
Лечить больного, а не болезнь — такого принципа придерживался в своей практике и научной деятельности врач Алексей Александрович Остроумов. Профессор Московского университета, в конце XIX-го века он стал основателем терапевтической школы. Доктор Остроумов был уверен: одного, даже самого точного, определения болезни недостаточно для успешного лечения. За диагнозом нужно видеть человека. Знать, как он живёт, о чём беспокоится, в чём нуждается. Чтобы помочь пациенту, важно понимать, что способствовало возникновению и развитию заболевания, считал Остроумов.
Из-за индивидуального, человечного и сострадательного подхода к больным, доктора часто сравнивали со священником. Журналист и писатель Александр Амфитеатров, семью которого лечил Алексей Александрович, писал: «Остроумов был похож на кафедрального протопопа, переодетого в сюртук». Впрочем, он и вправду мог бы стать священнослужителем, пойдя по стопам отца, настоятеля московского храма Пимена Великого в Новых Воротниках. Алексей окончил Московскую духовную семинарию. Однако на последних курсах увлёкся медициной, и решил посвятить себя служению людям в качестве врача. После семинарии Остроумов поступил на медицинский факультет Московского университета.
В 1871-м году он получил диплом. Талантливого выпускника оставили при факультете — Остроумов был назначен лекарем госпитальной университетской клиники. Там Алексей погрузился в исследования, и через три года защитил докторскую диссертацию в Московском университете. Молодого учёного откомандировали стажироваться за границу. Остроумов провёл там несколько лет, набираясь опыта в лучших европейских клиниках. В 1879-м вернулся в Москву, в стены родного университета и начал преподавать. А через год возглавил госпитальную клинику при Московским университете. На этом посту Остроумов оставался 20 лет — до самой своей кончины. Благодаря Алексею Александровичу небольшая университетская клиника превратилась в мощную научно-исследовательскую базу. Остроумов добился разрешения на строительство целого Клинического городка на Девичьем поле в Москве. В оборудование новых лабораторий и лечебных корпусов доктор вкладывал и собственные средства. В обновлённой клинике появился физиотерапевтический кабинет — на тот момент первый в России. Вскоре госпитальную университетскую клинику в народе стали называть «Остроумовская». Со всех концов России съезжались туда не только пациенты, но и врачи — чтобы учиться у Алексея Александровича помогать больным.
Помимо научной и преподавательской деятельности, Остроумов вёл обширную врачебную практику. Пациенты искренне любили доктора и неспроста прозвали его «Пантелеимоном-целителем». Алексей Александрович обладал даром приносить облегчение даже безнадёжным пациентам. Александр Амфитеатров вспоминал, как за неделю до кончины его матери Остроумов приехал на очередной осмотр. Помочь женщине было уже нельзя; но доктор говорил с нею настолько добродушно, по-приятельски, что оставил больную весёлой и счастливой. Сам журналист лечился у Остроумова от запущенного дифтерита, и так описывал визиты доктора: «Приехал, нахохотал, наострил, развеселил меня, мать, отца, поднял настроение в доме и — исчез. И так, затем, каждый день». Амфитеатров писал, что доктор Остроумов покорял больных способностью сразу делаться другом и родным. То же самое отмечал и Антон Павлович Чехов, который был студентом Остроумова, а впоследствии — и его пациентом.
Остроумов старался избегать обезличенного медицинского термина «случай». Он видел перед собой, прежде всего, человека. Характерными чертами терапевтической школы Остроумова стал личностный подход к каждому больному; глубокое изучение среды, в которой тот живёт.
В 1900 году больным почувствовал себя сам доктор. Алексею Александровичу было тогда пятьдесят, много сил отдавал он работе — организм износился, истощилась нервная система. В надежде восстановиться, Остроумов отправился на Черноморское побережье. Однако и там не смог сидеть без дела. В Сухуме он продолжил принимать больных, на пожертвования благотворителей и собственные средства открыл больницу и родильный приют. В Москву доктор вернулся в 1908-м. Уже неизлечимо больным — у него развивалась саркома. Жить ему осталось считанные месяцы. В июле того же года Алексей Александрович Остроумов скончался. Последний земной приют московский доктор нашёл на кладбище Новодевичьего монастыря, что недалеко от Девичьего поля. А память о нём жива до сих пор — имя Остроумова сегодня носит клиника госпитальной терапии Московского Сеченовского университета.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 февраля. О молитве Церкви за воинство

23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля и рассказал о молитве Церкви за воинство.
Церковь молится за наши вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии церковь не молится. Она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Поэтому молитва о воинах — это важная часть молитвы, которую возносит Церковь за весь свой народ.
Сегодня все мы хорошо знаем, что не так просто. Не просто тем, кто с оружием в руках защищает Россию, потому что не только время холодной войны продолжается, имея в виду отношения с разными странами, далеко стоящими от нас по своим политическим взглядам на происходящее, но и в силу военных действий совсем непросто, потому что там, где совершаются эти военные действия, в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Вот именно поэтому еще раз подчеркну особая молитва Церкви за властей и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех представителей разных родов войск, людей, которые в мирное время должны сохранять высокий уровень своей подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, но тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 февраля. Об объединяющем факторе почитания икон Богородицы

Сегодня 25 февраля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
Об объединяющем факторе почитания икон Богородицы — священник Стахий Колотвин.
Сегодняшний праздник Иверской иконы Божией Матери показывает, как может Господь по молитвам Своей Пречистой Матери объединить такие разные национальные церковные традиции православные. Смотрим на Иверскую икону Божией Матери — грузинская икона. Грузинская по своему названию, грузинская по своему происхождению, по своему монастырю нахождения. Но мы видим, что из пределов греческой и святой горы Афон приходит список в Русскую землю и становится одной из самых почитаемых святынь. Той святыней, которая хранит сердце нашей богоспасаемой Родины: Красная Площадь, Часовня Иверская у Воскресенских ворот. И мы видим, что нету никакой проблемы, никто не пытается сказать: Грузины, ой, это наша икона. Греки говорят, нет, это там наша икона. Тем более грузинский монастырь вроде уже много веков как греческим стал. Им и у нас вроде только список-то на Руси был, да и тот уже потерялся в годы гонений. Но, тем не менее, Богородица всех нас объединяет, и мы остаемся разные в своем православии, но вместе любим и приближаемся к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема