
Наталья Сазонова
Христос призывает возлюбить ближнего, как самого себя.
Всякий раз, когда перечитываю эти евангельские слова, невольно задумываюсь: «а какие они, мои ближние?»
Сразу вспоминаются все те, кто любит меня, кому я отвечаю взаимной любовью и дружбой. Честно признаюсь, что в кругу таких ближних мне очень комфортно!
Но есть и другие. Те, чей образ жизни мне совершенно чужд, а наше вынужденное ежедневное общение хочется свести до минимума. А ведь и их я должна полюбить. Но как это возможно?!
Неожиданная ситуация дала ответ на этот вопрос. В тот зимний вечер наша семья собралась за праздничным столом, ждали только племянника Ивана. Он подрабатывал таксистом в частной компании, к вечеру его смена заканчивалась.
И тут получаю от него смс: «Задержусь надолго, срочно уехал в Рязань». Ниже адрес.
Появился у нас Иван только под утро и рассказал вот какую историю:
Приехал он на вызов по указанному адресу к автобусной остановке. К машине подошло сразу несколько человек. Один быстро сунул записку с адресом, другие усадили на заднее сидение пассажира.
— Брат, довези по адресу. Тебе там хорошо заплатят — сказали они Ивану, захлопнули дверь машины и исчезли.
Иван оглянулся: на заднем сидении полулежал парень без пальто, в одной тоненькой белой рубашке с бабочкой набок и ... совершенно нетрезвый. А в записке с адресом был указан город Рязань.
По договору Ивана с фирмой служебная машина за пределы Московской области выезжать не должна. Что делать? Высадить?
Но на улице зима, бедолага почти раздет, толком объяснить ничего не может. Что за адрес? Кто его там ждёт? И ждёт ли вообще?! Одни вопросы!
И тогда Иван принял решение. Привёз пассажира к своему дому,
с трудом пересадил в личную машину и поехал с ним в Рязань.
— Я боялся, что не довезу его — рассказывал племянник.
Пассажир то стонал, то плакал, то Лену какую-то вспоминал, то за сердце хватался. Хорошо валидол в аптечке и вода в машине были.
Наконец доехали. У подъезда их уже ждали. Видимо, друзья парня его родным позвонили. Те сразу к нему с расспросами, что случилось? Парень к тому времени немного пришел в себя и рассказал, что помнил:
Накануне вечером он со своей девушкой Леной приехал к другу на день рождения. Справляли в кафе. Произошла ссора. Лена обиделась и ушла.
— Я и так лишнего принял, пока за столом сидели, а тут добавил с горя, а потом за Леной побежал — вспоминал парень. — Думал догоню, верну, но нет. Возвратился в кафе забрать пальто. А его нет. В карманах пальто были и документы, и деньги, и телефон.
— Я его в руках держал, когда за Леной бежал — рассказывал мужчина — а куда потом дел — не помню. Так и не нашёл. Ребятам из кафе дал свой адрес, те вызвали такси. Вот такая история.
Мы слушали рассказ Ивана и недоумевали.
— Как ты вообще решился его так далеко везти? Без документов! Почему в милицию не поехал?
— Просто поверил им. Просто решил помочь — ответил племянник.
Теперь, когда я вспоминаю, о тех, с кем мне трудно общаться, сразу задаю себе вопрос: «А если бы им понадобилась моя помощь, я бы помогла?»
И отвечаю себе — Я бы постаралась помочь. И сразу они становятся мне ближе.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема