
Заслуженный художник России Леонид Васильевич Птицын — автор светлых русских пейзажей, пронзительных полотен на тему Великой Отечественной войны и трогательных жанровых семейных картин. Работы Птицына объехали полмира, а на родине персональные выставки неизменно собирают множество почитателей его таланта. Долгие годы Леонид Васильевич служил людям своим искусством, и это был настоящий подвиг — ведь художником он стал, частично лишившись обеих рук.
Это произошло, когда Леониду было 15 лет. В 1944-м его родное село Кудеверь на Псковщине освободили от фашистов. Приехали сотрудники НКВД. Собрали местных мальчишек-подростков, и после беглого инструктажа отправили... на разминирование окрестностей. А больше и некого было — все взрослые мужчины давно ушли на фронт. У Лёни Птицына работа спорилась. Он удачно обезвредил 70 мин. А 71-я взорвалась. Парень выжил. Но остался без рук. Изуродованные взрывом кисти и запястья ампутировали в госпитале. Лёня плакал, лёжа на больничной койке. Куда он теперь — безрукий? А ведь он мечтал стать художником...
Способности к рисованию у мальчика проявились ещё в детстве. Когда Лёне было 5 лет, он нарисовал портрет своего дяди. Получилось настолько похоже, что вся деревня приходила посмотреть. Народ удивлялся — и откуда у паренька такой талант? А Лёня тогда решил, что обязательно пойдёт учиться на художника. Но теперь он — калека, и о мечте придётся забыть. Лёне казалось, что жизнь кончена. Но однажды друзья принесли ему книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Леонида потрясла история лётчика Маресьева, который лишился обеих ног, но не отчаялся и смог вернуться к своему призванию. Парень воспрял духом. Однажды вечером, зажав карандаш в культях, он неровным почерком вывел на листке бумаги: «Будет тот час, когда мечта моя придёт в реальность. Леонид Птицын, будущий художник».
Он стал пробовать рисовать. Поначалу было очень трудно — карандаш выскальзывал из обрубленных рук, бумага падала со стола. Но Леонид пытался, снова и снова — до слёз, до мозолей на культях. И однажды у него получилось! Лёня нарисовал карандашный портрет матери — удивительного сходства и мастерства. Теперь и сам Леонид, и все вокруг поверили — он сможет быть художником.
В 1947-м году Птицын поступил в Ленинградское художественное училище. Он стал первым в его истории безруким студентом. Но очень скоро и сокурсники, и преподаватели, забыли об увечье Леонида. Он сам грунтовал холст, смешивал краски, точил карандаши. И потрясающе рисовал. Не расставался с кистью даже на каникулах — однажды осенью он привёз в Ленинград из родной Кудевери 70 этюдов! После окончания училища Леонид продолжил образование в Ленинградской Академии художеств. Его приняли в Союз художников СССР. О необыкновенном живописце стали писать в газетах. Леонид Васильевич получал огромное количество писем от людей, которых вдохновлял его жизненный пример, его сила духа.
Одухотворёнными были и полотна Птицына. На них оживала природа и люди. «Автобусная остановка в деревне Кудеверь», «Портрет матери», «Утро», «Прифронтовой полустанок» — работы Леонида Васильевича пронизаны искренностью, жизнелюбием и светом. Картины Птицына приобретали коллекционеры со всего света — из Европы, Китая, Японии, Австралии. Однако художник не любил превращать искусство в коммерцию, и часто просто дарил свои работы. Несмотря на известность, в Леониде Васильевиче не было ни капли самодовольства. До конца своих дней он оставался скромным, непубличным человеком. И не жалел о том, что случилось с ним когда-то. Говорил: «Всё, что Бог ни делал — было к лучшему».
Художник Леонид Васильевич Птицын прожил 88 лет — счастливых, по его собственному признанию, потому что они были наполнены работой. И работа эта приносила радость людям. В этом Птицын видел своё призвание и служение. Он ушёл из жизни в 2017-м, и незадолго до кончины был удостоен премии имени Николая Островского, которая вручается за мужество и крепость духа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Сила окружения. Елизавета Берназ

Я верю в Бога с детства. Мои родители были не воцерковленные, но бабушка — очень верующая. Она и воспитывала во мне веру своим примером. Бабушка много молилась, даже во время работы. Одно из ярких воспоминаний моего детства — как мы собираем яблоки и поем тропарь преображения Господня: «Преобразился еси на горе Христе Боже...»
Потом в моей жизни случилась воскресная школа, место, где я получила свои первые знания о церкви, потом начала петь в детском церковном хоре и часто посещать богослужения, а затем последовал подростковый период.
От знакомых в храме я не раз слышала такое выражение — «кризис веры». Это — момент, когда человек по какой-то причине отходит от Бога, начинает сомневаться в вере, или совсем перестаем вести религиозный образ жизни. И когда я обсуждала с моими знакомыми этот самый кризис, большинство сказали, что он пришелся именно на подростковый период. Именно в это время происходили какие-то потрясения, как-то менялось мировоззрение и вера становилась холоднее.
А у меня кризиса не было. Я пережила подростковый возраст, не сомневаясь, не переставая верить в Бога. Интересно, почему так — вертелось в моей голове. Я начала анализировать свой образ жизни, и поняла, что предотвратило мой кризис Веры — православное окружение.
Я училась в православный гимназии и ходила в воскресную школу при храме. Именно эти два учебных заведения сформировали мой круг общения. Знаете, как прекрасно, когда вокруг православные друзья? Никто тебя не осудит за веру, никто не будет удивляться тому, что в воскресенье ты в храме. Все твои друзья — в храме. И это — норма. Все постятся великим постом.
Я помню, что первый раз решила осознанно поститься в великую четыредесятницу именно потому, что все друзья постились. Если день рождения выпадал на великий пост, мы переносили празднование. А если ходили в гости — то ели варёную картошку с зеленым луком.
Конечно, вне поста, мы проводили время, как все подростки! Гуляли, ходили в кино, отдыхали. Но всегда чувствовали грань, за которую нельзя заходить. Это осознание было в каждом из нас.
Оглядываясь назад, я вновь и вновь благодарю Бога за то, что в такой непростой подростковый период послал мне православное окружение, православных друзей, которые помогли мне не только не потерять, но еще и укрепить свою веру.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 февраля. О молитве Церкви за воинство

23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля и рассказал о молитве Церкви за воинство.
Церковь молится за наши вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии церковь не молится. Она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Поэтому молитва о воинах — это важная часть молитвы, которую возносит Церковь за весь свой народ.
Сегодня все мы хорошо знаем, что не так просто. Не просто тем, кто с оружием в руках защищает Россию, потому что не только время холодной войны продолжается, имея в виду отношения с разными странами, далеко стоящими от нас по своим политическим взглядам на происходящее, но и в силу военных действий совсем непросто, потому что там, где совершаются эти военные действия, в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Вот именно поэтому еще раз подчеркну особая молитва Церкви за властей и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех представителей разных родов войск, людей, которые в мирное время должны сохранять высокий уровень своей подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, но тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России.
Все выпуски программы Актуальная тема