![Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
В 1970-м году в церкви Воскресения Христова швейцарского города Цюриха шла литургия. Наступило время Причастия. Прихожане благоговейно выстроились в очередь к Чаше. Но вдруг среди людей началось шевеление. Народ расступался, пропуская кого-то вперёд. Перед священником оказалась инвалидная коляска. В ней сидела молодая девушка. «Нина», — назвала она батюшке своё имя. Голос глухой, сдавленный, хрипловатый. На лице — отпечаток недуга и страдания. Но глаза девушки светились радостью. В тот день после долгих лет, проведённых в больничной палате, она впервые приехала в храм и причастилась. Так началась новая жизнь Нины Дорицци-Малер — женщины, которая сумела впоследствии не только побороть собственную болезнь, но и найти силы, чтобы помогать другим людям.
Нина Малер родилась в 1944-м году в Швейцарии, в православной семье потомков русских иммигрантов. Долгое время она ничем не отличалась от сверстников. Бойкая, жизнерадостная девочка прилежно училась, занималась спортом, увлекалась туризмом, неплохо пела. Но однажды любимые занятия стали для Нины навсегда недоступны. Это произошло, когда ей исполнилось шестнадцать. Девушка заболела полиомиелитом и оказалась на больничной койке. Её парализовало, способность двигаться она утратила. Даже дышала Нина с помощью специального аппарата — огромного, размером со шкаф. Кислород подавался через катетер, введённый в трахею. Немного шевелились у неё лишь губы и язык. Когда нужно было подозвать медсестру, Нина слегка причмокивала — и это всё, что она могла. Врачи давали неутешительные прогнозы: считали, что девушке осталось недолго. Но прикованная к постели, парализованная Нина хотела жить! Она горячо молилась Богу. И мечтала о том, чтобы снова самостоятельно передвигаться. О доме, обустроенном специальными механическими приспособлениями для людей с инвалидностью.
Нина решила бороться. Под руководством терапевта невероятными усилиями ей удалось научиться сжимать во рту палочку. Постепенно с её помощью, она научилась печатать на машинке! А через некоторое время упорные физиотерапевтические упражнения помогли, пусть и не в полной мере, восстановить голос. Друзья и знакомые Нины собрали средства и приобрели для девушки особое кресло-коляску и новый, лёгкий и мобильный, дыхательный аппарат, который крепился к коляске. Теперь Нина больше не была привязана к палате и выезжала на прогулки в больничный сад. Однажды она встретила там молодого человека по имени Урс Дорицци. Они познакомились, со временем полюбили друг друга. И обвенчались! Урс оборудовал дом всеми доступными по тем временам техническими средствами, чтобы Нина могла самостоятельно по нему передвигаться. После долгих лет девушка, наконец, покинула клинику.
Однажды Нина предложила мужу организовать в их доме что-то вроде приюта для инвалидов — ведь далеко не у каждого есть возможность окружить себя комфортной средой. Урс поддержал идею жены, и скоро у них поселились несколько человек. Для многих это стало возможностью начать самостоятельную жизнь. Тогдашний настоятель Воскресенского храма в Цюрихе, священник Олег Батов, часто навещал Нину. Он вспоминал, что обитатели её дома были общиной, в которой люди по-евангельски несут бремя друг друга. Нина поднимала их дух, подбадривала, не давала унывать. Она помогала людям научиться помогать себе. Говорила: «Посмотрите на меня. Я — смогла. Сможете и вы».
Нина, действительно, смогла очень многое. Упорным трудом она освоила компьютер — научилась печатать с помощью всё той же палочки, зажатой во рту. Стала работать приходским секретарём своего храма. Дистанционно получила высшее образование. Начала писать и публиковать статьи и книги, в которых обращала внимание общества на проблемы инвалидов. А в 90-х годах ХХ века основала благотворительный фонд. Фонд Нины Дорицци-Малер много помогал российским инвалидам. Направлял из Швейцарии в Москву современные электрические и ручные кресла-коляски, а ещё компьютеры и модемы, которые отправлялись в отдалённые деревни и сёла, чтобы инвалиды могли пользоваться интернетом — ведь для многих из них это была единственная связь с миром.
Нина Дорицци-Малер скончалась в ноябре 2008 года в возрасте 64-х лет. В своей автобиографической книге «Я живу!» она писала: «Нельзя замыкаться в болезни. Наше пребывание на этом свете — не зря. Так захотел Бог. А Он, конечно, знает для чего и зачем, и почему всё в жизни обстоит именно так. Ибо не даёт Господь креста не по силам».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Алтарник. Илья Муромский
![Портрет Муромского Ильи](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/12/Portret-Muromskij-16na9.jpg)
Илья Муромский
В детстве я мечтал стать священником. Лет в 10 — 11 даже сделал из пустующего чердака что-то наподобие храма. Поставил в центре тумбочку. Представлял, что это — престол. Царские врата—из штор. На стены повесил несколько изображений святых — создал подобие иконостаса.
Мечты о священстве только усилились, когда меня взяли помогать в алтаре. В тот момент я себя чувствовал особенно важным и нужным. Выходя со свечой на солею или помогая диакону держать плат во время причастия, я сильно собой гордился.
Как-то раз в гимназии был престольный праздник святого Иоанна Богослова. Мы собрались на литургию в храме, где настоятелем был директор нашей гимназии. Меня переполняли мечты, как появлюсь перед всеми в золотистом стихаре, буду ловить на себе восхищённые взгляды.
И вот началась служба. Я брался за все поручения, чуть ли не отбирая свечу или кадило у других пономарей. Многократно выходил из алтаря за поминальными записками, проходя мимо своих одноклассников.
Подошло время евхаристии. Я, как обычно, считал причастников и записывал их количество на листочке. Отметив всех своих друзей и знакомых, попросил другого пономаря подменить меня, а сам пошёл причащаться.
После принятия Святых Христовых таин зашёл в алтарь потребить запивку. Там уже стояли несколько пономарей, и мы разговорились. Тут зашёл старший алтарник и прямо с порога начинает меня ругать:
«Ты что совсем от рук отбился? Мало того, что всё службу бегаешь туда-сюда, красуешься перед всеми. Ты ещё переложил свои обязанности на другого человека, не доведя их до конца, а теперь разговариваешь в алтаре, да так, что тебя в храме слышно!»
От этих слов у меня внутри всё сжалось. Было больно и обидно. Оставалось только извиниться и дальше тихо стоять в уголке. Хотелось вообще уйти из алтаря. А зачем мне быть там, где подобное отношение? Да, брался за всё подряд. Да, красовался. Но один раз в год нельзя что ли?
Вечером я поделился своими рассуждениями и непониманиями с папой. А он мне сказал: «Какая разница, раз в год или один раз в жизни? Ты находишься в алтаре и служишь Богу, а не собственному имени. Вот тебя Господь и смирил. Поэтому не думай ничего дурного и оставайся в алтаре дальше».Преподобный Макарий Великий говорил: «Господь знает немощь человеческую, что человек быстро превозносится; потому останавливает его, и попускает ему быть в постоянном упражнении и волнении».
Гордыня уничтожает всякую добродетель. Если до неё ты стремился послужить людям и Богу, то под её влиянием уже делаешь вид, что служишь кому-то, а на самом деле смотришь на себя в воображаемое зеркало и восхищаешься. Как сказано в Псалтири: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
«Весна духовная»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/aleksei-zaitcev-1tBuA5FHe6I-unsplash.jpg)
Фото: Aleksei Zaitcev / Unsplash
Так вышло, что в нашей семье первой воцерковилась старшая дочь, Даша. В 14 лет начала она петь в церковном хоре — а я в то время лишь изредка заходила в храм свечку поставить. И представления о Великом посте у меня были самые поверхностные: мяса есть нельзя, яиц нельзя, сыра тоже... Ничего животного происхождения! Это вызывало у меня лишь недоумение: и так-то живём небогато, есть еда — и хорошо, а тут ещё ограничения какие-то... Непонятно, зачем, и вообще — тоска. Даша тем временем начала поститься и отказываться от омлета на завтрак, предпочитая кашу на воде.
Но однажды воскресным утром она ушла в храм, а мне оставила открытку на кухонном столе. Это был очень красивый, яркий картонный прямоугольник: на тёмном фоне — берёзовая ветка со свежими весенними листьями. И слова курсивом: «Великий пост — весна духовная». Сначала моё внимание привлекла, конечно, картинка. Увидеть, пусть на открытке, весеннюю зелень, когда за окном так промозгло и снежно, — уже радость. А потом я задумалась над надписью... Так значит, Великий пост — это не про еду?
С тех прошло много лет. Даша давно уже управляет двумя хорами — церковным и народным. А мне всё ещё помнится то далёкое утро, когда я начала понимать: Великий Пост — это движение к свету, к обновлению, к вечной жизни с Богом... И та берёзовая веточка — помнится.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 февраля. О России и Церкви
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
9 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке в Москве.
В своём первосвятительском слове по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о России и Церкви.
В истории Церкви не должно быть времен, которые бы мы назвали передышкой, отдохновением. И это наше время, которое внешне представляется очень благополучным. Это не время отдыха и не время расслабления. И в первую очередь я бы хотел, чтобы меня услышали, а многие услышат, и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно те, кто является активом в приходах, в епархиях и поддерживает добрые начинания Церкви.
Наша молитва сегодня особенно об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся об этом и говорим: «Многие ополчишася на нас». Я уже об этом говорил неоднократно, еще раз подчеркнул. Ополчились не из-за того, что мы кому-то угрожаем войной или еще чем-то. Нету ничего этого. А за что ополчились? Вот я иногда спрашиваю западных коллег, за что? Ну ясно, если бы мы были бы совсем-совсем другие. Другая бы внешность, другая бы культура, другая бы история. Но мы же часть этого просвещенного мира. В чем дело? Мы же такие. А нам говорят, нет, вы внешне такие. А если вас копнуть, совсем не такие. И они правы. Потому, что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия будучи современным, развитым в научном, в техническом отношении Государством, идет этим путем, где соединяется как бы и вера, и знания, и современная культура с религиозностью современного человека.
Все выпуски программы Актуальная тема