
Недавно я получил неожиданное пожелание на день рождения. Звучало оно следующим образом — жить так, чтобы видеть новое в привычном.
Надо признаться, что поначалу воспринял его как нечто празднично будничное — вроде как пожелание здоровья, благополучия и счастья в личной жизни. Но спустя какое-то время я рассмотрел, а точнее расслышал это пожелание. И понял, что оно-то и является для меня золотым ключиком к обретению счастья и благополучия.
Здесь стоит пояснить, что долгое время мои жизненные устремления были направлены на приобретение чего-то новенького — от новых туфель с кроссовками до новых впечатлений на зарубежных курортах.
Постепенно само понятие «новое» становилось в моей системе ценностей тем, что является однозначно лучшим, нежели уже имеющееся. И со временем такой алгоритм стал проецироваться не только на одежду или места отдыха, но и на людей.
Например, есть в моем кругу хороший человек, я с ним общаюсь и даже дружу. Но появляется кто-то новый, более яркий, с перспективами, и меня уже тянет к этому новому. А старый друг, который, согласно народной поговорке, должен быть лучше новых двух, становится уже и не особо нужен.
И я почувствовал, что это все похоже на неверность. И уже до предательства — не шаг, а полшага.
Как же выйти из всего этого? Ответ пришел неожиданно. А именно — из того места в Евангелии, где Христос говорит о «роде неверном и прелюбодейном», и даже сетует, восклицая «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». И тут же исцеляет человека, который в новолуния бесновался и бросался в огонь и часто в воду. Христос говорит: «Род сей изгоняется только молитвою и постом».
Эти слова Христовы я воспринял как главный рецепт моего духовного и психического исцеления. Сомнений в том, что мне необходимо усердно помолиться и попоститься, и многое в жизни наладится, у меня не оказалось.
Пришлась вся эта история на Успенский пост. Он краткий, но строгий, выпадает на август, то есть, на разгар отпускного сезона. Конечно, Было искушение отправиться на новый курорт, получить новые приятные ощущения, поесть вкусной еды, но я решил остаться дома и строго поститься.
Могу свидетельствовать, что тот Успенский пост стал одним из самых счастливых периодов моей жизни. На фоне сдерживания вкусовых рецепторов и жажды развлечений, я начал ежедневно замечать что-то умилительно новое в своих близких, что-то пронзительно интересное там, где и не думал этого заметить.
Оказалось, чтобы радоваться и благодарить, достаточно было проявить интерес к тому, что меня и так давно окружало. Именно такое внимание рассеивала моя постоянная нацеленность на погоню за новыми вещами и впечатлениями.
С тех пор я крепко помню об усердии в молитве и посте как о дарованном нам Богом средстве против рассеянности и неверности. Как о способе сосредоточить внимание на поиске нового в, казалось бы, давно знакомых и привычных вещах.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Крепкий аркан

В пещере среди скал жил лев — царь зверей. Пришёл однажды к нему в гости давний приятель — шакал, и лев стал ему жаловаться:
— Эх, совсем я старый стал, не могу охотиться. Целыми днями караулю в кустах оленей и кабанов. А когда приходит время прыгнуть из засады — никого не могу поймать.
— Скажите, господин, а если кабан сам подойдёт к вашей пещере, вы сумеете его схватить? — спросил шакал.
— Конечно, сумею, — ответил лев. — Да разве такое возможно? В наших краях все, кроме тебя, мою пещеру стороной обходят.
— А вот посмотрим, — сказал шакал. — Есть у меня один знакомый кабан, я попробую его привести.
Отправился шакал в лес, нашёл в чаще кабана и говорит:
— Ну, наконец-то! Сколько дней я тебя повсюду искал! У меня к тебе важное известие.
— Ничего хорошего от тебя ждать нельзя, — проворчал кабан, но всё же поинтересовался: — И зачем ты меня искал?
— Как ты знаешь, наш царь стал совсем стар, и он велел мне найти того, кому передаст власть. Это должен быть самый сильный и благородный зверь в нашем лесу. Разумеется, я сразу подумал про тебя и начал повсюду тебя искать. Пойдём вместе к царю, остальное всё он тебе сам скажет.
Привёл шакал кабана к пещере льва и говорит:
— А теперь подойди к царю, поклонись, воздай ему почести, и он передаст тебе власть.
В страхе приблизился кабан к пещере. Лев с рычанием набросился на него, но кабан успел сбросить когтистые лапы со своей головы, да и был таков.
— Опять мне не повезло, — сказал лев. — Теперь сто лет не дождёшься, чтобы к моей пещере кто-нибудь подошёл.
— Ничего подобного: я снова приведу сюда этого кабана, — возразил ему шакал.
— Разве кабан вернётся сюда, если только что чудом избежал смерти? Не на аркане же ты его сюда притащишь? Да у тебя и силёнок не хватит.
— Лежите спокойно в пещере и ждите, мой господин...
Догнал шакал в лесу кабана и говорит:
— Что случилось, приятель? Тебя как будто молния поразила... Почему ты весь задрожал и убежал?
— И ты ещё спрашиваешь? — возмутился кабан. — Ты же сам видел, как лев набросился на меня и хотел съесть!
— Тебе показалось, — возразил шакал, — Царь просто потрогал твою голову, чтобы проверить: подойдёт ли тебе по размеру корона? Теперь он убедился, что корона тебе в самый раз и больше не сомневается, что именно ты должен стать правителем леса.
Обрадовался кабан и снова побежал к пещере. Лев набросился на него, но каким-то чудом кабан опять увернулся и с громким хрюканьем убежал в чащу.
— Не расстраивайся, мой господин, — сказал шакал льву. — Я и в третий раз его сюда приведу. Стремление к власти — очень крепкий аркан.
(по мотивам сингальской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 107. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко люди думают, что их молитва призвана изменить Бога. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 107-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 107.
2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесён выше небес, Боже; над всею землёю да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой,
10 Моав — умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землёю Филистимскою восклицать буду».
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.
Говоря о просительной молитве, многие люди воспринимают её в контексте собственно человеческого опыта просьб и уговоров. Уже в детстве мы научаемся уговаривать старших позволить нам съесть лишнюю конфету, посмотреть лишний мультфильм или отменить наказание, которое кажется нам слишком суровым. У всех в детстве бывали ситуации, в которых за отказом могло последовать согласие, стоило лишь как следует попросить. Но так ли выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, и в своей полноте сокрыт от нас в тайне Божественной жизни. Пробуя ответить на него, всякий сталкивается с антиномией — в Священном Писании мы встречаем идею о неизменности Божией и в то же время видим Его отвечающим на просьбы людей и сменяющим гнев на милость. Кажется, что в Евангелии есть места, в которых Христос прямо указывает на необходимость упрашивать Бога, например, так и говорит: «Просите и дано будет вам». Конечно, в первую очередь Он говорит о спасении, чего люди обычно не понимают и пытаются вытребовать у Бога исполнения самых разных просьб. Но в данном случае важно другое: разве человек, который умоляет Бога о спасении, не меняется внутренне, разве при искренней просьбе его сердце не исполняется доверием к Богу и не оказывается способным воспринять Его любовь?
В псалме, который мы сегодня услышали, явно выделяются две части, первая взята из 56-го, а вторая из 59-го псалма. Можно сказать, что 107-й псалом составлен из двух цитат, причём составлен так, что оказывается не только молитвой, но и диалогом между псалмопевцем и Богом. Разговор начинается со слов Давида, который обращается к Богу с молитвой, исходящей из глубины сердца. Он и его народ в беде и просьба его — это просьба об избавлении от врагов. Примечательно, что истину Божию псалмопевец видит достигающей облаков, в то время как милость Его превыше небес. Отсюда ясна суть просьбы к Богу: «Будь превознесён выше небес», то есть вознесись над справедливостью, будь милостивым.
Ответ, который от лица Господнего даёт псалмопевец, являет верность Бога Своему народу. В удивительных образах Господь показывает молящемуся, что Его власть распространяется на всю землю, что вся она Его, с городами, странами и народами.
Но означает ли это, что Давид уговорил Бога? Очевидно, нет. Дело в другом. Давид правильно настроил своё сердце! Именно поэтому он, вопрошая о том, кто дарует ему победу, признаёт, что защита человеческая суетна и полагаться нужно только на Бога. У Давида, конечно, есть войска, и они, естественно, будут прилагать усилия, для того чтобы победить, но при этом они должны будут помнить, что окончание всех трудов и всех усилий человеческих — от Господа.
Псалом 107. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 107. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 107. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Давида.
2 Готово сердце мое, Боже, [готово сердце мое]; буду петь и воспевать во славе моей.
3 Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
4 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
5 ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя.
6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,
7 дабы избавились возлюбленные Твои: спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю;
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем - крепость главы Моей, Иуда - скипетр Мой,
10 Моав - умывальная чаша Моя, на Едома простру сапог Мой, над землею Филистимскою восклицать буду".
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.