Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Прошу прощения за любопытство, однако я уже довольно давно нахожусь в этом зале, и невольно заметил, как внимательно и долго вы рассматриваете эту картину. Наверное, она вам очень нравится?
— Вы знаете, для меня это полотно — загадка. Я родился здесь, в Сыктывкаре, в Республике Коми, с детства посещал нашу галерею. Эта картина Леонида Браиловского «У стен древней обители» всегда меня привлекала. Поздняя осень, туманный день. Монастырь на берегу реки или озера. Белокаменные стены словно взбираются вверх по крутому берегу. Позади темнеет высокий лес. Красота, тишина, мир и покой...
— Умиротворяющий пейзаж. Техника акварельного письма — немного размытая, полупрозрачная — удивительно подчёркивает настроение картины.
— Она навевает мне воспоминания. Мальчишкой ещё, я со своей бабушкой ездил по святым местам. Много, где побывал... И вот, сколько лет уже прихожу сюда, к этой картине, и всё пытаюсь угадать: какой же монастырь запечатлел художник?..
— Могу вас понять! Увы, Леонид Михайлович Браиловский не оставил нам конкретики. Он назвал свою картину «У стен древней обители». А какой именно? Вопрос, действительно, очень интересный.
— Я уже почти смирился с тем, что загадка останется неразгаданной....
— А может быть, всё-таки попробуем её разгадать? Леонид Браиловский написал картину в 1900-м году. К этому времени он был уже маститым живописцем, выпускником Императорской Академии художеств, преподавателем московского Строгановского училища. Тогда он много ездил по древним русским городам — изучал фрески монастырей Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Новгорода. Из путешествия он привёз и серию акварелей. Одна из них — как раз перед нами.
— Значит, на картине — какой-то из монастырей этих городов?
— Я бы не спешил с выводами. Одна из характерных черт творчества Леонида Браиловского — в том, что далеко не все рисунки он создавал с натуры. Художник любил вымышленные сюжеты, и многие его полотна написаны под общим впечатлением от увиденного. Недаром акварели 1900-х годов положили начало серии его работ, которую он назвал «Видения старой Руси». Над ней живописец трудился до конца жизни.
— То есть, вы полагаете, монастырь на картине — это тоже некий собирательный образ?
— Думаю, так оно и есть. Взгляните — в обители, изображённой на полотне, можно одновременно узнать и Покровский монастырь Суздаля, и Толгскую обитель в Ярославле, и Юрьев Новгородский монастырь, и ростовский Спасо-Яковлевский...
— Да, теперь и мне определённо кажется, что на этом своём полотне художник воплотил не какой-то конкретный архитектурный сюжет, а, если можно так сказать, дух Святой Руси с её древними святынями и молитвами, которые на протяжении веков возносились от монастырских стен к небесам.
— Как говорил современник и большой ценитель творчества Леонида Михайловича Браиловского, Александр Сипягин, «по творениям художника мы будем всегда видеть доказательство того, как Русь любила Христа и Его Пречистую Матерь, сооружая в их честь великие святыни». Кстати, интересно, что уже в эмиграции — а после октябрьской революции Браиловский поселился в Риме — он основал Музей русского религиозного зодчества. И не где-нибудь, а в Ватикане. Там по сей день можно увидеть его работы.
— А одну из них — у нас, в Национальной галерее Республики Коми! Что ж, благодарю вас за увлекательный рассказ! Картина Леонида Браиловского «У стен древней обители» открылась мне с совершенно новой стороны. Я ещё не раз приду сюда на неё посмотреть.
— И проникнуться древним духом Святой Руси!
Картину Леонида Браиловского «У стен древней обители» можно увидеть в Национальной галерее Республики Коми
Все выпуски программы: Краски России
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 72. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего человека бывают сомнения. Происходит это по разным причинам, порой как явное искушение, порой из-за тяжёлых обстоятельств, в которых человек оказывается. Но как быть верующему человеку, если его одолевают сомнения? Ответ на этот вопрос звучит в 72-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 72.
Псалом Асафа.
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце моё и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце моё, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование моё, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.
Многие верующие люди читали книгу Иова и помнят, что он не только был праведен во время благополучной жизни, но не усомнился в Боге и во время испытаний. Вместе с Иовом его страдания осмысляли пришедшие к нему друзья. Логика их рассуждений была проста — ты виноват, покайся — и всё будет хорошо. Посмотри, как спокойно и благополучно живут праведники и как страдают грешники... В сознании друзей Иова всё было просто. Но Иов задаёт им резонный вопрос: вы что, ослепли? Посмотрите вокруг, всё совсем наоборот! И действительно, когда Бог им является, Он хвалит Иова, потому что тот не уходил от проблемы, но видел и признавал, что в мире действительно не всё так просто.
В псалме, который мы сейчас услышали, рассказывается история одного не совершившегося падения. Он старался жить благочестиво и видеть мир через призму простых правил, какими пытались руководствоваться друзья Иова. Но сердце его увидело благоденствие нечестивых, и он позавидовал сильным мира сего. Они горды, говорят с высока... делают, что хотят, и благоденствуют, дерзки и уверены в том, что им за это ничего не будет. И в сердце псалмопевца закралась страшная мысль: зачем я праведен? Зачем стремлюсь к чистоте сердца? Зачем испытываю вину за грехи? Но самое интересное в том, что он с этой мыслью не согласился. Если бы я стал рассуждать так, я был бы виновен, — говорит он. Эта мысль мучила его, была для него трудна, пока он не вошёл в храм и не успокоился внутренне. И причиной его спокойствия было не только осознание страшного конца тех, кто живёт без правды в сердце. Самое главное — он осознал, что никакие земные радости, никакую возможность быть дерзким и своенравным он не променяет на возможность жить с Богом. Чувствовать, что Творец рядом, что Он держит его за руку, руководит его жизнью.
Псалом 72. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 72. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 72. На струнах Псалтири
1 Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои,-
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так",- то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
21 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;
24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.
26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].