
Анна Тумаркина
Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. В четырнадцатой главе рассказывается, как святые апостолы Павел и Варнава говорили это своим последователям, желая предупредить и укрепить их.
Однако, я много раз слышала мнение, будто скорби, страдания — нечто, без чего невозможно быть по-настоящему верующим человеком. Что-то вроде пропуска в Царство небесное.
Лично я сама долгое время думала, что так оно и есть. Искала и ожидала всяческих напастей. Изнуряла себя самочинными постами и молитвенными правилами, взятыми не по силам. Даже от Причастия несколько раз отказывалась, считая себя недостойной. Знала, читала, что причащаемся мы не по достоинству, а по милосердию Божьему. И все же сомневалась, даже когда по благословению священника подходила к Чаше. Мой взгляд на этот вопрос изменился, когда я начала заниматься изобразительным искусством и участвовать в выставках. Конечно, лучше такие вопросы задавать священникам, но тогда я еще не созрела для этого. Вращаясь в среде художников, как-то раз услышала от знакомой:
— Ты еще не знаешь, что такое «муки творчества»!
— Муки творчества? — уточнила я, — это, когда завтра сдавать работу на вернисаж, а вместо картины только набросок?
— Нет! — патетично воскликнула моя собеседница, — это, когда ты точно и явственно видишь образ, но изобразить на холсте не можешь!
Я удивилась. Знакомая художница была весьма талантлива. Сложно было поверить, что для нее в искусстве есть что-то трудное. После мне приходилось и от других художников слышать подобные слова. Стало казаться, что муки творчества, как членский билет в Союз Художников. Не мучился, не страдал — далеко тебе до настоящего искусства.
Впрочем, членский билет мне давно выдали, вот только мук творчества к нему не прилагалось. И я начала искать их сама. Садилась писать, даже будучи физически истощенной. Выбирала наиболее тяжелые, драматические сюжеты и образы для картин. А потом... мук становилось все больше, а творчества все меньше. И однажды я поняла, что больше писать не могу. Просто нет сил.
А мне бы вспомнить, что, когда на вернисаж приходят посетители, им не важно, сколько мук испытал художник, пока писал картину. Важно, насколько картина нравится, насколько касается сердца. На этом сфокусироваться, на том, чтобы писать для людей, даря им радость! И с молитвой будешь делать то, что в твоих силах.
Мне кажется, что к скорбям на пути в Царствие Небесное можно относиться примерно так же. Да, они неизбежны. Да, узок путь и тесны врата в Царствие Небесное. А мы несем свой крест вслед за Господом. Но если сознательно на пути чинить себе дополнительные препятствия, брать крест не по силам, можно просто никуда не дойти. Лучше смотреть не на булыжники под ногами, а на Солнце Правды. На Христа. Обращаться с молитвой к Нему. И тогда даже неизбежные на пути скорби будут для нас полезными и спасительными.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Николай Григорьев
Жизнь Николая Григорьевича Григорьева — московского купца 2-й гильдии, основателя крупнейшего в России колбасного производства, храмостроителя и благотворителя — часто сравнивают с судьбой Иова многострадального. Как Иов, Николай Григорьевич был богат, имел большую семью, помогал людям, во всём полагался на Бога. И в конце жизни, подобно библейскому праведнику, со смирением принял обрушившиеся на него испытания.
Николай Григорьевич родился 1 января 1845 года в Ярославской губернии, в селе Ратманово под Угличем. Родители его были экономическими крестьянами — то есть, принадлежали не помещику, а государству. И поэтому фактически были людьми свободными, владеющими даже собственной землёй. Когда Николаю исполнилось 10 лет, отец определил его подмастерьем к колбаснику в Угличе. Колбасное дело в России тогда ещё не было развито. Производилась колбаса в основном в небольших мастерских, и являлась скорее деликатесом, чем повседневным продуктом. Смышлёный паренёк быстро освоил технологию. И в 1861-м, когда ему исполнилось 16, отправился в Москву с мечтою о собственном деле. Но для этого нужно было накопить некоторую сумму. В Первопрестольной Николай устроился на работу. Трудился разносчиком пирожков в Охотном ряду — это был в то время главный рынок города. Потом управляющим в продуктовой лавке. И через несколько лет строгой экономии смог открыть небольшое колбасное производство. И вскоре москвичи потянулись в Охотный ряд специально за «григорьевской» колбасой. Стало понятно, что дело нужно расширять. 29-летний Николай Григорьев выкупил здание заброшенной фабрики на Ордынке. Отремонтировал и переоборудовал её под колбасное производство. Со временем фабрика росла, и постепенно превратилась в огромный комплекс — с 16-ю корпусами и штатом в три сотни человек. На работу к себе Николай Григорьевич звал бывших односельчан. Давал им возможность хорошо заработать в городе, обеспечить семью. Для своих рабочих и служащих фабрикант построил на территории фабрики несколько жилых корпусов, открыл столовую и медпункт.
Дело Григорьева росло и процветало. Он стал поставщиком двора Его Императорского величества. И был щедрым благотворителем. Рядом с фабрикой Григорьева находилась церковь Воскресения Христова в Кадашах, куда ходил молиться сам предприниматель и его рабочие. Николай Григорьевич постоянно помогал храму деньгами. При церкви действовало приходское попечительство о бедных, в работе которого фабрикант принимал деятельное участие. Прихожане Воскресенского храма однажды преподнесли ему благодарственный адрес, в котором были такие слова: «За свою любовь к дому Божию, за свои щедрые пожертвования, московский купец Николай Григорьевич Григорьев достоин величайшей благодарности и всегдашней памяти».
Служил Григорьев и старостой церкви Петра и Павла при Московском сельскохозяйственном институте. Он находился в селе Петровском, где у Николая Григорьевича была дача. На свои средства купец провёл капитальный ремонт храма. А на родине, рядом с селом Ратмановым, в месте, где по преданию когда-то стояла монашеская пустынь, основанная преподобным Сергием Радонежским, построил храм во имя святителя Николая Чудотворца, своего небесного покровителя. К крестьянам родного села и жителям окрестных деревень, Николай Григорьевич относился как к родственникам. Обеспечивал приданным бедных невест. По праздникам отправлял из Москвы в село обозы с подарками. Но пришёл 1917 год, и всё изменилось.
В октябре 1917-го власть захватили большевики. И вскоре к Григорьеву пришли. Его обвинили в том, что он — «церковник», строит храмы, помогает им. И конфисковали всё — фабрику, дом, накопления. Сыновей предпринимателя арестовали и отправили в ссылку. Вскоре после этого, не выдержав горя, скончалась супруга Николая Григорьевича. А он, 72-летний старик, был вынужден скитаться и просить милостыню. В 1918-м году Николай Григорьевич вернулся в Ратманово. 5 лет прожил он на родине, в заброшенной избушке на краю села. А в 1923-м крестьяне нашли его в поле — скончавшимся. Односельчане похоронили его у стен Никольского храма, который он когда-то построил. В 2000 году купец Николай Григорьевич Григорьев, чья жизнь оказалась так похожа на историю библейского Иова, был причислен к лику местночтимых святых — новомучеников и исповедников российских — как пострадавший за веру.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Генетический анализ для Платона Прудникова

В свои 11 лет Платон совсем невысокого роста. У подростка редкое заболевание, которое встречается у одного ребёнка из тысячи. Оно не даёт Платону нормально расти и развиваться физически, а ещё лишает его активной жизни. Ноги быстро устают и начинают болеть, поэтому долгие прогулки с друзьями для него недоступны. И всё же Платон смотрит на мир не с грустью, а с любопытством, ведь в нём столько интересного! Ему нравится узнавать про космос, планеты, звёзды и галактики. Он может часами увлечённо рассказывать об этом другим...
Сейчас в жизни Платона наступил важный и во многом определяющий этап. Подростку необходимо пройти генетическое исследование. Оно поможет врачам определить точную причину болезни, даст прогноз на будущее и, главное, возможность составить правильный и эффективный план лечения.
Для семьи Платона, в которой все силы и ресурсы уходят на постоянную реабилитацию, сумма такого исследования слишком высока. Поэтому на помощь пришёл благотворительный фонд «Страна-детям» и открыл для подростка сбор.
Платон мечтает больше времени проводить с друзьями и гулять без боли. И чтобы это желание воплотилось в реальность, нужна ваша поддержка. Принять любое посильное участие в сборе можно на сайте фонда «Страна — детям».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинства Крещения и Миропомазания». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинствах Крещения и Миропомазания, об их истории и значении. О том, как правильно подготовиться к Крещению, о роли крестных, как совершается крещение, и почему сегодня таинства Крещения и Миропомазания чаще всего совершаются вместе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена таинству Евхаристии (эфир 08.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Федором Бородиным была посвящена таинствам Покаяния и Соборования (эфир 09.12.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











