— Эй, кузнец! Акоп возвращается, сын Геворга!
— Эй, пастух! Геворга сын возвращается, Акоп!
— Эй, мужики! Сын Геворга, Акоп возвращается!
— А кто такой Акоп?
— Блудный сын Геворга.
— В смысле, блудный сын?
— Ты что, Библию не читал?!
Не стану утверждать за всех героев этого диалога, но режиссёр киноленты «Хлеб и соль», фрагмент из которой только что прозвучал, Библию читал точно. В 2019-м году Арч-Аспет Шермазанян снял короткометражный фильм по мотивам евангельской притчи о блудном сыне. Картина стала лауреатом православного фестиваля «Покров» в номинации «Лучший фильм», а в общей сложности побывала на 22-х кинофестивалях. По словам режиссёра, зрители из разных стран одинаково эмоционально переживали с героями фильма горе и радость. В такой возможности объединять сердца людей участием и добротой, по мнению Шермазаряна, и заключается сила кино.
В своей картине «Хлеб и соль» режиссёр Аспет Шермазанян перенёс действие евангельского сюжета в Армению 90-х годов. Именно тогда в его семье произошла история, почти в точности повторяющая притчу о блудном сыне. Однажды дядя Аспета уехал из родной деревни. Десять лет от него не было никаких вестей. А потом вдруг неожиданно дядя вернулся. Семья встретила его с хлебом и солью, а он раскаивался и просил прощения за беспутную жизнь вдали от дома. Это происшествие оставило глубокий отпечаток в душе Шермазаняна. С тех самых пор, по признанию режиссёра, его стала интересовать проблематика взаимоотношений отцов и сыновей.
Картина «Хлеб и соль», при своей смысловой глубине, получилась ещё и созерцательной. Диалогов в ней мало. Преобладают так называемые немые сцены. И они говорят зрителю куда больше, чем слова. Например, трогательный эпизод, когда отец, в ожидании сына, устраивает праздник и созывает всю деревню. Прямо на улице он накрывает стол. И гости во главе с хозяином дома с надеждой вслушиваются в звук каждой проезжающей мимо машины. И так несколько часов подряд — пока вдруг не начинается гроза и ливень. Кстати, сцена с непогодой, по словам режиссёра, вышла случайно — во время съёмок небо резко потемнело, разразилась гроза. В итоге этот фрагмент стал одним из самых эмоционально и художественно насыщенных эпизодов картины. «Словно сам Господь помог мне получить такой кадр!», — делился режиссёр в своих интервью.
Итак, все с нетерпением ждут появления Акопа, блудного сына Геворга. Ждёт его и старший брат. За оскорбление, нанесённое отцу и родному дому, он много лет назад поклялся убить Акопа. Все внутренние переживания старшего сына сконцентрированы в одном коротком эпизоде. Он проезжает на машине мимо того места, где отец готовит праздничный пир. Из окна видит парня с деревянной скамейкой в руках. Останавливается рядом и происходит немногословная, но эмоциональная сцена:
— Куда несёшь скамейку?
— Твой отец стол накрывает в честь возвращения твоего брата.
О том, удастся ли старшему брату Акопа совершить задуманное, и чем закончится история возвращения блудного сына на новый лад, зрители узнают, посмотрев короткометражный фильм «Хлеб и соль». Роли братьев в нём исполнили известные артисты современного армянского кино — Хорен и Арсен Левоняны. А отца сыграл художник и фотограф Самвел Севада. На эпизодические роли Арч-Аспет Шермазанян привлёк непрофессиональных актёров — своих родственников и односельчан. Режиссёр признавался: только благодаря поддержке близких людей картина смогла появиться на свет. Случилось так, что денег на съёмки не хватило, и тогда друзья и родные помогли, кто чем мог. Может быть, ещё и поэтому история получилась такой человечной и душевной. Близкие люди всегда придают нам силы, верят в нас, любят и прощают, считает режиссёр Аспет Шермазанян. И об этом — его короткометражный фильм «Хлеб и соль».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер