Этот портрет появился благодаря стараниям Павла Третьякова. Слава Богу, картина увидела свет: работа над ней шла очень непросто. «Портрет писателя Антона Павловича Чехова» кисти Иосифа Браза отражает сильную личность великого русского творца.

— Ванечка, здравствуй, мой дорогой! Давно ты не заходил к нам в Третьяковскую галерею. Рада видеть тебя!
— Маргарита Константиновна, и я рад вас видеть! Что-то в последнее время большая нагрузка в школе... И пришёл я к вам, собственно, по школьному вопросу.
— Рассказывай, чем я могу тебе помочь?
— Мне нужно подготовить эссе по портрету одного из русских писателей.
— Любого писателя?
— Да, любого. Но желательно из школьной программы.
— Тогда предлагаю взять тебе для эссе портрет Антона Павловича Чехова — работа как раз находится неподалёку от нас, в соседнем зале. Идём!
— О, я знал, что вы мне поможете! Конечно, давайте посмотрим на неё!
— Вот она. Это работа художника Иосифа Браза. Выполнена в 1898 году.
— Кажется, я видел её раньше. Антон Павлович расположился в кресле, обитом тёмно-зелёной тканью, взгляд его устремлён на зрителя. Фигура немного смещена вправо относительно центра изображения...
— Но при этом есть ощущение устойчивости его позы. Наверное потому, что правый локоть писателя свободно лежит на подлокотнике, а левая рука слегка подпирает подбородок.
— Антон Павлович в строгом чёрном костюме, на глазах его пенсне́. Лоб немного напряжён. Кажется, будто герою портрета позировать было нелегко.
— Ты верно подметил, Ваня. Чехову действительно было трудно позировать из-за проблем со здоровьем. Дело в том, что работу над портретом художник Иосиф Браз планировал начать ещё в 1897 году — этот заказ поручил ему Павел Третьяков, который непременно желал иметь в своей галерее портрет Антона Павловича. Но у Чехова началось лёгочное кровотечение, его положили в больницу, и написание портрета пришлось отложить.
— Да, ведь писатель страдал туберкулёзом...
— Когда опасность миновала, Чехов отправился в свою подмосковную усадьбу Мелихово, где Браз продолжил работу над портретом. Но дело продвигалось медленно и трудно. Сказывалось плохое самочувствие Антона Павловича. Портрет явно не получался. Врачи рекомендовали ему отправиться на море, в тёплый морской климат. И Чехов уехал во Францию, в Ниццу, куда за ним отправился и художник Иосиф Браз.
— Ну а там-то, наконец, портрет получился?
— Да. Павел Третьяков оплатил художнику поездку в Ниццу, таким образом работа над портретом была продолжена. И вскоре, в 1898 году портрет был готов и получился замечательным с точки зрения многих искусствоведов. Но сам Чехов отзывался о нём в свойственной ему ироничной форме. О выражении своего лица на портрете он говорил так: «Выражение такое... точно я нанюхался хрену».
— Да, с юмором у Антона Павловича было всё в порядке!
— Он так шутил о портрете: «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой».
— Но согласитесь, Маргарита Константиновна, взгляд за стёклами пенсне, и правда, печален... Сколько всего в этом взгляде! Но не усталость, а скорее, сильные переживания и огромный опыт...
— У Чехова была непростая жизнь. Болезни мучили его. Но несмотря на это, он очень много делал для других людей. И для родных, и для большого числа пациентов, которым он служил как врач. Антон Павлович занимался благотворительностью. На собственные средства построил три школы для крестьянских детей... Его жизнь была настоящим служением.
— И всё это художник Иосиф Браз удивительным образом смог передать во взгляде на портрете Антона Павловича Чехова. Что ж, здесь есть о чём поразмыслить. Спасибо вам, Маргарита Константиновна, за помощь!
— Я рада, что смогла помочь тебе, Ванечка. Приходи почаще к нам, в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема