Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей, ну какая досада! Утром, когда въезжали в Тамбов, солнце светило. А теперь погода испортилась. Облака набежали. Того и гляди, дождь начнётся...
— Не расстраивайся, Виктор. Мы же с тобой сейчас находимся в Тамбовской картинной галерее. Здесь нам дождь точно не страшен. Да и вообще, у природы нет плохой погоды. И я прямо сейчас тебе это докажу.
— Заинтриговал! Ну что ж, я весь внимание.
— Прекрасно. Тогда взгляни-ка вот на эту картину. И опиши мне свои ощущения от неё — буквально в нескольких словах.
— Нууу... Полотно очень светлое. Яркий пейзаж, от которого на сердце сразу радостно становится.
— Так-так... А теперь подойди поближе и прочитай название.
— Василий Поленов. «Серый день». Ничего себе! Какой же это серый день, когда с картины так и льётся свет? Ты посмотри на краски! Золотое поле убегает за горизонт, кругом сочная зелень, сверкает серебром лента реки. Слушай, Андрей, а таблички с названиями, случайно, не могли перепутать?..
— Нет, Виктор, с табличкой всё в порядке. Эта картина Василия Дмитриевича Поленова действительно называется «Серый день». Художник написал её около 1910-го года. Посмотри внимательно: небо-то на полотне всё в облаках — прямо как сейчас на улице! Но ты прав — несмотря на название, полотно действительно совсем не пасмурно-печальное, оно жизнерадостное.
— И как будто светится изнутри!
— Этот поленовский приём искусствоведы называют «метафизикой света». Живописец видел в природе Божественное начало и таким образом раскрывал его на полотнах.
— И правда, Андрей, когда смотришь на эту картину, видишь не только красоту природы, но невольно ощущаешь и присутствие Творца, Его величие и мудрость, благодаря которой даже серый день становится прекрасен...
— Как сказано в 103-м Псалме: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси...» Это значит: «Как велики дела Твои, Господи: всё Ты сотворил премудро».
— Потрясающие слова... А знаешь, вот смотрю я сейчас на картину, и она напоминает мне тамбовские просторы, которые мы видели из окна автомобиля, когда подъезжали к городу.
— Кстати, Василий Поленов тесно связан с Тамбовским краем. Здесь, в имении Ольшанка, жила его бабушка, Вера Николаевна Воейкова. Художник часто у неё гостил, и запечатлевал на своих полотнах живописные виды Тамбовщины. И хотя география картины «Серый день» точно неизвестна, Василий Дмитриевич вполне мог изобразить на полотне тамбовский пейзаж. По крайней мере, перед нами явно уголок средней полосы России.
— Неброский, но такой прекрасный! Знаешь, Андрей, я теперь понял, что Божественная красота присутствует во всём. И даже самый серый день всегда ею наполнен.
— Я очень рад, Виктор, что художник Василий Поленов своей светлой картиной «Серый день» помог тебе это почувствовать!
Картину Василия Поленова «Серый день» можно увидеть в Тамбовской областной картинной галерее
Все выпуски программы: Краски России
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 52 зач., II, 1-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть те места Священного Писания, которые обличают очень многих людей. Одно из таких мест — звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 2-й главы Соборного послания святого апостола Иакова. В этом отрывке говорится о том, каким образом христианину надлежит относиться к другим людям.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Только что прозвучавшие слова апостола Иакова просты и понятны, их нельзя толковать каким-то иным способом, кроме буквального. Впрочем, обиднее всего не это, а то, что слова апостола не теряют своей актуальности, ведь до сих пор мы судим о людях по их внешнему виду, а также по другим внешним признакам, к примеру, по автомобилю, по занимаемой должности, по брендовой одежде или же по стоимости дома. Апостол совершенно прав в своих размышлениях, действительно, мы с радостью предоставляем успешным в мирском смысле людям лучшие места, мы говорим с ним уважительно, первые устремляемся им на встречу, а знакомством с такими людьми гордимся и хвастаем перед менее удачливыми друзьями. Всё это привычно, и так поступают если не все, то абсолютное большинство.
Стоит заметить, что апостол Иаков отнюдь не советует полностью переключить внимание на нищих и убогих, апостол написал иначе: отношение к человеку не должно зависеть от каких бы то ни было внешних факторов, оно должно проистекать из заповеданной Богом любви к ближнему. Если же мы смотрим на людей как-то иначе, то это, по мнению апостола, грех лицеприятия, ну а если мы согрешаем этим грехом, то «становимся виновными во всём», потому как заповедь Божия едина, и нарушивший что-то незначительное нарушил заповеданное Богом, а потому понесёт ответственность.
Тот факт, что написанные почти две тысячи лет назад слова апостола Иакова звучат сегодня чрезвычайно актуально, указывает на какой-то существенный изъян, свойственный абсолютному большинству людей. Наверное, этот изъян можно определить как страх доверия Богу, вместо этого мы склонны доверять понятным и очевидным внешним атрибутам, одними из которых и являются упомянутые апостолом богатство и власть. Очень хочется надеяться, что в конечном итоге мы научимся смотреть на людей не как на некий ресурс, а как на возлюбленных чад Божиих, созданных по Его образу и подобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Донецк. Протоиерей Александр Матвеевский
Город Донецк был образован в 1869 году как рабочий поселок Юзовка. Особую роль в истории этого селения сыграл протоиерей Александр Матвеевский. Священник поселился в Юзовке со своей большой семьёй в то время, когда здесь ещё не было церкви. Отец Александр собирал людей на богослужения у себя в доме. Он вдохновил паству на строительство храма — сначала деревянного, а затем и каменного. Став настоятелем собора Преображения Господня в Юзовке, Александр Матвеевский устроил школу для детей, организовал православное братство. Прихожане любили пастыря за доброту и самоотверженность. Особенно ярко она проявилась в 1892 году, когда во время эпидемии холеры город охватили бунты. Отец Александр с распятием в руках вышел навстречу обезумевшей толпе и призвал прекратить насилие. Смелый поступок священника многих тогда заставил отрезвиться. Уважение людей — главное наследство, которое Александр Матвеевский оставил своим двенадцати детям. Десять его сыновей стали по примеру отца священниками. Их имена также вошли в историю Донецка.
Радио ВЕРА в Донецке можно слушать на частоте 102,6 FM
«Евангелие от Луки». Священник Антоний Лакирев
А в восемь вечера у нас в студии клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор пойдет об особенностях Евангелия от Луки и о том, что известно о его создании и об авторе этого текста. Поговорим, почему считается, что евангелист Лука был врачом, какие аспекты служения и проповеди Иисуса Христа особенно отмечены в этом Евангелии, как евангелист подошел к подготовке написания повествования о жизни Спасителя и для кого это Евангелие было написано.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер