В Петроградском районе Санкт-Петербурга, на улице Стрельнинской, в 2023-м году появился Сквер Слепых Слухачей. Этот уголок Северной столицы было решено назвать так в честь героических участников обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
8 сентября 1941-го года началась блокада Ленинграда. В город на Неве пришёл голод, а вместе с ним — ежедневные массированные артиллерийские обстрелы и воздушные бомбардировки. В таких условиях очень важна была противовоздушная оборона. Радары тогда уже существовали, но широкого применения ещё не получили. Сбивать вражеские самолеты помогали звукоулавливатели. Эти приборы представляли собой систему из огромных труб, которые поворачивались в разные стороны по горизонтали и вертикали. Управляли установкой два человека — через наушники они могли услышать звук приближающегося самолета за много километров, и успевали передать информацию зенитчикам, которые сбивали цель на дальнем расстоянии, предотвращая авиаудар по городу. Операторов звукоулавливателей называли «слухачами». Для этой непростой работы требовались люди с исключительно хорошим слухом. Именно поэтому начальнику политотдела Ленинградской армии ПВО Иосифу Геллеру пришла в голову мысль привлечь к работе на звукоулавливателях незрячих людей. Из художественной литературы он знал, что слепые люди обладают обострённым слухом. Специалисты подтвердили Геллеру, что этот факт доказан и наукой. Около трёхсот незрячих людей в то время трудились в блокадном Ленинграде — мастерили щётки для фронтовых прачечных, плели маскировочные сети. Слепые певцы и музыканты выступали в воинских частях и госпиталях. Когда объявили набор незрячих добровольцев для службы в ПВО, почти все они подали заявления. После строжайшего отбора красноармейцами стали 12 человек из Всероссийского общества слепых.
Слепые слухачи смогли «засекать» цели в воздухе на очень большой дальности и высоте, откуда враг не мог с точностью вести прицельное бомбометание. В результате русские зенитчики эффективно уничтожали фашистскую авиацию. Многие из слухачей за самоотверженную службу были отмечены государственными наградами. Медаль «За боевые заслуги» получил ефрейтор Яков Зобин. В его наградном листе написано: «...В период Великой Отечественной войны служил образцом в выполнении воинского долга перед Родиной». К медали «За боевые заслуги» был представлен и слепой слухач Алексей Бойко. В его наградном листе есть такие строки: «Несмотря на физический недостаток — полную слепоту — по боевой тревоге быстро занимает свое место и всегда даёт точные координаты цели. ...Показывает другим бойцам пример, как надо служить Родине». История ефрейтора Бойко нашла отражение в художественной литературе — он стал прототипом героя повести писателя-фронтовика Виктора Шутова «Я знаю ночь».
В память об этих самоотверженных героях в 2023-м году и был открыт в Санкт-Петербурге сквер Слепых Слухачей. Его проектом предусмотрена установка монумента, посвящённого незрячим героям обороны Ленинграда. Одним из авторов памятника стал слепоглухой скульптор Александр Сильянов, который уже в наши дни явил собой пример несгибаемой силы духа.
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема