Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, какой большой антикварный магазин! Здесь прямо как в музее! А что мы ищем?
— Да, пожалуй, ничего конкретного, Виктор. Посмотрим, проникнемся, так сказать, духом старины.
— Про дух старины ты точно сказал. Посмотри, какая интересная репродукция висит на стене в старинной раме. Какой-то восточный пейзаж.
— О, да это же знаменитая картина! Её автор — художник Максим Никифорович Воробьёв. Перед нами репродукция одного из самых известных его полотен. Оно называется «Вид Иерусалима».
— И правда! Это же Иерусалим, старый город! Как я сразу не догадался. А где выставлен оригинал? В Третьяковке, наверное?
— В Третьяковской галерее, действительно, есть полотна Воробьёва с иерусалимскими пейзажами. Но эта картина находится в Омском областном музее изобразительных искусств имени Врубеля.
— Чудесная панорама! Вид на Старый город с высоты. Древние стены, величественный купол храма Гроба Господня и убегающие вдаль, словно растворяющиеся в утренней дымке, дома...
— Максим Воробьёв написал эту картину в 1836-м году. А побывал он на Святой Земле в 1821-м, и прожил там год. Из поездки художник привёз большое количество эскизов, набросков, зарисовок. По ним он и создавал впоследствии свои работы, посвящённые Иерусалиму и его окрестностям.
— Рискованная, наверное, была поездка? Ведь Святая Земля тогда находилась под османским владычеством. Я читал о том, что в этот исторический период православным паломникам путешествовать туда было небезопасно.
— Всё верно! Воробьёв, кстати, по свидетельствам, очень опасался, что может попасть в плен к туркам.
— И всё-таки поехал!
— Это было государственное поручение! Император Александр Первый отправил Максима Никифоровича на Святую Землю в составе дипломатической миссии. И дал задание: зарисовать все важнейшие христианские святыни, виды и планы храма Гроба Господня в Иерусалиме.
— А зачем это было нужно императору?
— Александр Первый замыслил масштабную реконструкцию подмосковного монастыря Новый Иерусалим. Ему нужны были архитектурные образцы. К тому же планировалось издать альбом с видами Иерусалима для широкой публики. Ведь, как ты сам уже заметил, отправиться на Святую Землю тогда могли очень немногие.
— Большое, важное дело совершил художник! А как же его картина попала в Омск?
— Долгое время пейзаж «Вид Иерусалима» украшал Ропшинский дворец — императорскую резиденцию под Петербургом. Ну, а уже в советское время, в 1928-м году, Государственный музейный фонд передал его в Омский музей изобразительных искусств.
— Уверен, картина стала его жемчужиной! Ты, Андрей, знаешь: я живопись очень люблю, но экспертом не являюсь. И всё-таки вижу, насколько гармонично написано это полотно. Художник как будто объединяет Небо и землю.
— Виктор, ну прямо с языка снял! Я как раз хотел сказать о том, что Максим Воробьёв на своей картине «Вид Иерусалима» показывает удивительную и таинственную связь Божественного и земного. Художественно он выражает это единым для всего полотна тонально-цветовым решением. Посмотри, небо и землю окутывает одна и та же фиолетовая дымка. Сквозь неё проступают очертания города вдали и силуэты людей на переднем плане.
— Да, кстати! Человеческие фигуры очень любопытные. Пастух с овцами. Грозные турки с копьями...
— Они как бы усиливают впечатление от картины, делают его полнее, богаче. В живописи такой приём со второстепенными элементами называется «стаффаж». В середине 19 века в пейзаже он обязательно использовался.
— Ну что, Андрей, зашли мы с тобой в антикварный магазин, чтобы окунуться в старину — а побывали на Святой Земле!
— В этом нам помог замечательный русский пейзажист Максим Никифорович Воробьёв.
— И я знаю теперь, куда первым делом пойду, если окажусь в Омске!
Картину Максима Воробьёва «Вид Иерусалима» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля
Все выпуски программы: Краски России
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О бережном отношении к русскому языку

Сегодня 6 июня. День русского языка.
О бережном отношении к русскому языку — протоиерей Артемий Владимиров.
По отношению к языку, к живому слову, к собственной речи мы можем судить о духовно-нравственном развитии личности, как будто получаем возможность заглянуть в сокровищницу человеческого сердца и либо ужаснуться хаосу, который там царствует, либо с радостью убедиться в том, что слово имеет способность очищать, просвещать, окрылять, вдохновлять человека. Именно посредством слова мы воздаём славу Творцу.
Русский литературный язык — это действительно кладезь. Осваивая его в памятниках письменности, вживляя в собственное сердце навык общения на русском языке, мы, сами того не ведая, становимся каналами, проводниками, по которым струится живая вода правды, чести, добра, любви, света, красоты.
О, русский язык, мы не дадим тебя в обиду! Вместе с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а ещё прежде с Александром Сергеевичем Пушкиным, будем любить тебя, лелеять тебя и с твоей помощью ограждать себя и ближних от растления. И пусть наше слово будет чисто, честно, просто и прекрасно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июня. О духовном пути Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 6 июня. Пушкинский день в России.
О духовном пути русского поэта Александра Пушкина — протоиерей Михаил Самохин.
Всякий гений жив и многогранен. И творчество гения отражает эти качества натуры в полной мере.
Конечно, Александр Сергеевич не духовный писатель. Его отношение к вере и отношения с Богом были лишь частью его творчества. Однако и эта часть иллюстрирует то, что и в жизни гения было то же, что и в жизни многих из нас: путь от тьмы к свету, от неверия к вере, от безбожия к Богу.
Одной из ярких страниц духовных поисков поэта мы считаем стихотворную полемику с митрополитом Филаретом Дроздовым. «Дар напрасный, дар случайный», — написал Пушкин о жизни в минуты сомнений. Но мы же знаем, что, выйдя с последней исповеди поэта, пожилой священник, который её принимал, сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой. Я видел много слёзных признаний. Эта душа перед Богом чиста и искренна».
На пути Пушкина к Богу были яркие строки парафраза молитвы преподобного Ефрема Сирина, глубокие образы сказок Александра Сергеевича, зрелые характеры героев в его «Капитанской дочке». Как и каждый человек, он ошибался, признавал свои ошибки и отрекался от них. Но главное, как и каждый из нас, он стремился идти к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема