Небольшая деревенька Хирбет Эль-Тирех, что в двух километрах от столицы палестинской автономии, города Рамалла, в ноябре 2014 года неожиданно получила всемирную известность. Палестинские и израильские археологи, проводя исследования в окрестностях этого селения, обнаружили, что именно здесь в тридцать пятом году по Рождестве Христовом был похоронен архидьякон Стефан - святой, который первым в истории принял мученическую смерть за Христа. Руководитель археологической группы, доктор Салах Хуссейн аль-Худеллия сделал официальное заявление, что это открытие имеет исключительную ценность для христиан всего мира.
Археологические изыскания проводились в рамках проекта по обнаружению древностей Иерусалимского университета. В ходе раскопок близ селения Хирбет Эль-Тирех были найдены остатки обширного византийского храмового комплекса, включающего в себя церковь и монастырские постройки. В одной из исследуемых точек храма взорам ученых неожиданно открылась надпись, указывающая, что эта церковь была построена на месте погребения святого Стефана.
Находка крайне удивила археологов. Ведь историки были убеждены, что первомученик Стефан похоронен совсем в другом месте, в окрестностях города Бейт-Шемеш на склонах Иудейских гор. Какое же из двух захоронений подлинное?
:
О судьбе первого христианского мученика Стефана рассказывается в библейской книге «Деяния святых апостолов». Известно, что этот молодой образованный человек принадлежал к Иерусалимской общине. За проповедь христианства он был привлечен к суду, а затем насмерть побит камнями. В книге «Деяний» говорится, что «Стефана погребли мужи благоговейные». Кто были эти мужи и где они похоронили первомученика, Священное Писание умалчивает. Однако, сохранилось историческое свидетельство об обретении мощей святого спустя почти четыре столетия после его смерти - в 415 году. Это событие описал палестинский священник Лукиан в своем «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Из этого послания следует, что первомученика похоронил на своем земельном участке некто Гамалиил. Можно предположить, что это тот самый Гамалиил, который упомянут в Новом Завете - будучи членом высшего судебного органа евреев – Синедриона, он выступал в защиту ранних христиан. Точные координаты места захоронения святого Стефана автор послания не назвал, заметив лишь, что «земля Гамалиила» находится неподалеку от Иерусалима.
Мощи архидьякона Стефана после их обретения в 415 году были перенесены в Иерусалим, а оттуда в Константинополь. Постепенно частицы этой реликвии распространились по всему миру. Сейчас святые останки первомученика можно увидеть в храмах Италии, Испании, Франции, Греции, Румынии, Украины. В России, в Троице-Сергиевой лавре хранится десница - правая рука первомученика.
Опустевшая гробница близ Иерусалима продолжала оставаться для верующих предметом почитания. Над ней была выстроена церковь, вокруг которой образовался монастырь. Однако, в седьмом веке персы, захватившие Израиль, уничтожили почти все православные храмы и святыни на Святой земле. Не стала исключением и обитель на месте погребения первомученика Стефана. Спустя несколько веков уже никто не мог точно ответить на вопрос – где именно находится та земля Гамалиила, которая некогда приняла убиенное тело. Так продолжалось до тех пор, пока в 1916 году во время археологических раскопок неподалеку от города Бейт-Шемеш не были обнаружены руины византийского монастыря и пещерные захоронения с пустымисосудами для хранения останков святых. При этом в одной из уцелевших мозаик упоминалось имя святого Стефана. Это дало основаниепредположить, что именно отсюда мощи первомученика были изъяты в 415 году и перенесены в Иерусалим. Однако у специалистов оставались вопросы.
Бейт-Шемеш отделяет от Иерусалима тридцать с лишним километров. Едва ли автор пятого века мог назвать эти селения близко расположенными. Поэтому ученые, занимающиеся вопросами библейской археологии, заинтересованно восприняли обнаруженное доказательство, что именно Хирбет Эль-Тирех – та самая «весь Гамалиила», о которой писал в пятом веке палестинский священник Лукиан. Через пять лет изыскания будут завершены, и деревня Хирбет Эль-Тирех, расположенная в двенадцати километрах от Иерусалима, станет местом паломничества для христиан со всего мира.
Неожиданное открытие палестинских археологов оказалось одинаково ценно и для науки, и для религии. Как справедливо заметил доктор Салах Хуссейн аль-Худеллия, в вопросах веры чрезвычайно важно соблюдать историческую правду.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема