
Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash
Книга как явление культуры существует давно. С древнейших времён человек пытался зафиксировать свой опыт, открытия, знания для будущих поколений. Сначала это были узелки на верёвке и зарубки на стенах пещеры, затем сырая глина, на которой оставляли знаки специальными палочками. Потом человек придумал и другие способы хранения информации. Например, в Древнем Египте создали папирус — нечто вроде грубой бумаги, его изготовляли из одноимённого растения. Текст распределялся столбцами на длинных рулонах, потом края скреплялись палочками, на которые при чтении накручивались концы папируса. Так появились свитки.
Затем для изготовления книг стали применять пергамент — выделанные шкуры животных, на которых наносили текст чернилами. Если папирус использовали только для свитков, пергамент был уже прототипом нашей современной книги: листы складывались один на другой, закрывались сверху и снизу деревянными дощечками. Однако подобные издания были дорогими в производстве. Поэтому в античной Греции, а потом в Древнем Риме пользовался популярностью более простой способ: писали палочками на дощечках, покрытых воском. Часто такие дощечки связывали вместе и называли «кодекс», в переводе с латинского «ствол». Именно так — кодексами — и стали именовать книги из разрезанных и сшитых деревянных листов. Читать их было удобнее, чем свитки.
Кстати, в 2000 году наши археологи нашли один из древнейших кодексов Руси, Новгородскую псалтирь, созданную около 10 века. Книга содержит несколько псалмов, а состоит она из липовых дощечек с четырьмя страницами, покрытыми воском.
В средние века из Китая в Европу пришла бумага и постепенно заменила и пергамент, и папирус. Из неё стали изготавливать книги-кодексы. А потом произошло и вовсе революционное событие — в середине XV века был изобретён печатный станок.
Огромен путь книги, велико желание человека сохранять и передавать свои знания. Посмотрим, что произойдёт дальше!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое эвфемизмы и зачем они нужны
- Как появились абстрактные слова и выражения
- Полные версии пословиц, о которых мы забыли
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











