
Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (11.06.2025)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 80 зач., I, 18-27.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Бог есть любовь. Однако в то же время в Писании нередко говорится о том, что Бога можно прогневать. За что же Бог гневается на человека и как этого избежать? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Сегодня апостол Павел очень конкретно указывает на причину гнева Божия. По его словам, гнев Господень испытывают те люди, которые подавляют истину неправдою. Что это означает? Воображение сразу же рисует нам преступления, о которых мы узнаем из криминальных новостей: убийство, предательство, воровство, мошенничество, унижение обездоленных, взяточничество, социальная несправедливость. Одним словом, люди, которые подавляют истину неправдою — это маньяки, убийцы, мизантропы и вообще всякий антисоциальный элемент.
Однако из слов апостола Павла это не так. Всё более прозаично и обыденно. Подавление истины неправдой начинается тогда, когда мы погружаемся в суету и совершенно забываем о том, чего хочет Бог. Особенно это проявляется в отношениях с людьми. Представьте себе, вы бежите на работу, и кто-то на улице пытается что-то у вас спросить. Естественная реакция — пробежать мимо. Мало ли, вдруг мошенник. Или кто-то прямо у нас перед носом занял место на парковке у дома, где я оставляю свою машину из года в год. Некоторых это возмутит до глубины души, хотя парковка общественная. Или до нас дошёл слух, что конкретный человек в коллективе очень нелицеприятно высказывался о нас при коллегах. Даже если мы промолчим, не будет ли в нас копиться неприязнь, обида и даже злоба к нему?
Согласитесь, что в этих случаях мы зачастую чувствуем, думаем и действуем по инерции, автоматически. Мы полностью полагаемся на житейский опыт и инстинкт самосохранения. С одной стороны, это помогает нам избежать неприятных переживаний, не упустить своё и, возможно, получить ещё больше. То есть быть весьма эффективным по жизни. Однако с другой, мы начинаем относиться к людям как к статистам и помехам. Мы становимся бесчувственными к тому, что за каждой подобной ситуацией может скрываться Бог. Он ждёт, что мы вспомним о Нём и поступим не по многолетней привычке, но прислушаемся к тому голосу Истины, который с самого рождения звучит глубоко внутри каждого из нас и который мы привыкли подавлять. Потому что в нас живёт страх потерять своё.
По словам апостола Павла, такое безразличие к воле Бога и такое систематическое подавление голоса истины в самом себе может довести до крайнего распутства. Ярким примером этого являются похоть и противоестественные грехи язычников-римлян. Они были людьми высокой культуры. Однако не слушались голоса истины и опустились в пучину безумия. Как говорит о них апостол «осуетились в умствованиях своих, омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели».
В таких ситуациях и приходит гнев Господень. Это образное выражение. Бог не гневается. Человек сам создает ситуации, когда жизнь начинает реагировать на него как на инфекцию в организме. Гнев Божий — это защитный механизм. Так наше мироздание выводит из себя заразу греха. Скорее, Бог сдерживает эти реакции. Чтобы этот всемирный, безликий закон не раздавил нас как вредных насекомых. Господь делает это в надежде, что мы одумаемся и вступим с Ним, наконец-то, в диалог.
А потому, будем учиться слышать и не подавлять в своём сердце голос истины. Для этого постараемся каждую свою мысль, каждое своё действие сверять с заповедями Евангелия. Тогда наш внутренний голос будет становиться всё отчетливей. А мы будем действовать в этом мире не как те, кто живёт по своей воле, но как дети Бога, которые во всех своих делах ищут волю Небесного Отца и которых Он избавляет от гнева.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к акции «Открытка добрых дел»

Хотите порадовать себя и близких душевной открыткой и вместе с этим сделать доброе дело? Присоединяйтесь к благотворительной акции «Открытка добрых дел». Её проводит фонд «Помощь». Находится он в городе Санкт-Петербурге, но приходит на выручку людям со всей России — оплачивает срочное лечение, реабилитации и не только.
Специально для акции «Открытка добрых дел» дети и взрослые, уже получившие поддержку, создали яркие и трогательные рисунки. Из них команда фонда сделала открытки и разместила на своём сайте. Каждая наполнена благодарностью и теплом людей, которые знают: справляться со сложностями лучше вместе.
Среди них девятилетняя Василиса. У неё онкологическая болезнь. Больше года девочка проходит лечение в больницах Петербурга. Благодаря поддержке фонда и многих людей у неё появилось необходимое лекарство, а вместе с ним и силы бороться.
Василиса не теряет позитивного настроя, удалённо учится в школе, общается с друзьями и строит планы на будущее. Она как никто другой знает, как важно вовремя протянуть ближнему руку помощи. Поэтому участвует в акции «Открытка добрых дел».
Перейдя на сайт фонда «Помощь», вы можете выбрать открытку с рисунком, созданным Василисой, или любую другую, и оставить свой благотворительный взнос. Так вы сделаете доброе дело для тех, кто нуждается в срочном лечении, и получите открытку на память.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов