— Как я рада, что мы заглянули в Воронежский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь интереснейшая коллекция работ Ксении Успенской-Кологривовой.
— Не удивительно, ведь Воронеж — родина художницы. В этом городе она создала большую часть своих картин. Ксения Николаевна дожила до девяноста шести лет, и только в самые последние годы перестала выходить на пленэр — рисовать на природе.
— Она любила писать с натуры, как все большие мастера.
— И потому в её работах столько правдивых подробностей. Взгляните, например, на картину «Мечтатели». Два мальчика лет десяти-двенадцати сидят на берегу водоёма на перевёрнутой лодке. Перед ними голубой простор — водная гладь простирается до самого неба. И зрителю понятно, что это не просто озеро или река, а разлив, захвативший часть суши. Видите, линия электропередач оказалась в зоне затопления, её опора возвышается прямо посреди воды.
— Наверное, героям картины, юным мечтателям, высокая конструкция представлялась мачтой парусника.
— У этой детали изображения большая смысловая нагрузка. Опора электролинии не только напоминает своими очертаниями о морской романтике. Она ещё и символ мощной энергии, которую нужно направить в мирное русло. Ксения Николаевна не понаслышке знала о непредсказуемости подростков — в 1963 году, когда художница писала картину «Мечтатели», у неё подрастал сын.
— Да, интересный ход. Благодаря ему полотно получилось динамичным, хотя мальчики изображены спокойными, в расслабленных позах. Они чуть склонились навстречу друг другу, ведут доверительный разговор. Интересно, о чём?
— Трудно сказать. Обратите внимание — картина вытянута вертикально, полотно в высоту в два раза больше, чем в ширину. Маленькие герои смотрят куда-то вбок, а для зрителей художница ограничила угол обзора. Нам остаётся только догадываться, что ребята видят и обсуждают.
— Может, там чайка поймала рыбу, и мальчики повернулись на всплеск. Или кто-то с берега бросает камушки — пускает «блинчики» по воде.
— Вариантов множество. К тому же, есть вероятность, что тема разговора мечтателей вообще далека от окружающей жизни. Они в этом возрасте могут обсуждать и приёмы дрессировки черепах, и устройство космического корабля. Смело судят о чём угодно.
— Ох уж эта смелость суждений. Как у Достоевского в «Братьях Карамазовых», помните? «Дайте школьнику карту звёздного неба, и он вернет её вам завтра исправленной».
— Вы как будто не одобряете этого школьника, Маргарита Константиновна. А ведь в его желании отредактировать карту неба проявляется не только самомнение, которое жизнь, скорее всего, исправит. Это ещё и готовность постигать новые, неисследованные горизонты. Достоевский любуется горячностью, искренностью, честностью подростков. В своём романе он целую книгу посвятил юным мечтателям, она так и называется — «Мальчики». Её герои вызывают симпатию — пламенный Коля Красоткин, кроткий Илюша Снегирёв. Да и Алёша Карамазов вышел из детского возраста, но не утратил лучших мальчишеских качеств.
— Вы мне сейчас напомнили персонаж детского фильма «Приключения Электроника», Андрей Борисович. Помните, там учитель, которого играет Евгений Весник, выражает надежду, что школьники спасут главного героя. И восклицает восторженно: «Мальчишки! Мальчишки! Они обязательно что-нибудь придумают! Это то, ради чего стоит жить!»
— Так и есть! Отрочество — время, когда чистое сердце горит желанием совершать подвиги и не ведает сомнений, что добро сильнее зла. Недаром этому замечательному отрезку жизни посвящены десятки книг и фильмов.
— И картина Ксении Успенской-Кологривовой «Мечтатели»...
— Верно! Посмотришь на неё, вспомнишь, что и сам был таким же мальчишкой, и на душе светлеет.
Картину Ксении Успенской-Кологривовой «Мечтатели» можно увидеть в Воронежском областном художественном музее имени Ивана Крамского
Все выпуски программы: Краски России
«Вера и сомнения». о. Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Мы говорили о том, почему могут возникать сомнения в вере, как их преодолевать. Какие сомнения могут быть опасны для духовной жизни, а какие, наоборот, могут подтолкнуть к духовному росту.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Добрые слова. Евгения Ульева
Прожив больше 30 лет в браке, я открыла для себя множество секретов счастливой семейной жизни. Одним из них я хочу сегодня поделиться с вами.
Очень важно следить за своим языком. Нежные, ласковые и добрые слова в адрес жены и детей подобны теплому солнечному свету для растений. Лишний раз сказать: «Радость моя, ангел мой, солнышко, сыночек, доченька, женушка» никогда не помешает.
Как на удобренной почве буйно расцветают растения, так и в семье, где принято ласково называть друг друга, цветут нежные бережные отношения. Напротив, в семьях, где принято грубо общаться, обзываться, где распространены насмешки и колкости, создается атмосфера нелюбви, от которой в первую очередь страдают женщины и дети.
Чтобы научиться ласково разговаривать с окружающим, нужны внимание и тренировка. Каждый раз, когда вы обращаетесь к кому-то из своих близких, не поленитесь сказать ласковое слово, даже если эта конфликтная ситуация.
Сам Господь нам заповедовал любовь друг к другу. Но она начинается с ласкового слова, с нежной интонации, с доброжелательного тона. Даже справедливо ругая своих детей, я стараюсь это делать в уважительных и добрых выражениях.
Не сразу это понимание пришло ко мне. Сначала я обратила внимание на такую манеру общения в больших дружных многодетных семьях. В книге «Под кровом Всевышнего» Натальи Николаевны Соколовой, с которой я имела счастье общаться, я прочитала о том, как она ласково обращается со своими детьми. Хотя в жизни была строгая и требовательная женщина, обладавшая благородной внешностью и аристократическими манерами. Тем не менее все ее обращения были полны ласковых и добрых слов.
Велика сила слова: оно может убить, а может воскресить к жизни. Невозможно переоценить важность и нужность доброжелательных слов в каждом доме. Как говорится: «Доброе слово и кошке приятно», а тем паче человеку. Можно цитату какого-нибудь святого поискать на эту тему. Про кошку, конечно, тоже хорошо, но не помешает
От добрых слов оправдимся, а от злых осудимся. Всем нам пожелаю внимания к своим близким, доброжелательного тона и ласкового общения.
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Борис Кустодиев. «Морозный день»
— Как же я люблю Бориса Кустодиева, Андрюша! Ты только взгляни на полотно «Морозный день» — сколько в нём свежести, удали, задора! Смотришь — и на душе становится веселее.
— Радостная картина, что и говорить! Уютная улочка. Невысокие купеческие особняки утопают в сугробах. Деревья покрыты инеем, словно сахарной глазурью. Дворник метлой поднимает снежную пыль. Белый в яблоках конь стремглав несётся в упряжке, по-лебединому выгнув шею. В санях две дамы кутаются от ветра в меха. Концы богатого воротника одной из них развеваются по ветру.
— А на облучке ямщик чуть привстал и натянул поводья — видно, желает угодить своим пассажиркам, подгоняет лошадь.
— Кричит, небось: «Но, родимая!». Полозья шуршат, колокольчик звенит под дугой. Красота!
— Это Саратов изображён? Мы сегодня гуляли по его старинным улицам — очень похоже.
— Нет, Кустодиев создал собирательный образ провинциального города. А прототипом могла послужить и Астрахань, где Борис Михайлович родился, и Кинешма, в окрестностях которой художник построил дачу-терем, и Кострома — там он тоже часто бывал. Да и в Москве можно отыскать такой уголок.
— А как полотно «Морозный день» оказалось здесь, в Саратовском художественном музее?
— Оно было в частной коллекции художника Валентина Юстицкого. Он жил в Саратове много лет, а в 1935-ом, переезжая в Москву, подарил картину здешней галерее.
— Царский подарок! Полотно, в котором оживают преданья старины глубокой!
— На тот момент не такой уж и глубокой старины. С тех пор, как художник написал «Морозный день», внешне жизнь в таких вот городках не изменилась. И на лошадях ещё ездили. И ямщик с картины 1913 года в 1935-ом мог всё так же сидеть на облучке, в том же синем армяке — шерстяном халате, надетом поверх тулупа.
— Ты подчеркнул, что жизнь оставалась прежней внешне. А что в ней изменилось по сути?
— Атмосфера после революции 1917 года стала гнетущей. И в тюрьму тогда могли посадить по вздорному навету, и расстрелять без суда и следствия. И даже дворник, хранитель порядка во дворе, сделался одним из символов террора. Бывало, такие вот простые мужики в валенках и с метлой сотрудничали с властью и принимали участие в арестах.
— Значит, в 1935 году Кустодиев уже не мог бы написать такую весёлую картину?
— Что на это ответить? Помнишь слова апостола Павла «всегда радуйтесь»? Кустодиев понимал, что этот призыв относится не только к благополучным временам. В 1913 году Борис Михайлович страдал от сильных болей так, что не спал по ночам. Врачи не могли поставить художнику диагноз, жизнь его наполнилась тревогой. Этого было более чем достаточно, чтобы погрузиться в мрачное состояние.
— И писать картины в тёмных тонах.
— А они светлы! Взгляни ещё раз на полотно «Морозный день». Ярко-жёлтые, бирюзовые стены домов. За деревьями виднеется малиновое здание храма, и в тон ему — солнце в зените. Цвета как будто выбирал счастливый ребенок, а не измученный болью страдалец. Борис Кустодиев вопреки обстоятельствам носил радость в своём сердце. И нам с тобой досталось к ней прикоснуться.
Картину Бориса Кустодиева «Морозный день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищева
Все выпуски программы: Краски России