
Апостол Павел. Мозаика
2 Тим., 296 зач., III, 10-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как понять выражение «относиться к врагам по-христиански»? И как найти в себе силы для такого отношения? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 3-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. Согласитесь, звучит не очень обнадеживающе. Но в каком-то смысле это закон нашей жизни. Человек может рассчитывать на поддержку со стороны окружающих, если он играет по тем правилам, которые приняты в обществе. В этом смысле первые христиане были обречены на неприязнь и даже злобу тех, с кем они жили. Ведь мир был языческим. И многое из того, что было нормой для обывателя, для последователя Спасителя являлось просто недопустимым. Яркий пример — участие в языческих ритуалах, которые пронизывали жизнь человека Античности, а также разного рода зрелища и увеселения. Христиане отказывались это делать. За то и страдали. И об этом до апостола Павла говорил ещё Сам Господь в Евангелии: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... будете ненавидимы всеми за имя Моё».
Кто-то увидит в этом приговор или даже проклятие. Вот, дескать, стал христианином в надежде на спокойную жизнь, на защиту от Бога, на решение всех проблем, а тут, оказывается, проблем стало ещё больше. Однако в словах апостола Павла мы не чувствуем безысходности. Он говорит о том, что всё претерпел, и в конечном итоге Господь его от всего избавил. Ещё одно странное заявление, учитывая то, что Павел закончил свою жизнь мученически. До конца своих дней он был гоним, терпел лишения, и, в конце концов, был обезглавлен. Конечно, его слова об избавлении можно понимать как слова поддержки Тимофею. Дескать, есть в жизни полоса белая, полоса чёрная. Я многое претерпел, и каждый раз Господь избавлял меня от напастей. И в будущем избавит. Поэтому и ты не унывай. Однако есть в словах Павла и более глубокий, непреходящий смысл. Он будет полезен и для нас.
Любую конфликтную ситуацию, в которой лично я испытываю страдания, христианская традиция рассматривает как возможность исполнить заповедь Христову о прощении недругам. Раз за разом мы можем понуждать себя вкладывать ту энергию боли, которая пронзает наше сердце, не в сопротивление и противостояние, не в самооправдания и обвинения, но в слова молитвы к Богу. В этой молитве мы просим для себя терпения и душевного покоя. Но самое важное, мы просим за своего обидчика. Мы молим Бога дать ему то самое лучшее, что он сам мог бы себе пожелать. Или как советовал на этот счёт преподобный Паисий Святогорец: «Дай ему, Господи, достигнуть меры святости его святого покровителя».
Это и есть христианское отношение к врагам. Да, процесс болезненный и во многом неприятный. Но именно такое понуждение себя открывает наше сердце для Бога. Именно за эту внутреннюю работу, как говорит преподобный Марк Подвижник, «благодать, сокровенно данная нам при святом крещении, будет действовать в нас уже не скрыто, но ощутимо для нашего сознания и чувства». Причём чем глубже нанесенная нам рана, чем сильнее обида, которую мы пытаемся преодолеть, тем больше мира и покоя может войти в сердце. А потому наши самые злые супостаты — это в то же время и наша самая большая возможность примириться с Творцом.
Вот что позволяло апостолу Павлу пройти свой путь достойно до конца и среди людской злобы говорить, что Бог избавил Его от всех напастей. Апостол ощущал в душе мир и покой. Он не смотрел на обидчиков взглядом загнанного в угол животного, которое огрызается и трясется от страха. Он смотрел на них глазами любящего отца, который молится за своих детей. Он видел в них всего лишь малых, неразумных, злых подростков, которые делают больно окружающим от собственной боли, потому что сами страдают. Согласитесь, это совсем иное отношение к жизни. Апостол не ощущает себя жертвой обстоятельств, он не чувствует себя вселенским страдальцем. В нём совершается сила, на которой держится жизнь. Такую силу апостол предлагает обрести и нам. Всё, что от нас требуется, — просто решимость начать молиться за своих обидчиков Христу Спасителю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











