Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Паша, здравствуй, дорогой, как я рад, что ты пришёл!
— Здравствуй, дядя Андрей! Прости, что давно не был у тебя! Я, правда, закрутился!
— Ну что ты, племянник! Приходи, когда время есть. Не за что тут извиняться.
— Да я представляю, как тебе одиноко вечерами!
— Бывает! Только одиночество — штука сложная! Его не всегда можно разделить. Оно знакомо всем людям, но при этом у каждого своё.
— Как это?
— Одиночество подростка, которому кажется, что его никто не понимает, не похоже на одиночество эмигранта на чужбине. Или монаха, добровольно выбравшего уединение. Или вот, кстати... Видишь, репродукция лежит между книгами на полке. Достань её, пожалуйста...
— Вот, дядя Андрей, держи.
— Это репродукция картины Виктора Киселёва. Работа так и называется — «Одиночество».
— Ты её из журнала вырезал?
— Да. Уж даже и не вспомню, из какого. Саму картину Виктор Киселёв написал в 1956 году, сейчас она хранится в Ульяновском художественном музее.
— Очень содержательная — словно рассказ без слов! Деревенская изба, старик с седой бородой сидит за столом, что-то ест. Только он как будто забыл, что держит ложку в руках — опустил голову, углубился в свои мысли.
— И что же, жалко тебе его, одинокого?
— Нет, «жалко» здесь не подходящее слово. Почему-то кажется, что герой полотна — сильный духом человек.
— Это не кажется. Именно таким и был изображённый на картине отец художника, старый крестьянин Василий Киселёв — мужественным и светлым. Виктор Васильевич постарался вложить эту информацию в своё произведение.
— А как он постарался?
— А вот, смотри. Мы видим Василия Осиповича в профиль на фоне большого окна. За спиной у старика, на стене — семейные фотографии. А прямо перед ним — красный угол с иконами. Очень символично!
— Символично?
— Конечно! За плечами человека — любовь и потери, радости и скорби. На момент создания картины Василий Кисилев похоронил жену, три его сына погибли в Великую Отечественную. И он терпеливо несёт груз прожитых лет навстречу Богу. В молитве находит опору, источник сил, чтобы жить дальше. И, несмотря на все испытания, на душе у старика светло, как светло в его залитой солнцем избе.
— Но ведь один из сыновей героя картины — художник Виктор Киселёв, жив!
— Да. Он тоже воевал на фронтах Великой Отечественной и единственный вернулся домой. И, конечно же, был для родителя утешением и отрадой. Но при этом понимал, что не может до конца развеять одиночество отца, вынесенное в название картины.
— Но почему?
— Потому что тяжесть пережитых бед — это крест. Недаром Виктор Киселёв изобразил на картине «Одиночество» в центре красного угла сияющее на солнце распятие. И только с Богом можно пронести свой крест до конца и не утратить силу воли и духа.
Картину Виктора Киселёва «Одиночество», можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема