни славянской письменности и культуры. Давайте расскажем нашим радиослушателям о том, что это такое, когда это, и что можно узнать.
К. Мирейский
— Эту праздничную дату теперь уже широко отмечают в нашей стране. Но, если кратко, во-первых, 24 мая страна отмечает, и она посвящена всей нашей, можно сказать, славянской культуре, которую нам передали святые и равноапостольные Кирилл и Мефодий. Мы обязаны им своей грамотой, своими славянскими языками. И с далеких 90-х годов каждый год эта дата отмечается и в нашей стране, и за рубежом. А последнее десятилетие, значит, наверное, многие радиослушатели знают, и может кто-то бывал на этих праздниках, большие праздничные концерты проходят на Красной площади. Но историческое действие этих дней — это Славянская площадь, место перед памятником Кирилла Мефодия, где до недавнего времени — к сожалению, во-первых, началось это все с пандемии, потом специальная военная операция, значит, 14 стран — представительства, представители посольств, культурные деятели собирались 24 мая. Начиналось все и начинается это все с праздничного молебна и после молебна представители каждой страны возлагают цветы к памятнику равноапостольным Кириллу и Мефодию, тем самым, значит, подчеркивая и демонстрируя свое единение, свое почтение и дань святым равноапостольным. И скажу так, что это единственное вот место, где в таком составе собираются, собирались представители славянских стран. К сожалению, сейчас совсем мало...
А. Леонтьева
— По понятным причинам.
К. Мирейский
— По понятным причинам. Но у нас есть и новые участники.
А. Леонтьева
— Вот сейчас.
К. Мирейский
— В 2024 году мы, значит, принимали гостей с Африканского континента, у нас были представители Индии на площадке, что очень радует.
А. Леонтьева
— Необычно, да.
К. Мирейский
— Очень радует и они участвовали. Мы эту традицию будем продолжать. По всей стране проходят различные мероприятия в библиотеках, в учебных заведениях, в академиях — это и симпозиумы научные, и какие-то круглые столы, праздничные концерты, различные конкурсы. Даже вот сейчас активно поддерживают начальные учебные учреждения, с садиков уже люди начинают прописывать, вы знаете, аз, буки, веди, все грамоту, пытаются нарисовать святых Кирилла и Мефодия. Все вот надо начинать это с детского садика, это очень хорошая идея. Множество программ, десятки, я бы сказал, сотни.
А. Леонтьева
— Но, может быть, расскажете об одной, вот в которой мы можем принять, так сказать, участие. Вообще как-то вот посетить эти мероприятия, где, как когда.
К. Мирейский
— На сайте «Славянского фонда России», он сейчас будет обновленный, вот уже работает, значит, есть интересное мероприятие, которое будет интересно родителям и детям — это детские паломнические миссии. То есть, допустим, на примере Новоспасского монастыря, значит, собирается группа — это один, два, три автобуса приезжают на экскурсию в монастырь. Им открываются те двери, которые в обычные дни закрыты — это и, значит, хранилище с со святыми мощами угодников Божиих, это какие-то исторические, показ исторических таких реликвий, икон или каких-то вот, то что обретено при раскопках, реставрации, реконструкции. Рассказы насельников о монашеской жизни, знакомство с историей монастыря, с неизвестными моментами, которые, знаете как, и в книге не прочитаешь, нигде не увидишь, а монахи все это могут рассказать. И дети и, их родители как бы по-новому себе открывают ту или иную обитель. Все это происходит как бы ежегодно. Вот эти вот группы, кто уже постоянно с нами, они меняют, естественно, локации, узнают тем самым что-то новое постоянно для себя. И не только это в Москве происходит. Вот, пожалуйста, одна из программ —детская паломническая миссия.
А. Леонтьева
— Очень интересно. На самом деле вот это очень важно, детей приобщать. И это для них не просто паломничество, это же приключение.
К. Мирейский
— Необычное паломничество, да.
А. Леонтьева
— Это же для детей очень важно, чтобы было приключение. Отец Лавр, а вот в вашей пустыни, что вы можете рассказать о том, что ждет паломников, которые захотели бы посетить пустынь мужскую Богородице-Владимирскую?
Игумен Лавр
— На данный момент пустынь, она руинирована. Слава Богу, трудами моих предшественников обитель была передана, были какие-то первоначальные работы сделаны, но пустынь находится до сих пор в тяжелом состоянии.
А. Леонтьева
— Я прошу прощения, отец Лавр, а вот и она была разрушена, вы говорили, что в ней были и заключенные, да, и там больные дети, кем она была разрушена в результате?
Игумен Лавр
— Была разрушена временем и неправильной эксплуатацией тех организаций, которые находились на территории пустыни. Может быть, даже не по собственной причине, а из-за нехватки бюджетных средств. Поэтому обитель сейчас находится в тяжелом состоянии. Мы знаем, как строили в XIX веке, когда стены были каменные, а все перекрытия были деревянные, и вот эти деревянные перекрытия нужно все менять. При этом местность пустыни болотистая, и в тяжелом состоянии находятся фундаменты. Возможно, некоторые даже здания придется перебирать. Но жизнь духовная как началась в 2017 году, так она продолжается и развивается. На территории пустыни действует храм в честь благоверного Александра Невского, действует приход, замечательные люди, местные жители. Вокруг обители находится несколько поселковых пунктов — это Дубровское, Обухово, Лучниково, жители которых приходят на богослужения регулярно, служба ведется достаточно часто в монастыре, в обители. Что можно предложить паломникам? Пока обитель может предложить только экскурсию, может предложить поучаствовать в богослужении, в наших общественных чаепитиях, вот каких-то, скажем так, социальных проектах. Например, также мы и в Вологде проводим благотворительные концерты. Вот на Рождество провели такое прекрасное мероприятие. Сейчас также на Пасху вот в Москве будет проходить 11 мая, а в Вологде будет 16 мая проходить концерт на базе «Русского дома», концертного зала, в котором примут участие не только коллективы духовные, хоры, но и артисты приедут из Москвы, примет участие ансамбль «Лейся, песня» — прекрасный ансамбль, широко известный и в Советском Союзе, и сейчас.
А. Леонтьева
— Исторический, да.
Игумен Лавр
— Исторический, да. Исходя только из добрых побуждений, приедет коллектив и порадует всех зрителей. Также в концерте примут участие детские коллективы, например, такой как участники жители, воспитанники детского дома семейного типа, кадеты. Примут участие и готовят прекрасный номер учащиеся военного института права и экономики. Поэтому мероприятие, оно становится достаточно широким, в котором принимают участие не только приезжие артисты, но и местные жители, молодежь, старшее поколение. Вот в этих мероприятиях каждый может принять участие. Монастырь, конечно, требует большой помощи, большой помощи и поддержки. Разместить паломников пока мы не можем. Но, как было в прошлом, Заоникиева пустынь вела очень широкую социальную деятельность, а особенно при архимандрите Серафиме, к которому даже приезжал сам отец Иоанн Кронштадтский. Архимандрит Серафим при Заоникиевой пустыне основал школу для крестьянских местных ребятишек и лично отбирал самых талантливых. И отличительным, скажем так, аксессуаром, который носили воспитанники Заоникиевской школы, был голубой поясочек, их так называли «голубые поясочки». Потому что голубой, синий — цвет Богородицы, а обитель как раз Ее, Богородичная обитель.
А. Леонтьева
— Иконы, да, Владимирской.
К. Мирейский
— Также был странноприимный дом и большой корпус для паломников. Конечно же, обитель принимала участие в тяжелых судьбах местных жителей, вела благотворительность. И это все нужно возобновлять. Что касается святынь — вот та икона чудотворная, самоявленная икона, Владимирская икона Божией Матери, именуемая Заоникиева, она, к сожалению, в годы лихолетья была утеряна. В обители было еще две чудотворных иконы — одна была с Афона, другая была Казанская. Есть предположение, что одна из икон находится в местном музее. Мы ведем поисковые работы, разыскиваем. Но одна из самых главных святынь обители, слава Богу, сохранена — это мощи основателя, преподобного Иосифа Заоникиевского. По благословению и инициативе митрополита Саввы, который очень заботится о возрождении обители, митрополита Вологодского и Кирилловского, прошлым летом были как раз мощи обретены преподобного Иосифа и мощи двух его учеников, Иоанникия и Антония. Эти мощи сейчас находятся в Воскресенском кафедральном соборе города Вологды и, когда будет возможность, будут обратно переданы обители.
А. Леонтьева
— Спасибо огромное. Спасибо за этот богатый событиями, я бы сказала, разговор. Напомню, что сегодня с нами и с вами Кирилл Мирейский, директор «Славянского фонда России», председатель оргкомитета по подготовке пасхального благотворительного концерта «Победы вечная весна», и игумен Лавр (Архипов), настоятель Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни, сопредседатель оргкомитета концерта «Победы вечная весна». Концерт состоится 11 мая в Светлановском зале Доме музыки и будет для семей участников СВО, но на этот раз он будет транслироваться на сайте Дома музыки и на других площадках.
К. Мирейский
— В 16 часов начнется трансляция, я бы ее назвал общероссийской, на сайте Дома музыки и на других ресурсах, которые мы сообщим на сайте «Славянского фонда России».
А. Леонтьева
— Так что вы можете присоединиться и тоже принять участие как зритель и слушатель. Дорогие, спасибо огромное за беседу. Христос воскресе!
К. Мирейский
— Воистину воскресе!
Игумен Лавр
— Воистину воскресе!
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева
- «Путь к священству». Священник Кирилл Беляев
- «ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер