Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Прошу прощения за любопытство, однако я уже довольно давно нахожусь в этом зале, и невольно заметил, как внимательно и долго вы рассматриваете эту картину. Наверное, она вам очень нравится?
— Вы знаете, для меня это полотно — загадка. Я родился здесь, в Сыктывкаре, в Республике Коми, с детства посещал нашу галерею. Эта картина Леонида Браиловского «У стен древней обители» всегда меня привлекала. Поздняя осень, туманный день. Монастырь на берегу реки или озера. Белокаменные стены словно взбираются вверх по крутому берегу. Позади темнеет высокий лес. Красота, тишина, мир и покой...
— Умиротворяющий пейзаж. Техника акварельного письма — немного размытая, полупрозрачная — удивительно подчёркивает настроение картины.
— Она навевает мне воспоминания. Мальчишкой ещё, я со своей бабушкой ездил по святым местам. Много, где побывал... И вот, сколько лет уже прихожу сюда, к этой картине, и всё пытаюсь угадать: какой же монастырь запечатлел художник?..
— Могу вас понять! Увы, Леонид Михайлович Браиловский не оставил нам конкретики. Он назвал свою картину «У стен древней обители». А какой именно? Вопрос, действительно, очень интересный.
— Я уже почти смирился с тем, что загадка останется неразгаданной....
— А может быть, всё-таки попробуем её разгадать? Леонид Браиловский написал картину в 1900-м году. К этому времени он был уже маститым живописцем, выпускником Императорской Академии художеств, преподавателем московского Строгановского училища. Тогда он много ездил по древним русским городам — изучал фрески монастырей Ярославля, Ростова Великого, Суздаля, Новгорода. Из путешествия он привёз и серию акварелей. Одна из них — как раз перед нами.
— Значит, на картине — какой-то из монастырей этих городов?
— Я бы не спешил с выводами. Одна из характерных черт творчества Леонида Браиловского — в том, что далеко не все рисунки он создавал с натуры. Художник любил вымышленные сюжеты, и многие его полотна написаны под общим впечатлением от увиденного. Недаром акварели 1900-х годов положили начало серии его работ, которую он назвал «Видения старой Руси». Над ней живописец трудился до конца жизни.
— То есть, вы полагаете, монастырь на картине — это тоже некий собирательный образ?
— Думаю, так оно и есть. Взгляните — в обители, изображённой на полотне, можно одновременно узнать и Покровский монастырь Суздаля, и Толгскую обитель в Ярославле, и Юрьев Новгородский монастырь, и ростовский Спасо-Яковлевский...
— Да, теперь и мне определённо кажется, что на этом своём полотне художник воплотил не какой-то конкретный архитектурный сюжет, а, если можно так сказать, дух Святой Руси с её древними святынями и молитвами, которые на протяжении веков возносились от монастырских стен к небесам.
— Как говорил современник и большой ценитель творчества Леонида Михайловича Браиловского, Александр Сипягин, «по творениям художника мы будем всегда видеть доказательство того, как Русь любила Христа и Его Пречистую Матерь, сооружая в их честь великие святыни». Кстати, интересно, что уже в эмиграции — а после октябрьской революции Браиловский поселился в Риме — он основал Музей русского религиозного зодчества. И не где-нибудь, а в Ватикане. Там по сей день можно увидеть его работы.
— А одну из них — у нас, в Национальной галерее Республики Коми! Что ж, благодарю вас за увлекательный рассказ! Картина Леонида Браиловского «У стен древней обители» открылась мне с совершенно новой стороны. Я ещё не раз приду сюда на неё посмотреть.
— И проникнуться древним духом Святой Руси!
Картину Леонида Браиловского «У стен древней обители» можно увидеть в Национальной галерее Республики Коми
Все выпуски программы: Краски России
Поможем завершить благоустройство храма в Донецкой области

Двадцать четыре дня священник Кирилл Морозов из города Волноваха, что в Донецкой области жил и молился вместе с паствой в погребе собственного дома. Это было в начале 2022 года. Когда внезапно начались обстрелы, люди находились в гостях у батюшки, да так и остались там. Вместе они совершали молебны, веря в спасение. Господь уберёг и людей, и дом.
Позже они узнали, что их родной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был частично разрушен. Город словно лишился духовной опоры. Однако эта ситуация людей не сломила, и они начали дружно возрождать дорогой сердцу храм. Так сложилось, что это место стало центром не только духовной поддержки, но и надежды. Сюда, в полуразрушенную церковь, со всей России стекалась гуманитарная помощь для жителей Волновахи.
Три года понадобилось для того, чтобы привести здание церкви в порядок. Но благодаря усилиям жителей города и поддержке благотворителей — всё получилось. Сегодня в стенах храма вновь совершаются богослужения и кипит приходская жизнь. А совсем скоро распахнёт свои двери воскресная школа. Осталось завершить благоустройство территории и изготовить большой киот, в котором будет хранится главная храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Вы тоже можете внести вклад в это благое дело и поддержать храм в Донецкой области, который стал символом стойкости, веры и надежды для всего города Волноваха. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила, там размещена вся подробная информация и отрыт сбор.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Владимир, Суздаль». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, во Владимире и Суздале.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском; (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском; (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово. (эфир 03.09.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Клуб единоборств «Архангел Михаил» в городе Черняховске
Все родители хотели бы видеть своих детей счастливыми, состоявшимися хорошими людьми. У каждой семьи есть свой особый секрет воспитания, каждый старается достигнуть этого постоянными усилиями, прилагая труды ко трудам.
В Черняховской епархии знают, что только своими силами, без помощи Божией, и тех людей, которые идут по пути веры, это невозможно.
В нашей программе мы расскажем о замечательном Клубе единоборств «Архангел Михаил», начало которому было положено в городе Черняховске при Кафедральном Соборе в честь Архангела Михаила, а продолжилось в Храме Благоверных Петра и Февронии в поселке Свобода, где мальчики и даже девочки учатся не только бороться, но и защищать свою Родину, молиться и любить всех, даже своих недругов. И, по наблюдениям, все они, во главе с Епископом Черняховским и Славским Преосвященнейшим Николаем (Дегтяревым) и руководителем Клуба «Архангел Михаил» иереем Никитой Фадеевым — очень добрые, миролюбивые, вдохновенные и жизнерадостные люди.

во время военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»




с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

в Сочи

с участниками военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»


Все выпуски программы Места и люди