
У нас в гостях был настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.
Мы говорили о том, чем важно сохранение памяти о подвигах людей во время Великой Отечественной войны и как эту память передавать следующим поколениям.
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Здравствуйте, дорогие друзья!
В студии — Марина Борисова...
... и сегодня этот час светлого вечера с нами проведёт настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской, Краснодарского края, священник Константин Мальцев.
О. Константин
— Приветствую вас, мои дорогие!
М. Борисова
— Отец Константин, я хочу Вам предложить сегодня для беседы такую тему, которая может показаться несколько неожиданной в студии Радио ВЕРА. Но... мы никуда не денемся от того, что начался новый 2025 год — год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. И, так или иначе, осознание, что же такое произошло 80 лет назад, оно будет пронизывать весь этот год, и, я полагаю, и Вам, как священнику, и нам, как ведущим радиопередач, придётся, так или иначе, и самим думать об этом, и пытаться, в беседах с нашими гостями, найти, вот, то зерно, на котором можно вернуть совместное ощущение...
Мы, наверное, не откроем с Вами Америку, если констатируем, что за последние десятилетия наше общество раздробилось на несколько поколений, у которых абсолютно разное отношение к истории ХХ века, а у более молодых поколений — вообще никакого отношения... и... по-видимому... особого интереса тоже.
У Вас — огромный опыт общения с подростками, у Вас большой опыт общения с детьми в школе. Сталкивались ли Вы с этой проблемой в своей практике — и в пастырской, и в преподавательской?
О. Константин
— Она — острая даже скажу... не то, что сталкивался — она остро стоит.
Безусловно, школы делают всё, что возможно... разнопланово... для молодёжи какие-то проводятся... и для школьников, в том числе... совокупия... какие-то, в том числе, лектории, и уроки, и открытые уроки, с приглашением... ну... если уже не участников, в прямом смысле — потому, что их единицы, по пальцам пересчитать, но, хотя бы... там... детей войны.
Хотя, вот, Господь управил... ей 96 лет... у нас есть одна... баба Аня мы её называем — она партизанка, которой немцы зубы повыбивали за то, что узнали, что она, дитём, бегала к партизанам... там... информацию говорила — где они, чего там. И, вот, она — гениальный человек, стихи пишет просто на ходу — при всём своём возрасте. Но таких — единицы остались.
Здесь — почему остро стоит... и почему значимо, вообще, говорить с молодёжью о, в том числе, о Великой Отечественной войне? Потому, что — созидание уважения к старшим. Это — заповедь Божия о почитании родителей, в том числе. Потому, что, если, прямым образом или косвенным, не касаться этой темы, завтра мы все в стардоме окажемся, все поголовно. Они сейчас и так переполнены.
Здесь... она многогранная, тема.
Во-первых, нужно сказать, что Великая Отечественная война коснулась всего мира, а не частности какой-то — одной, там, группы или нации. Поэтому, это, глобально — миллионы людей.
Если мы говорим о последствиях этой войны, то нужно посмотреть, как из неё выходили, и что далее было. Я бы даже коснулся ещё раньше — почему это стало. Если, хотя бы, взять Россию... кто-то, может, со мной согласится, кто-то не согласится, у каждого есть своё частное мнение... но я думаю, что это — не без того... как последствие, в том числе, свержения Монархии, убийства Царской Семьи, и, как снежный ком — пошло всё одно за другим. И, как следствие, в совокупе — кто больше всех пострадал? В количественном... даже не в качестве, а в количестве больше — именно, Россия, СССР на тот момент.
Поэтому, для молодёжи сегодня, безусловно, нужно эту тему поднимать — потому, что... ну, так же, как и для нас — когда... там... Куликова поле было... или другая какая-то... со шведами...
Ну, когда это было... при чём здесь мы, да? А так же отдалённо и для них — когда это была Великая Отечественная война: «При чём здесь мы?»
Поэтому, здесь можно параллель проводить — как патриотических фильмов... понимаете, молодёжь — это эмоция... поэтому, вот, этим нужно инструментом пользоваться. И, как минимум, тогда ты — сопереживаешь, ты понимаешь, и тогда это запоминается.
М. Борисова
— Как можно вызвать эмоцию, если, практически, исчезли... или... почти совсем исчезли носители этих эмоций — то есть, люди, у которых личное отношение к тому, что произошло 80 с лишним лет назад?
Нам, в этом смысле, повезло, хотя бы, в том, что... во-первых, в каждой семье была своя память — так или иначе... были фронтовики, или не были фронтовики в этой семье. Каждый на своей семейной, вот, этой... жизненной истории мог привести кучу примеров, что такое война. Те, кто были в эвакуации... те, кто работал... там... на казарменном положении на заводах... дети, которые дежурили на крышах, чтобы сбрасывать зажигательные бомбы... у каждого в семье были какие-то свои, интимные, рассказы, связанные с этим периодом — он очень острый и очень яркий.
Я помню, как-то, общаясь с художником нонконформистом в 70-е годы, была потрясена — потому, что он в разговоре, просто, к слову, вспомнил, что его первое детское воспоминание было... оно относилось, как раз, к 1942 году... у них в деревне оккупационные войска были венгерские... и первое воспоминание детства, осознанное — как они сожгли церковь.
То есть, понимаете... вот, даже на уровне образов, которые оставались у человека — он мог их транслировать, он мог их передавать. А когда это — в устном разговоре, и не специальном, это очень сильно действующее средство!
Я помню, у нас... ну, так было положено — патриотическое воспитание в советские времена... перед какими-то значимыми датами, вроде Дня Победы, посещать ветеранов. Ну, конечно — это, такое, мероприятие для галочки, в основном, было, но...
Я до сих пор помню... в восьмом классе, мы пошли... вот... несколько человек из нашего класса... к женщине, которая на войне была разведчицей и потеряла обе ноги — в 18 лет. Она возвращалась через линию фронта, и их с подругой засветили освещающие ракеты, и их накрыли минами. Они целую ночь пролежали в снегу под миномётным обстрелом, и все ноги были в осколках. Когда они доползли до своих, в результате — ампутация обеих ног.
Она рассказывала об этом... вот, вы не поверите... это самое весёлое воспоминание о войне, которое у меня осталось... вот... от моих детских лет. Она рассказывала, что её в госпитале возили в палаты тяжелораненых специально, чтобы она с ними пообщалась. Она говорит: «Я так радовалась, что я осталась жива, что никакие переживания по поводу того, что у меня ног нету не могли перебить эту радость... эту радость жизни!» И женщина эта прожила полноценную жизнь — у неё семья, у неё двое детей, профессия...
Это я — к тому, что... через такую подачу можно было очень быстро ребятам вложить эмоцию. А сейчас... таких носителей этой информации просто нету в живых. И — что делать? Если бы нам, в этом смысле... можно сказать, не повезло бы так, то и у нас бы никаких эмоций, наверное, не было бы.
О. Константин
— Я соглашусь с Вами. Но... у нас сегодня другие есть примеры, где, также, люди испытывают очень плачевные и внешние, и внутренние состояния, относительно боевых действий. И можно, как минимум, приводить этих людей на общение с молодёжью, чтобы они рассказали, как это — сидеть в подвалах... как ходить под себя... и тому подобное. У нас сейчас тоже есть герои, которые возвращаются, и тоже с ранениями...
Другой вопрос... знаете, я всегда вспоминаю... вот, сейчас слушал, и вспомнил одну, такую, мудрость, которую прочитал. Вот... сидят за столом — большая семья... дедушка, участник... там... дети... внуки. И, вот, один внук подходит к стене и видит — там доска, и углём написано: «Так будет не всегда». И внук спрашивает дедушку: «А что это такое?»
Он говорит: «Ты знаешь, внучек, это — то, что мне дало возможность... сохранило жизнь, по большому счёту... когда я уже в полном отчаянии был... когда бомбёжки со всех сторон, и, просто, ничего... я увидел маленькую досочку, взял уголь... горел дом... и написал, с надеждой, что так будет не всегда».
И внук ему говорит: «Дедушка, ну, уже всё — прошло... зачем она висит? Давай, уберём! Зачем эти горькие воспоминания тебе напоминать?»
Дед говорит: «Ещё раз прочти, что там написано...» — «Так будет не всегда». — «Запомни, внучек: так может быть не всегда, как сейчас у нас».
Вот, то, что происходит сейчас в мире — не факт, что не коснётся и нас. И не факт, что мы всегда будем в этом благополучии, и наша молодёжь всегда будет с этими вечными запросами — телефонов, гаджетов... и тому подобное... Это всё хорошо, пока хорошо.
Но, давайте, объективно смотреть. Россия ( или Русь, в своё время ) — это лакомый кусочек всегда и для всех. У нас в истории — самое наибольшее... может быть, я ошибусь, поправьте меня... количество войн — или защищали, или защищались. Поэтому, это неудивительно — есть эти... почему я и в начале сказал: для молодёжи, как минимум, живой пример, вот... им — по эмоции... или — фильмом, или — тех же солдат... и тому подобное.
Хотя... к сожалению... определённое хамство молодёжи — оно сегодня просто удивляет.
Оно просто удивляет! Когда... я был свидетелем... одному военному, который с СВО пришёл: «Ну, чё ты туда попёрся?» И тот просто ошарашен был от такого хамства. «Чего тебе там? Попёрся... Из-за денег?» Он говорит: «Нет». Не понимают, что это сюда прийти может... ну, не понимают они! На 70% — пропитаны, вот, таким... противороссийским духом... не понимают! «У нас всё хорошо — чего к другим лезть?»
М. Борисова
— Священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградская, Краснодарского края, проводит с нами сегодня этот светлый вечер.
Мы говорим на очень сложную тему — как разговаривать с подрастающим поколением о Великой Отечественной войне, и нужно ли это, и даёт ли это хоть какой-то эффект.
Вот, насчёт эффекта — у меня большие сомнения... хотя... не очень понятно, почему. Ведь, посмотрите... война Отечественная 1812 года вдохновляла всё новые и новые поколения молодёжи в XIX веке, вплоть до начала ХХ века. Потому, что стихи писались на эту тему, и этому посвящали музыканты свои произведения, было достаточное количество всевозможных попыток художников осмыслить именно то, что произошло тогда. Почему сейчас это не работает?
О. Константин
— Да, всё же логично и понятно. Когда у нас 90-е года пришли, появилось «бери от жизни всё» — жвачки, джинсы и тому подобное. Поменялся образ жизни и образ мышления.
Ну, по крайней мере, вот, моё поколение застало — когда уже всё есть и когда ещё ничего не было. А они — всё есть, и, причём, на блюдечке, на фоне комплекса родителей «я тебе дам всё, чего у меня не было». Не «заслужишь», а «дам на блюдечке»: «я куплю твою любовь за гаджет... за карманные деньги...», и далее-далее.
Нас же так не воспитывали. Разве, мы плохо воспитаны? Нет. Мы корректны, деликатны... к старшим, как минимум. Поэтому...
Я не могу сказать, что вся такая молодёжь. Но — её большая часть. Сказать, что вообще никто не слышит? Нет. Но, в этом плане, имея, как Вы сказали, большой опыт, я сегодня вспоминаю слова Иоанна Златоуста, который говорит: «Я выхожу на проповеди не к тысяче, а к одному, который, из этой тысячи, меня услышит».
Это — плохо? С одной стороны, плохо. Что не тысяча слышит. Но, давайте объективно смотреть: чем ближе к концу... Господь говорит: «Не удивляйтесь сему... этому надлежит быть». В Священном Писании есть такие слова: «И когда придёт Господь, обретёт ли Он любовь и добро в людях?» Возникает вопрос, вообще, добро и любовь в людях будет? Поэтому, то, что сейчас происходит — это определённая закономерность. И мы, в меру своих сил, своих компетенций и мест, максимум делаем, чтобы эти времена духовной деградации... начиная с себя, в первую очередь — чтоб лицемерия не было... максимум мы должны делать. Сколько можем.
М. Борисова
— Но возникает опасность такая же, как была в советские времена. Существует, вот, эта память семейная, память на личном уровне, существует очень разнообразная, иногда просто ошеломляющая, литература, посвящённая Великой Отечественной войне... и... всегда — и тогда, и сейчас, к несчастью для нас для всех, существует такое, вот... для «галочки» патриотическое воспитание, которое и во времена моих школьных лет воспринималось, как «мели, Емеля, твоя неделя»... в одно ухо влетело... или даже не влетало.
Отношение к войне было — потому, что, я уже говорила, была семейная память. Но то, что, на этом фоне, говорилось на каких-то официальных мероприятиях в школе — не воспринималось совсем, даже тогда.
Каким образом можно сейчас актуализировать эту тему для молодых людей, я не очень понимаю...
О. Константин
— Ну... во-первых, от личного примера зависит, безусловно. Я приведу два примера... по крайней мере, где я служу, где я живу.
Есть у нас два направления. Есть — юнармия, есть «Честь имею» — это, такое, патриотическое общество молодёжи, разновозрастное — от деток до уже почти... там... до 18 лет почти. И это реально, когда там есть личные примеры, есть и реакция.
Элементарно. Не так давно был юбилей в «Честь имею», этого отряда. Я просто захожу — они сами своим всем занимаются... как только я прохожу мимо них — они все по струнке встали. Им не было команды: «Равнение!» — там... это на автомате уже проявление уважения к старшему, к священнику. То есть, понимаете? Это уже показывает, что эта работа — она уже заложена в них. То, что с ними работали.
Поэтому, здесь... есть попытки. Но, если мы берём в массовом эквиваленте, конечно, это единицы.
Ну, и, давайте, скажем критично, что — в тимуровцы все поголовно бежали? Были, которым это и ненужно было. И Господь говорит: «Много званых, мало избранных».
Поэтому, трудиться нужно... ещё раз, повторюсь — личным примером, но в Рай входят — единицы. Так и здесь.
Опускать руки из-за того, что это, всего лишь... там... 20% в совокупе... но это — 20%. Может быть, одно зерно проросло и дало больше плоды. Поэтому, мы всегда уповаем на Господа. По словам Иоанна Крестьянкина. Он сказал: «Трудитесь, а успех положите на Господа».
У нас нету такого огромного ресурса — финансового, в первую очередь — как, допустим, у других каких-то коммерческих организаций. Чтобы мы могли, как минимум, там, организовать поездку... грубо говоря... в Новороссийск... Поле Славы, там... или ещё что-то... чтобы глобально что-то делать.
Ну... это... поймите... помимо «поехать», надо разнообразие дать где-то патриотическое. Если скажешь: «Ребята, поехали в Новороссийск... там 6-7 часов в дороге... посмотреть на памятник!» — ну, расскажете вы его историю, дальше — чё? А, вот, если скажешь: «После этого, мы ещё на море покупаемся!» — в разы больше поедет. В разы. Но суть ты сделаешь. Суть духовно-патриотического воспитания. Ну, и — пожалуйста, покупайтесь...
То есть, здесь приходится несколько элементов, инструментов подключать, чтобы, вот... мы в начале говорили — фильмы, да? Ты хочешь что-то сказать? Вот, после фильма — сказал. Лучше даже, перед фильмом, поверьте моему опыту. После фильма они уже все подрываются и бегут — всё, я уже задачу свою выполнил, послушание провёл... Поэтому, конечно, какое-то слово ты говоришь перед фильмом, фильм им добивает это. «Кто хочет, — сразу, вначале, говоришь им — останьтесь, ещё немножко пообщаемся». Насильно никого никогда не надо держать.
Я, когда прихожу... там... допустим, во внеурочное время, со студентами, я говорю: «Кто захочет, встаёт — уходит. Насильно никого не хочу здесь ни держать, ни видеть. Кто захочет — остаётся».
Я вам скажу... допустим... вот, последняя у меня встреча была — семьдесят студентов... четыре ушли. Это минимальный процент. Даже не пять процентов... понимаете? Поэтому... но, вот, то, что ты не лишаешь свободы выбора — это тоже инструмент. Что ты не пришёл им навязывать. Не хотите — не надо.
Вот, в совокупе, здесь всё придётся подключать. И детей войны, и героев СВО — всё, что возможно. Потому, что, если эту почву — и плугом, и дисками — не взрыхлять, ничего там не взойдёт. Потому, что всё — эмоции... «хочу, как я хочу».
М. Борисова
— А, вот, на приходе, в общине, в Воскресной школе — реально что-то рассказать о том, как Церковь переживала военные годы?
О. Константин
— Ну, Вы имеете в виду — для молодёжи?
М. Борисова
— Ну, естественно... я думаю, что старшее поколение просто уже... как говорится... учить — только портить...
О. Константин
— Ну, надо... если берём... тут возрастные разные категории. Если мы берём Воскресную школу — это детки, то там... понимаете... опять-таки — к личному отношению... детки любят меня. Они всегда хотят что-то услышать у меня. И они, как... на данный момент, как пластилин. Ты им свою любовь... и даёшь... и они это принимают.
Если мы берём постарше — там есть определённое уважение. Вот, у нас есть у молодёжи православный центр «Уманский благовест» — вот, там уже нужно подключать много других инструментов. Но они тебя, также, уже... не столько любят, сколько уважительно к тебе относятся... ну, подразумевают, конечно, любовь... но здесь уже есть своё мнение. И, вот — надо давать высказывать. Даже, если оно тебе не понравится. Но, вот, в этом диалоге может что-то и созидаться.
М. Борисова
— Священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской Краснодарского края, проводит с нами сегодня этот светлый вечер.
В студии — Марина Борисова.
Мы ненадолго прервёмся, и вернёмся к вам, буквально, через минуту. Не переключайтесь.
М. Борисова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается.
Ещё раз, здравствуйте, дорогие друзья!
В студии — Марина Борисова и наш сегодняшний гость — священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и исповедников в станице Ленинградской, Краснодарского края.
И мы говорим на тему достаточно нетрадиционную для наших светлых вечеров. Мы говорим о памяти о Великой Отечественной войне, и как её сохранить в год 80-летия Победы.
Вы говорите, что у них возникает собственное мнение... по поводу войны у них возникают собственные мнения? Они их высказывают?
О. Константин
— Они возникают — от лучших до худших. Ну, лучшие — это логично и понятно, да? Поделюсь одним мнением парня, который говорит: «Если бы мы проиграли, — и это не только его мнение, я подчеркну, я с таким очень часто сталкиваюсь, — Великую Отечественную войну, мы сейчас жили бы, как Европа, может быть бы, разговаривали на другом языке, но мы жили бы в цивилизации!» — то есть, ну, просто... недопонимание, о чём ты говоришь. То есть, просто... это такое внутреннее зомби-мнение, которое навязано, реально.
Хорошо... и, вот, начинаешь... ни в коем случае нельзя говорить: «Ты что? Глупость!» — и как-то, там, его обличать... ни в коем случае. Потому, что — вот, сейчас ты его обличишь, он обидится, и он больше не придёт.
Поэтому, ты начинаешь об этом говорить. «Хорошо... Ты в Европе много свободы видишь?» — «Ну, там финансы!» Я говорю: «Подожди. Что значит „финансы“... ты хочешь заработать? Сколько тебе надо? Мы найдём тебе работу. Кто хочет — ищет возможность, кто не хочет — ищет причину. Финансы — хорошо. В России тоже можно финансы зарабатывать.
Дальше — что? Уровень Европы? Ну, купи дом, сделай уровень Европы. Но там же нету такой идеальной свободы, как... ты там свободно, как здесь, не выйдешь и не скажешь своё мнение. Там ты не скажешь этого! И в Америке ты так не скажешь... мнимая свобода!
И пообщайся, просто, со студентами своего уровня за границей — они тебе расскажут, какая там свобода, и какая там свобода выбора. И какие там штрафы за то или иное действие. Там... за то, что у тебя во дворе плитка, ты должен налог платить — потому, что дождь мало попадает на землю... Ну, просто, объективно оцени их жизнь, и свою.
То, что ты переводишь эквиваленты их зарплат на русские деньги — так, это русские деньги! А ты спроси, сколько вы можете купить то-то и то-то... плюс-минус на то и выйдет.
То есть, эйфорийное представление о том, что ты не имеешь! Или, как говорят: лучше — там, где нас нет».
И, вот, когда ты... так, вот... какими-то живыми примерами... У меня был даже момент: я звонил знакомому батюшке в Чикаго, и говорил: «Батюшка, ты — на громкой связи. Вот, такой вопрос... Ответь, пожалуйста!» Он говорит: «Так-то... так-то...» И этот мальчик сидит: «Да не может быть такого!» Я говорю: «Ну, вот — тебе живой человек... ему нету смысла врать, он живёт в этом», — и всё. И тогда — ясная картина образовалась. Это, вот, о молодёжи. Как донести.
М. Борисова
— А как Вам кажется, есть ли смысл особенно подчёркивать историю жертв войны? Историю Ленинградской блокады? Историю угнанных на принудительные работы в другие страны? Историю людей, которых... ну... практически, гоняли из города в город — потому, что, отнимая жильё, вынуждали их становиться цыганами, практически... Кто успевал, мог эвакуироваться... но очень многие в 1941 году не успевали, и дальше речь шла только о том, что куда-то надо прикочевать в такое место, где меньше бомбят.
И, вот... история не героическая, а история страданий — насколько она может стать, как сейчас говорят, триггером, чтобы вызвать интерес... или это не работает?
О. Константин
— Я сомневаюсь, что это вызовет интерес — потому, что современная молодёжь... ей больше, знаете... хочется эйфорийно, счастливо... и чтоб меня это не касалось. Моя хата с краю. Хотя, вот, даже к этой фразе — «моя хата с краю» — правильное её понимание, которого многие даже не понимают взрослые... я, к своему стыду, два года назад об этом узнал... суть её — что моя хата с краю, я первый беру удар на себя...
М. Борисова
— Первым врага встречаю...
О. Константин
— ... да, первым врага встречаю, и предупреждаю других, чтобы они не погибли. А не так, что мне всё... простите... по барабану. Нет. То есть, это, в том числе, подмена понятий.
Но я, всё-таки, вот, разговаривая с Вами, вспомнил один случай.
Где я служу, там был очень красивый, византийский... который разрушили. К стен этого храма расстреливали людей. Перед тем, как его взорвали, разрушили.
И, вот, когда меня только перевели в эту станицу... а почему — Ленинградская? Историческое название — Уманская. Потому, что людей, именно, станицы, и казаков — репрессировали, а многих людей перевезли с Санкт-Петербурга сегодняшнего, почему и оставили название «Ленинградская» — ну, чтобы для них чуть-чуть было привычно и близко по созвучию.
И, вот, я... когда перевели меня на этот приход, меня одна прихожанка просит: «Батюшка, пойдёмте... поедемте, причастим одного пожилого человека — он уже при смерти, практически. Он зовёт священника». Ну, я и спросил: «А кто такой, и — чего?» Она говорит: «Если я скажу, Вы не поедете». Я говорю: «Ну, всё равно... скажи... я же должен быть готов... понимать — кто... что...» Она говорит: «Этот человек рушил этот храм и расстреливал людей». Думаю: «Ну, ладно... поеду». Хотя, честно говоря, предвзятое отношение было — пока ехал. Но — это наш минус, мы привыкли на всех ярлыки вешать. Мы — самые белые, все остальные — не такие, как мы.
Я, когда пришёл — я зашёл... он уже, естественно, на постели лежал... и, первое, как только я зашёл, он со слезами кричал: «Господи, помилуй мя — я грешен!»
Понимаете... ведь... не зря писатель, и христианин тоже, Тертуллиан сказал, что, по своей природе, душа — христианка и ищет Христа. В любом случае, приходит осознание — чем старше, тем больше... потому, что уже... все амбиции — они увядают, а осознание того, что у тебя за плечами — увеличивается.
У него пришло осознание, что он делал... но не мне решать, простит его Бог, или нет. Он кается не мне, а Богу в своём содеянном, и Бог его будет судить, а не я. Поэтому, я исповедовал. Но этот пример показал, что и у худшего — в данном случае его действий — может быть покаяние.
М. Борисова
— А, вот... Вы упомянули фильмы. Какие фильмы Вы имели в виду, когда говорили, что они в состоянии вызвать эмоцию у молодёжи?
О. Константин
— Мы смотрели... Господи, помилуй... по-моему, «Тринадцать панфиловцев», да? Я точно не помню...
М. Борисова
— Ну... двадцать восемь...
О. Константин
— Да-да, простите... благодарю за то, что поправили.
Вот, мы с ребятами пошли на этот фильм — их пробило. Многие со слезами выходили... многие потом мне звонили и говорили: «Я позвонил бабушке ( дедушке, прабабушке... ), поблагодарил...» — кто-то поехал обнял... кто-то цветы... это, вот, дало эффект. Это, вот, конкретный пример, который был. А так — фильмов достаточно много. «За Сталинград» — хороший фильм был...
Поэтому, вот, эти фильмы — они делают акцент. Потому, что они — и красиво сняты, и передают суть.
М. Борисова
— А старые фильмы — они не смотрят? Советские...
О. Константин
— Понимаете... сейчас молодёжь... у них, во-первых, вот, этот термин — «тиктоковое мышление»... 15-30 секунд... оно присутствует. Им уже тяжело — у них мозг по-другому уже работает, относительно видеоряда. Для них посмотреть фильм, если он им неинтересен — это каторга. А если он ещё и снят не в современном ракурсе — спецэффектов и т.п. — тем более он неинтересен. Поэтому, нужно уже прибегать к тому инструменту, который для них будет ближе.
М. Борисова
— То есть, вот... переснимать сюжеты, хорошо сработавшие в своё время, имеет смысл?
О. Константин
— Есть смысл, однозначно. С этим стопроцентно соглашусь, потому, что... у нас был даже разговор как-то с ребятами, после очередной встречи...
У нас появилась традиция — каждый год, перед 9 мая — мы ездим на кладбище и убираем заброшенные могилки участников ВОВ. Потом... чуть ближе... с 9 мая поздравим бабу Аню нашу. То есть, и о усопших, скажем так, потрудимся и помолимся, и о живых — поддержим, что их... такой... человеческий, как минимум, подвиг для нас значим.
И, вот... когда разговор пошёл за старые фильмы... вот, мы вспомнили за панфиловцев... и одна девочка озвучила: «Интересно было бы „В бой идут одни старики“ посмотреть в новой экранизации», — это, вот, я цитирую.
М. Борисова
— А Вы, когда были в их возрасте... какие фильмы на эту тему смотрели Вы... и смотрели ли, вообще?
О. Константин
— Ну, со мной всё проще! Всё, что смотрел папа, то смотрел и я. Тут, вообще, без вариантов было!
Поэтому... всё, что любил папа, любил и я. Кем становился папа — там, директором завода «Электроцинк» — и я буду директором!
То есть, здесь... понимаете, у меня сугубое уважение и любовь были к родителям, особенно к отцу... уважение... субординация... и здесь гораздо всё проще было. Что смотрел папа, то смотрел и я.
Не за то, что он меня заставлял это смотреть... мне хотелось... знаете, вот, как губка — брать лучшее от него. Были и худшие моменты, безусловно, которые даже я, в своё время, ненавидел... и я думаю — любовь Божия, что он с этим справился.
Когда-то, когда он работал в правительстве, папа часто бывал болен грехом винопития, после банкетов... я очень рад, что он сегодня — священник. Потому, что, если бы не Церковь, его уже не было бы. Благодать Церкви, он сегодня достойный священник, и нету этого греха, от которого страдала, в том числе, порою, и семья.
Вот, это — единственное, что я не брал. Я это возненавидел. Как грех. Не его, что он алкоголик был, а, именно — как грех, который забирает моего отца. Я, на сегодняшний день, понимаю, что Церковь учит: возненавидь грех и осуди грех, а не человека, который делает его. Потому, что человек может покаяться, а ты, в осуждение, в чём осуждаешь, в том и побываешь.
Это сегодня я уже могу так сказать, а, на тот момент, я этого не знал.
М. Борисова
— Священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской, Краснодарского края, проводит с нами сегодня этот светлый вечер, и мы говорим о памяти о Великой Отечественной войне в наше время, насколько реально её сохранить, и как можно её сохранить для новых подрастающих поколений.
Батюшка, а, вот, Вам никогда молодые прихожане не задавали вопрос, почему в православных святцах так много воинов? Почему Церковь так трепетно относится к подвигам... духовным подвигам военных?
О. Константин
— Ну... надо здесь оттолкнуться от слов Христа: «Нет больше подвига, чем положить душу за други своя». Поэтому, и воины — в первую очередь, они, ценой своей жизни, защищали тех, кто за их спиною.
Конечно, поэтому, воинов и много... и, здесь же... воины, по сути, есть и как мученики, в большей степени.
Но и возьмём, допустим, воина Лонгина — он же, по сути, не защищал кого-то, он, по сути, защитил свою душу, уверовав и утвердившись во Христе. И потом — он мучеником стал за Христа. Поэтому, здесь — момент утверждения в вере, как личный пример воина земного и воина Небесного.
М. Борисова
— Но... у нас в Православной Русской Церкви очень нежное, трепетное отношение к святым воинам. В качестве примера, можно сказать, что, вот, когда проводился всенародный опрос, какой человек может быть эмблемой России, первое место — несмотря на вероисповедание, или отсутствие веры, как таковой, у тех, кто участвовал в опросе — первое место занял святой благоверный князь Александр Невский.
То есть, отношение к военному — оно... такое, вот... особенное в Русской Церкви...
О. Константин
— Ну... Вы знаете... я, честно говоря, не помню этого опроса, но, когда Вы только озвучили — у меня сразу он возник в голове! Здесь, наверное, всё-таки, образ — как защитника, так и твёрдого верою человека. Почему? Объясню.
Смотрите... удивительный момент... ведь, к Батыю он ходил на поклон? А с крестоносцами — бился. Те — мусульмане, а эти — христиане. Возникает вопрос — а почему? Потому, что Батыю только налог нужен был, который меньше, чем даже сегодня мы подоходный платим, если берём историческую данность — там 10% было, а крестоносцы хотели не только расшириться территориально, а, в первую очередь, насадить католическую веру. Поэтому, это — защитник и веры. Поэтому, здесь, именно, мужество, достоинство, благородство и любовь — как к Отечеству, так и к Богу. Это — достойный пример, я бы даже сказал, для подражания. Поэтому, он, в первую очередь, и всплывает в голове. Если ты знаешь, как минимум, его историю, знаешь его труды какие-то... ну, и... давайте — конец жизни. Святые отцы как изумительно говорят: не столько важно, как человек жил, а — как почил. А конец его каким был? В монашестве, в постриге. То есть, его душа была Божья, по большому счёту. Всё.
М. Борисова
— Ну, а если с таких позиций посмотреть на историю Великой Отечественной войны, ведь, тоже... не знаю, насколько это интересно или неинтересно подросткам в наше время... но, ведь, согласитесь, есть нечто таинственное в том, что богоборческая советская власть вынуждена была, уже в начавшуюся войну, пересмотреть, отчасти, свою убийственную для Церкви политику, и, собственно, благодаря, как это ни дико звучит, войне, мы получили возможность реального Патриарха иметь.
О. Константин
— Получили. Не без промысла Божия. Но, давайте, будем честны и критичны.
Одна из причин, почему Сталин призвал духовенство того времени о вопросе открытия церквей и возобновлении службы — это открытие Второго фронта, которого не могло быть без вмешательства... я бы сказал, протестантских некоторых деятелей...
М. Борисова
— Ну, и Ватикана тоже...
О. Константин
— Да. То есть, не без этого действия. То есть, не было бы Второго фронта, если б не было открытия церквей. Здесь — стратегические и политические интересы были. Это надо объективно учитывать. Но, здесь, как мы часто говорим — пути Господни неисповедимы. Поэтому, и для этого, в том числе, Господь... война — это ж, как очищение, как фильтр... в которой — кто-то подвиг проявляет, кто-то — трусость. Поэтому... здесь просто так, без последствий, ничего не происходит.
Есть физические законы какие-то... например, закон притяжения... а есть духовные, которые работают, и, хочешь или нет, а они — сработают.
Так и здесь — пришло время, когда нужно было поворачивать ход истории, чтобы не загубить в корень. Поэтому, здесь даже... смотрите, какую изумительную дипломатию провёл митрополит Сергий Страгородский. Когда его спросили: «Что вам нужно?» — он говорит: «Ну, надо, чтобы священство из тюрем повыпускали». Говорят: «А почему вас так мало?» — все понимали ответ, почему мало: потому, что поубивали, порасстреливали, замучили... На что он сказал: «Потому, что мы воспитываем в семинариях хорошие кадры, а эти кадры потом генераллисимусами становятся!» С одной стороны, можно сказать, было — прямо, а, с другой стороны, Церковь всегда — она дипломатична, почему и находится в общении с любой властью. Не в подчинении, а, именно, в общении, в коммуникации. Потому, что государство и Церковь — они должны идти в ногу в пользе — и материальной, и духовной составляющей — для народа.
Если мы говорим о том, почему было так много до того, как церкви стали открывать, Новомучеников и Исповедников Российских, которых мы вспоминаем тысячами... во-первых, может быть, Господь призвал их, чтобы пополнить сонм святых. Второй момент: Господь в Священном Писании нам чётко говорит: «Радуйтесь и веселитесь, когда гнать вас будут имени Моего ради», — и каждый христианин об этом знает. Что мы — не отчаиваемся в гонении за Христа. Мы славим Его, потому, что главный — мученический — венец станет венцом райской радости пребывания с Богом.
Почему убивали? Естественно, потому, что не может быть две идеологии. «Не убий», и, в то же время, «возлюби ближнего, как самого себя»... здесь одна только была идеология: «наша партия красноармейцев». Поэтому, здесь ничего удивительного: нужно было, чтобы все жили по одному критерию — советской власти. Поэтому, столько было и неугодных убрано. Даже, если косвенно — всё равно, было убрано.
М. Борисова
— Но... если мы опять вернёмся к памяти о Великой Отечественной войне... там, ведь, для Церкви было много испытаний внутри миссии церковной. Потому, что, одно дело — движение в сторону фронта людей, которые имеют отношение к войне, к её обеспечению изнутри страны... и священники, которые оказывались в партизанских отрядах... и священники, которые оказывались в действующей армии... таких мы даже и застали — людей, которые вспоминали, как они были призваны ( поскольку, для советской власти, священник ты или не священник не имело ни малейшего значения, поэтому, по мобилизации многие попадали туда ). Это — движение с одной стороны. Но, ведь, и со стороны Зарубежной Церкви было движение, как это ни парадоксально звучит — со стороны немецкой... вот, эта знаменитая Псковская миссия, и всё, что с этим связано. То есть, там — переплетение трагических путей, потому, что к Христу, казалось бы, вели все — и те, и другие.
Но, вот, слом, который произошёл в церковной жизни из-за революции 1917 года, разделивший... разодравший Церковь на несколько живых, пульсирующих, но... частей, которые оказались по разные стороны даже фронта. Несмотря на то, что, по сути, и для тех, и для других, главное Отечество было — Небесный Иерусалим.
Вот, об этом, каким-то образом, есть... ну, что-то... какая-то информация? Какие-то, может быть, лекции... книги... фильмы... что-то?
О. Константин
— Вы знаете... для меня, это, на самом деле, сложный вопрос. В любом случае, есть у нас историки, которые ярко и хорошо это доносят. Просто, я... насчёт Псковской... затрудняюсь ответить... у меня очень размытая информация сейчас, чтобы вспомнить.
Понимаете... тут, ведь, очень удивительный момент. Немецкое... ну, скажем современным языком... правительство — оно же пыталось использовать Церковь: не убивало, не закрывало, зачастую, а пыталось воспользоваться, чтобы через Церковь — в частности, через некоторых лиц, с которыми у них складывались отношения, — достичь своих целей. Это не могло не озлобить, в том числе, людей, которые ещё... свежа революция... и тому подобное... что «не зря вас резали, убивали...» Но мы всегда опускаем очень важный момент: мы смотрим сверху, а не изнутри. А изнутри — в каждой ситуации есть личные моменты.
Если... немножко в сторону сейчас отойду... Иуда предал Христа, это не означает, что все апостолы — иуды. Так и здесь... были разные моменты. Нужно историю вспомнить, что некоторые даже фашисты принимали православие и пытались бежать в ряды России, в ряды Советской Армии — именно, по факту принятия веры. Потому, что... разные моменты были! Это... почему я и озвучиваю, что это — чистка определённая была. Попущение Божие, которое может, также, и в сегодняшний день быть. Другое дело... вопрос возникает — готов ты к этому или нет? Почему и святые отцы говорят: бодрствуйте! Или в Священном Писании Христос говорит: «Не ведаете ни дня, ни часа, когда Я приду».
Поэтому... сложноватый для меня вопрос, чтобы его конкретизировать как-то...
М. Борисова
— Как Вам кажется, эта тема — она может быть интересна для, хотя бы, членов прихода, общины... или это всё удел интереса единиц, которые просто любят копаться в истории?
О. Константин
— Я думаю, что здесь зависит от того, кто это будет говорить. Более интересно — если кто этим живёт. Вот, как я могу о вере — потому, что я, как рыба в воде, да? Условно выражаясь. Так же, и, если пригласить какого-то историка, и он это интересно будет доносить. Или, как минимум, если мне что-то для прихожан — мне надо к этому сугубо подготовиться. Чтобы они, просто, не уснули. А каким-то... подкрепить, опять-таки, моментом видеоряда. Или фото-, как минимум, ряда. Тогда это будет интересно.
Но это не будет для них постоянно желаемым материалом, который они хотели бы видеть. Потому, что это — история, это — воспоминание.
Не зря сказано, что кто не помнит историю, тот не будет иметь будущего. Замечательная фраза, потому, что это — факт. Я думаю, что для прихожан, и для молодёжи это будет актуально, если это будет интересно.
М. Борисова
— А, вообще, история Великой Отечественной войны, она для нашего настоящего полезна? Я имею в виду, не с точки зрения воспитания, не с точки зрения... там... каких-то идеологических установок... а, вот, с точки зрения конкретной жизни — она чему-нибудь научить может? Помочь?
О. Константин
— Она и учит, она и... понимаете... здесь очень личный момент. Я как пример приведу, почему «личный» я озвучиваю.
Я, к сожалению... вот, у нас есть Храм вооружённых сил... и меня пригласила моя знакомая пройтись, вот, по этому всему музею. Но мы не прошлись. Мы прошли одну пятую, ей заплохело, и мы вышли. Ну, поскольку это мои близкие знакомые были, я, естественно, остался с ней... думаю: «Ну... на всё воля Божия. Когда-нибудь пройду».
Но, тем не менее, даже, вот, эта выставка, которую я прошёл — она очень будоражит. Она настолько в тебе пробуждает значимость этого события! И... вроде бы... какие-то пули... какие-то, там, восковые фигуры... даже не это меня пробило! Знаете, что меня пробило? Я сам был удивлён!
Это, значит, видеоряд идёт — полотно... я случайно увидел, что этот весь видеоряд из каких-то точек составлен. Я подошёл ближе... и там каждая точка — это фотография человека. Это — огромный видеоряд шёл из тысяч, тысяч людей! Вот, это глобальное — оно кроется в единицах. Вот, меня это пробило! Я даже сейчас говорю — у меня ком к горлу подходит. Потому, что, пока мы индивидуально не будем подходить к сути, мы не увидим и великого.
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу!
Священник Константин Мальцев, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Ленинградской, Краснодарского края, был сегодня с нами в этот светлый вечер.
С вами была Марина Борисова.
До свидания! До новых встреч!
О. Константин
— Спаси, Господи! Храни, Господь!
Все выпуски программы Светлый вечер
Просьба о помощи. Ольга Кутанина

Не люблю я просить о помощи. Будто хочу, чтобы окружающие понимали всё без слов.
Мне кажется, это внутреннее стеснение от гордости. Когда помогаю сама, то невольно думаю: «Я молодец, хорошее дело сделала». Правда, добавляю: «Слава Богу». Но ведь собой довольна остаюсь.
А вот когда помощь нужна мне, то тут сомневаюсь. Ну, зачем тревожить человека? Может, и так справлюсь. А если он ещё откажет в помощи, что тогда? Почувствую разочарование. Кому это приятно?!
Но иногда помощь просто необходима. И мне приходится перешагнуть через своё самолюбие и со смирением попросить знакомого или даже незнакомого человека.
Однажды я стояла с тремя маленькими детьми на остановке в ожидании трамвая. Шестилетняя дочка, сын трёх лет и малыш в коляске-люльке. Трамваи у нас теперь комфортные. Но всё равно нижняя ступенька слишком высоко от земли, чтобы закатить туда коляску. Её нужно сильно нагнуть, чтобы передние колеса достали до ступеньки. Это неудобно для малыша. Младенец сползает по дну коляски и обычно от этого просыпается. А впереди ещё целая прогулка. Как его потом уложить? К сожалению, это не всегда у меня получается и приходится носить ребёнка на руках.
Поэтому решила заранее попросить о помощи. Оглянулась в поисках человека, который мог бы на пару со мной аккуратно поднять коляску и занести её в трамвай. Неподалёку стоял юноша. Я сразу оценила его статную фигуру и поняла, что сил у него точно хватит.
Юноша был в наушниках и смотрел в телефон. Я подошла к нему, вежливо обратилась со своей просьбой. Но он не услышал. Я подумала: «Наушники, бывает. Всё дело в них». Зашла с другой стороны, чтобы он мог увидеть меня боковым зрением, и довольно громко произнесла: «Молодой человек!»
К моему удивлению, он ещё напряжённей стал смотреть в телефон, а потом и вовсе отвернулся. Я немного растерялась, как мне быть. А трамвай уже подъезжал к остановке. Оглянулась, больше никого не увидела, кроме неопрятного мужчины на скамейке. Не удивилась бы, если бы мне сказали, что он и ночевал на этой скамейке. Его я не решилась тревожить и стала подкатывать к трамваю коляску и подводить детей, готовясь войти.
«Господи, помоги!» — вздохнула про себя, когда трамвай остановился. И вдруг кто-то поднял мою коляску, легко, как пушинку, и поставил её на пол трамвая. Я с удивлением узнала в этом добром и отзывчивом человеке того самого неопрятного мужчину.
«Спасибо вам!» — удивлённо сказала я, потому что не ожидала от него благородного поступка. Но в ту же минуту мне стало стыдно от этого удивления: как плохо я думаю о людях!
Сам Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам». Как замечательно: даже если человек не откликнется на мою просьбу, откликнется Бог. И обязательно поможет. Нужно только не бояться просить. Просить человека и просить Бога, который всегда рядом.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
«Пополнение»

Фото: PxHere
Как-то ранним утром я решила искупаться в реке, что недалеко от нашей дачи — взбодриться, пока дети спят. Дорога проходит мимо лодочной станции, где живёт одноглазый ротвейлер по кличке Джеки.
Приблизилась к его будке, и заметила, что пёс там не один. С ним ещё три его уменьшенные копии — щенята. «Интересно, а где мама малышей?» — задалась я вопросом, но подходить ближе не решилась.
Прошла мимо, поплавала в прохладной реке и скорее домой — сообщить детям хорошую новость.
— Представляете, Джеки стал папой, — радостно произнесла я, когда вошла в дом и увидела, что дети уже проснулись.
— В смысле? — ответили в унисон мои десятилетняя дочь и двенадцатилетний сын, — Ты хотела сказать: «Стала мамой»?
Немая пауза и взрыв детского хохота.
— Мама! Ты столько лет ходишь мимо лодочной станции, но всё это время думала, что Джеки — мальчик? — уточнил сын, едва сдерживая смех.
— Ладно, — ответила я, краснея. — Новость-то всё равно хорошая. Не хотите сходить — посмотреть на щенят?
Дети с радостью согласились. И когда пришли на место, хозяин Джеки — сторож лодочной станции — предложил нам забрать одного щенка. Для остальных он уже нашёл хозяев.
Так в нашей семье случилось пополнение. Мы назвали его Чарли. Теперь, когда я возвращаюсь домой с работы, он встречает меня с тапками в зубах. Эта его привычка здорово отвлекает от мирских забот и суеты. И ещё я заметила, что рядом с ним муж и дети стали мягче и терпимее.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема