
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 180 зач., V, 15-21

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно и не нами замечено, что рядом со святыми людьми находиться очень непросто. Дело, конечно же, не в том, что святые кого-то обличают или поучают неприятным для нас способом, нет, проблема здесь в другом: такие люди живут по иному закону, закону, для нас не всегда понятному, святые — это вызов для общества, и потому они зачастую подвергаются гонениям. Конечно, мечта Церкви состоит в том, чтобы все ее чада были святыми, ведь, как написал апостол Павел, тот, «кто во Христе, тот новая тварь», следовательно, тот, кто во Христе, живёт по-иному — новому — закону. Эти мысли святого апостола мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах. Они взяты из 5-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Крещёных людей много, но среди нас совсем немного тех, кто может сказать, что он исполняет слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Более того, далеко не все христиане слышали эти слова, и ещё меньшее число людей задумывались над мыслями святого апостола Павла. Задуматься же здесь есть над чем, ведь если мы продолжаем жить для себя, то можем ли мы называться христианами?
Впрочем, прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, нам стоит подумать о том, что же именно апостол Павел вкладывал в понятие жизни «для умершего за них и воскресшего». Здесь нам на помощь приходит святитель Тихон Задонский, который для разъяснения мысли апостола предложил использовать образ взаимоотношений раба и его хозяина: «Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идёт. Собирай на стол, — и собирает. Христос Господь наш повелевает нам: христианин, люби ближнего, как себя; будь милосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам». Иными словами, всё довольно просто: нужно делать не то, что хочется мне, а то, что требует Христос. Понять же Его требования несложно, достаточно держать в памяти Евангелие и быть знакомыми с апостольскими посланиями. В затруднительных же случаях стоит напрямую в молитве вопрошать Христа о Его воле.
Стоит признать, что так живут очень немногие люди. Если же человек решится последовать словам апостола Павла, и начнёт жить для Христа, то такой человек неизбежно столкнётся со сложностями, которые будут вызваны тем, что его ценности перестанут совпадать с ценностями окружающих его людей. Если для мира интересны деньги, благополучие и здоровье, то живущему ради Христа человеку интересны воля Божия, чистое сердце и Царство Небесное. Согласовать мирские стремления с духовными не представляется возможным, а потому подвижники всегда будут выглядеть странными, непонятными, непредсказуемыми и неудобными. Мир никогда не сможет ни их понять, ни ими управлять, а потому он будет их отторгать. Нам же, то есть тем людям, которые имеют стремление к жизни ради Христа, но ещё не вполне решились на такую жизнь, стоит помнить, что если нам какой-то христианин кажется непонятным и неприятным, то, возможно, мы имеет дело со святым, и нам не стоит спешить его осуждать, а вот попросить молитв о нас у него и нужно, и должно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Маше включиться в активную студенческую жизнь

18-летняя Мария Рубан много лет своим личным примером доказывает, что детский церебральный паралич — это не приговор. С малых лет, несмотря на двигательные нарушения, она стремилась быть активной и упорно старалась догнать сверстников в развитии. В этом ей помогали родные и специалисты. С их поддержкой Маша научилась сначала сидеть, а потом и ходить. Всего она прошла 30 курсов реабилитации в разных городах. И каждый из них приносил свои плоды: улучшалась речь, координация, уменьшался тонус мышц.
Недавно девушка успешно окончила школу и сейчас готовится к поступлению в университет, а в дальнейшем она планирует работать в сфере информационных технологий. Маша живёт в Симферополе, любит море и природу, много рисует и участвует в творческих конкурсах.
Однако некоторые действия по-прежнему даются девушке с трудом. Сейчас её во многом ограничивают неуверенная походка и неловкость в движениях. Чтобы Маша могла чувствовать себя более уверенно, полноценно учиться, общаться и включаться в разные студенческие события, ей необходимо продолжать реабилитацию. Только новый курс семья оплатить не в силах.
Фонд «Мои друзья» открыл сбор средств в поддержку Маши Рубан из Симферополя. И если вы хотите принять в нём участие и помочь девушке пройти реабилитацию, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов