Когда в 1766 году в родовитой парижской семье Ришелье родился мальчик Арман-Эмманюэль, никто и подумать не мог, что спустя 37 лет его будут именовать Эммануилом Осиповичем или просто «нашим Дюком» в новороссийском городе, которой он создаст своими трудами.
Градоначальником Одессы Дюк де Ришелье стал в 1803 году. Но как говорили, градоначальник был, а вот град отсутствовал. Ведь нельзя назвать этим громким словом нищее поселение в дикой степи и четыре сотни разваливающихся строений, в которых проживало восемь тысяч человек.
По прибытии в Одессу Эммануил Осипович поселился в домике без мебели. И взять её было неоткуда. Ришелье пришлось ждать месяц, пока из Херсона ему не привезли стулья. Зато из Окон дома просматривалась улица и можно было наблюдать за строительством театра, который до сих пор считается одним из символов Одессы. Любоваться, правда, времени не было: Ришелье работал по пятнадцать часов в сутки. Он следил за тем, как возводится город, строил соборы и больницы, расширял порт, проводил освещение, налаживал торговлю, привлекал новые капиталы и новых жителей.
Бывая в судах и тюрьмах, Ришелье общался с заключёнными и не раз освобождал невинно осуждённых. Дюк любил разговаривать с простыми людьми: он останавливал их на улицах, задавал вопросы и так узнавал о нуждах одесситов. Горожане и сами шли к нему прямо домой со своими проблемами. Ришелье принимал всех, был безукоризненно вежлив. Он страдал близорукостью и на улице всегда просил сопровождающих, подсказывать ему, на каких балконах стоят дамы, чтобы поклониться. А если шёл один, то кланялся на всякий случай и часто… пустым балконам.
Любимым делом Ришелье было садоводство. Когда он только прибыл в Одессу в ней почти не было зелени. Дюк изучил местную почву и принялся высаживать деревья на пустырях и улицах. Заказав в Италии саженцы акации, Эммануил Осипович лично год за годом украшал ею город. Цветущая акация стала ещё одним символом Одессы.
Бесконечно любивший одесситов, Ришелье заботился об образовании подрастающего поколения. Он учредил институт благородных девиц и коммерческую гимназию. А на их основе создал лицей. Герцог пожертвовал ему своё жалованье за год и подарил книги из личной библиотеки. Это было тем более ценно, что все знали: Ришелье – настоящий бессребреник, состояния у него нет. Правда, была дача, да и ту он продал, так как нуждался в средствах. Но как только у Ришелье появлялись деньги, он их тут же жертвовал городу, поскольку государственное финансирование было ничтожно. А в 1812 году, когда Наполеон вторгся в Россию, француз Эммануил Осипович все свои сбережения отдал на дело обороны.
Он рвался на фронт, но в Одессе началась вспышка чумы, и Дюк не оставил город. За время страшной эпидемии умер каждый восьмой житель. Даже врачи сбегали из Одессы. А Ришелье, показывая чудеса самоотверженности, ухаживал за больными, помогал им деньгами и лекарствами. И сам рыл могилы, когда рабочие, боясь заразиться, отказывались хоронить умерших.
Ришелье прожил в Одессе одиннадцать лет. Приезжих часто шокировал его образ жизни: старая шинель, пешие походы по городу, посещение недорогих лавок, беседы с бедняками. «Он слишком одессит», - говорили чопорные гости. Одесситы же были иного мнения. Они считали Ришелье отцом-основателем города, его Ангелом-хранителем. Как писали в то время: «В Одессе живёт тридцать тысяч человек, и все без исключения любят Дюка».
Александра Первого потрясло преобразование Одессы. Из жалкой деревни она превратилась в цветущий европейский город. Ришелье, к тому моменту уже три года бывшему премьер-министром Франции, сразу наградили высшим орденом Российской империи - орденом Андрея Первозванного.
Когда Дюк умер, всё население Одессы - от первых богачей до портовых грузчиков, собирало деньги на памятник любимому человеку. Открытие монумента превратилось в праздник с салютом и пушечными залпами. И этот знаменитый на весь мир памятник Ришелье стал одним из самых узнаваемых символов Одессы.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема