
В 1970-м году в церкви Воскресения Христова швейцарского города Цюриха шла литургия. Наступило время Причастия. Прихожане благоговейно выстроились в очередь к Чаше. Но вдруг среди людей началось шевеление. Народ расступался, пропуская кого-то вперёд. Перед священником оказалась инвалидная коляска. В ней сидела молодая девушка. «Нина», — назвала она батюшке своё имя. Голос глухой, сдавленный, хрипловатый. На лице — отпечаток недуга и страдания. Но глаза девушки светились радостью. В тот день после долгих лет, проведённых в больничной палате, она впервые приехала в храм и причастилась. Так началась новая жизнь Нины Дорицци-Малер — женщины, которая сумела впоследствии не только побороть собственную болезнь, но и найти силы, чтобы помогать другим людям.
Нина Малер родилась в 1944-м году в Швейцарии, в православной семье потомков русских иммигрантов. Долгое время она ничем не отличалась от сверстников. Бойкая, жизнерадостная девочка прилежно училась, занималась спортом, увлекалась туризмом, неплохо пела. Но однажды любимые занятия стали для Нины навсегда недоступны. Это произошло, когда ей исполнилось шестнадцать. Девушка заболела полиомиелитом и оказалась на больничной койке. Её парализовало, способность двигаться она утратила. Даже дышала Нина с помощью специального аппарата — огромного, размером со шкаф. Кислород подавался через катетер, введённый в трахею. Немного шевелились у неё лишь губы и язык. Когда нужно было подозвать медсестру, Нина слегка причмокивала — и это всё, что она могла. Врачи давали неутешительные прогнозы: считали, что девушке осталось недолго. Но прикованная к постели, парализованная Нина хотела жить! Она горячо молилась Богу. И мечтала о том, чтобы снова самостоятельно передвигаться. О доме, обустроенном специальными механическими приспособлениями для людей с инвалидностью.
Нина решила бороться. Под руководством терапевта невероятными усилиями ей удалось научиться сжимать во рту палочку. Постепенно с её помощью, она научилась печатать на машинке! А через некоторое время упорные физиотерапевтические упражнения помогли, пусть и не в полной мере, восстановить голос. Друзья и знакомые Нины собрали средства и приобрели для девушки особое кресло-коляску и новый, лёгкий и мобильный, дыхательный аппарат, который крепился к коляске. Теперь Нина больше не была привязана к палате и выезжала на прогулки в больничный сад. Однажды она встретила там молодого человека по имени Урс Дорицци. Они познакомились, со временем полюбили друг друга. И обвенчались! Урс оборудовал дом всеми доступными по тем временам техническими средствами, чтобы Нина могла самостоятельно по нему передвигаться. После долгих лет девушка, наконец, покинула клинику.
Однажды Нина предложила мужу организовать в их доме что-то вроде приюта для инвалидов — ведь далеко не у каждого есть возможность окружить себя комфортной средой. Урс поддержал идею жены, и скоро у них поселились несколько человек. Для многих это стало возможностью начать самостоятельную жизнь. Тогдашний настоятель Воскресенского храма в Цюрихе, священник Олег Батов, часто навещал Нину. Он вспоминал, что обитатели её дома были общиной, в которой люди по-евангельски несут бремя друг друга. Нина поднимала их дух, подбадривала, не давала унывать. Она помогала людям научиться помогать себе. Говорила: «Посмотрите на меня. Я — смогла. Сможете и вы».
Нина, действительно, смогла очень многое. Упорным трудом она освоила компьютер — научилась печатать с помощью всё той же палочки, зажатой во рту. Стала работать приходским секретарём своего храма. Дистанционно получила высшее образование. Начала писать и публиковать статьи и книги, в которых обращала внимание общества на проблемы инвалидов. А в 90-х годах ХХ века основала благотворительный фонд. Фонд Нины Дорицци-Малер много помогал российским инвалидам. Направлял из Швейцарии в Москву современные электрические и ручные кресла-коляски, а ещё компьютеры и модемы, которые отправлялись в отдалённые деревни и сёла, чтобы инвалиды могли пользоваться интернетом — ведь для многих из них это была единственная связь с миром.
Нина Дорицци-Малер скончалась в ноябре 2008 года в возрасте 64-х лет. В своей автобиографической книге «Я живу!» она писала: «Нельзя замыкаться в болезни. Наше пребывание на этом свете — не зря. Так захотел Бог. А Он, конечно, знает для чего и зачем, и почему всё в жизни обстоит именно так. Ибо не даёт Господь креста не по силам».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер