
В 8-й главе Книги пророка Захарии есть слова: «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо всё это Я ненавижу, говорит Господь».
О том, что ненавидит Господь — игумен Назарий (Рыпин).
Эта ненависть — это как раз проявление той огненной ревности Его о спасении человека. И когда человек удаляется от спасения, когда он закосневает в грехе, упорствует в грехе, пытаясь замедляться в нем, оставаясь в грехе, то это вызывает как раз гнев Божий и ту ненависть к той неправоте, в которой человек пребывает не к самому грешнику, а к тому выбору, который он совершает. Если я всесвят, Я все дал тебе для того, чтобы ты был тоже святым, то почему ты не свят? Почему ты выбираешь зло вместо добра? Почему ты выбираешь несчастье вместо счастья, которое Я тебе дарую? И вот это как раз вызывает ненависть в Боге. Именно ненависть или, скажем, гнев, отвращение от этого состояния человека, которое он избирает для себя как свое несчастье.
Все выпуски программы Актуальная тема
Михаил Нестеров. «Отцы-пустынники и жёны непорочны»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, вы, кажется, впервые в Ханты-Мансийске?
— Да, Андрей Борисович, никогда раньше здесь не была. Но знаете, чувствую себя как дома!
— Это потому, что мы с вами в художественном музее?
— Да, верно. Даже больше скажу — я как будто в родной Третьяковке оказалась. Посмотрите, вот картина Михаила Васильевича Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны». Она экспонируется и у нас!
— Вижу, вижу... И правда, в Третьяковской галерее есть такое полотно. Насколько я знаю, известны три авторских повторения этой работы Нестерова. Первоначальный вариант картины находится, как мы уже выяснили, в Третьяковке. Второй — тоже в Москве, в музее-квартире дирижёра Николая Семёновича Голованова. А третий — вот он, перед нами; в Ханты-Мансийском художественном музее!
— Да, такое чувство, словно за тысячи километров от дома вдруг неожиданно встретил старого знакомого! Я люблю эту картину. Она умиротворяющая, возвышенная, и как будто немного неземная... Пушкинские строки, которыми Нестеров назвал своё полотно, очень к ней подходят.
— Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлета́ть во области зао́чны,
Чтоб укреплять его средь до́льних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
— Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
— Интересная получается взаимосвязь: Александра Сергеевича Пушкина вдохновила на это стихотворение покаянная великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. А Михаил Нестеров, вдохновившись пушкинскими строками, создал своё потрясающее полотно.
— Вдоль берега реки, опираясь на посохи, бредут монахи-странники. Седобородые, сгорбленные. Чуть поодаль, ближе к зрителю — девушки в белых платках и русских сарафанах, чёрных с золотом. Так когда-то одевались монастырские послушницы, их называли «белицы». Они идут, кротко опустив головы в смиренной молитве. В руках у девушек зажжённые свечи.
— Между группами странников и белиц стоит небольшая деревянная часовенка — так называемая столбовка. Столб с навершием в виде маленькой церковки; внутри — икона и горящая лампада.
— Картина пронизана покаянным настроением...
— Нестеров написал её в 1934-м. Это было тяжёлое время, безбожное. По всей стране закрывались и разрушались храмы, верующих преследовали. Михаил Васильевич, чья живопись всегда была пронизана христианским духом, с болью взирал на то, что творили большевики.
— Михаил Васильевич считал, что каждый, в том числе и он сам, вольно или невольно, прямо или косвенно, виноват в происходящем...
— Поэтому его работа «Отцы-пустынники и жены непорочны» — в какой-то мере, картина-покаяние, картина-плач по гибнущей святой Руси.
— Да, это многое объясняет. Например, то, почему герои полотна — странники и белицы — выглядят растерянными. Как будто спрашивают: что нам теперь делать? Куда идти?
— И вместе с этим совершенно понятно, что от веры, от Бога они не отрекутся. Их молитвами однажды святая Русь воскреснет.
— Так и случилось! А знаете, что меня всегда поражает в картинах Нестерова — так это природа. У него она всегда особенная — воздушная, прозрачная. Мягкие полутона, почти акварельные мазки. Вот и здесь — берёзы и ёлочки, река словно парят в дымке и придают полотну нездешнюю, благоговейную, горнюю атмосферу.
— Да, природа у Нестерова удивительная! Но я хотел бы ещё раз обратить внимание на персонажей полотна. Посмотрите, Маргарита Константиновна, это ведь наши старые знакомые!
— Верно! Один из пустынников — это персонаж картины Нестерова «Святая Русь», а другой — его же знаменитый «Странник». Девушки-белицы пришли сюда с полотна «Великий постриг».
— Михаил Васильевич говорил: «На этом холсте собрались вместе все мои пустынники и все жёны». Впрочем, такой художественный приём был характерен и для других групповых полотен Нестерова. Герои у него нередко повторяются, словно переходят с одной картины на другую. Таким образом, творчество мастера будто связано единым пространством...
— В котором прослеживается общий внутренний посыл: покаянием преобразится и воскреснет и человеческая душа, и святая Русь.
Картину Михаила Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
«Странник»

Фото: Atharva Whaval / Pexels
Утреннее солнце сияло ярко, день обещал быть знойным... Я вышла из монастыря, что на въезде в мой подмосковный город, и даже не удивилась, что на улицах безлюдно. Кто на работе, кто на огороде — будний день. После прохлады храма, после молитвы в его стенах я постепенно возвращалась мыслями к обычным делам. Надо зайти в магазин, но я куплю только хлеб, до зарплаты ещё неделя, а у меня остались сущие копейки...
Поток моих мыслей перебивает голос неизвестно откуда взявшегося человека. Он идёт с заплечным мешком, в пыльной одежде, загорелый дочерна, а глаза голубые-голубые, ясные. Заговорил со мной — узнать, верно ли курс держит на Годеново в Ярославской области. Идёт молиться к Животворящему Кресту, святыне, что находится на Годеновском подворье Никольского монастыря. Издалека идёт, от Чёрного моря... Вот такой паломник. В иные времена его бы странником назвали.
Разговорились, я почему-то предложила денег — хотелось помочь путнику хоть как-то. Но он отказался, а за меня и моих родных пообещал помолиться у Креста. У него огромные списки с собой...
Я пожелала ему ангела-спутника и пошла домой. Через магазин. На душе было удивительно легко, а материальные трудности виделись несущественными. Ведь Господь показал мне живую метафору идеальной жизни человеческой: идти с молитвой к Нему, к Кресту, чтобы и там молиться за себя и за други своя.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Старый клён»

Фото: 42 North / Pexels
С мая по сентябрь пенсионер Николай Иванович живёт на даче. Отдыхает от Москвы, наслаждается природой, а главное — тишиной. Тем более, что здоровье стало пошаливать, к прежним проблемам прибавилась ещё и бессонница. В тишине дачного посёлка сон приходит к Николаю Ивановичу куда быстрее, чем в мегаполисе.
Но однажды соседи по посёлку, люди обычно тихие, устроили какой-то праздник у себя на участке. Звучали песни под гитару, а Николай Иванович никак не мог уснуть... Он привык ложиться рано. Пробовал закрыть окно, но в комнате сразу становилось душно. Да и песни всё какие-то странные, слов не разобрать... «Господи, помоги мне провести эту ночь спокойно и ни на кого не раздражаться!» — взмолился он.
И вдруг зазвучала с юности знакомая мелодия и дружные голоса запели о старом клёне... Николай Иванович, тогда ещё просто Коля, сам пел эту песню под гитару, когда ухаживал за будущей женой. Начались приятные воспоминания, незаметно пришёл сон.
А наутро к нему в калитку постучался сосед. В руках он держал тарелку с большим куском пирога. «Вы извините, мы вчера шумели, наверное... У нас сын из армии вернулся, такая радость! Вот жена пирог испекла, угощайтесь!» «Спасибо!» — улыбнулся Николай Иванович. «А пели вы славно. Особенно — про старый клён!..»
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе