
Фото: PxHere
«...Нам целый мир — чужбина; \ Отечество нам Царское Село» — эти строки Александра Сергеевича Пушкина из знаменитого стихотворения, которое называется «19-е октября». Именно в этот день в 1811-м году был открыт Императорский Царскосельский лицей — легендарное российское учебное заведение XIX-го столетия. Поэт был в первом наборе воспитанников. А вместе с ним — и многие другие, прославившие впоследствии своими делами Отечество. Воспитать людей блестяще образованных, готовых самоотверженно служить своей Родине — таков был замысел создателей Царскосельского лицея.
Инициатором его основания стал император Александр Первый. А воплотили его замысел в жизнь известные государственные и общественные деятели граф Алексей Разумовский и Михаил Сперанский. За короткий срок им удалось собрать мощный коллектив преподавателей, в который вошли такие известные и заслуженные педагоги того времени, как профессор права Александр Куницын, историк, член Императорской Академии наук Иван Кайданов и другие. Пост директора Лицея занял Василий Малиновский —публицист и просветитель. Лицеистами могли стать юноши дворянского происхождения, получившие для этого рекомендацию от какого-либо высокопоставленного лица. Отдать сыновей на обучение в Царскосельский лицей мечтали представители многих дворянских фамилий. Однако конкурс был чрезвычайно строгим. В том первом наборе из 50-ти претендентов лишь 36 мальчиков допустили до вступительных экзаменов. И только тридцать счастливчиков стали первыми воспитанниками Лицея.
Возраст лицеистов разнился. Например, Александру Пушкину к моменту поступления исполнилось уже 16 лет, а барону Модесту Корфу — всего 11. В основу философии лицейского воспитания легла идея коллективной общности — лицей должен был стать для воспитанников домом, семьёй, особым объединением единомышленников. Неудивительно, что впоследствии выпускники вынесли из его стен крепкую дружбу, которая продолжалась всю жизнь. По своему статусу в системе отечественного образования Лицей приравнивался к университету. Программа обучения была рассчитана на шесть лет. Лицеисты изучали грамматику, историю, право, математику, словесность, закон Божий, этику, изящные искусства. Дисциплина и распорядок дня были строгими: в шесть часов утра воспитанники шли на молитву. Затем завтракали. В семь утра звонил колокол, призывая учеников к занятиям. Они продолжались до 9-ти и возобновлялись после небольшого перерыва на чай. После уроков юноши отправлялись на прогулку. Потом — обед, приготовление уроков. После вечерней молитвы, ровно в 22 часа, воспитанники отходили ко сну. Жили лицеисты на полном пансионе. У каждого была своя отдельная комнатка — с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. С лёгкой руки Пушкина лицеисты называли эти свои жилища «кельями».
Первый выпуск Императорского Царскосельского лицея, который состоялся 9 июля 1817-го года, историки называют «золотым». Он подарил России не только великого поэта, но и таких верных ей сынов, как дипломат Александр Горчаков, мореплаватель и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, поэт Антон Дельвиг. Лицей просуществовал 32 года — с 1811-го по 1843-й. Каждый год, 19-го октября, в день открытия Лицея его выпускники собирались вместе. И каждый из них, вспоминая о лицейских годах, от всего сердца вторил Пушкину: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Все выпуски программы Открываем историю
- Покровский собор. История создания
- Харьковский институт благородных девиц
- Россия на Всемирной выставке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема