
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России
«Пасха. Светлая седмица». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем купить лекарство для Лёши из Воронежа

Лёше Дукмасу из Воронежа 6 лет, и он по-детски радуется всяким житейским мелочам. Например, когда младший брат просыпается раньше и можно побольше с ним поиграть, или когда удаётся выбраться с папой на прогулку в лес. Также Лёше нравится что-нибудь чинить в доме папиными инструментами, ему важно быть полезным.
«У сына есть мечта — стать пожарным или полицейским. Для него они — настоящие супергерои, и он хочет быть таким же храбрым, помогая людям», — рассказывает папа.
В свои 6 лет Лёша уже по-своему храбрый. Полтора года он сражается с тяжёлым недугом. У него в крови не хватает клеток, которые отвечают за свёртывание крови. И это ставит жизнь мальчика под угрозу. А ещё лишает его любимых активных занятий — катания на самокате и велосипеде.
За это время Лёша прошёл сложное лечение: 32 таблетки в день и многочасовые капельницы. Но пока болезнь не отступила. Мальчик знает о своём диагнозе, запоминает результаты анализов и сам собирает вещи перед очередной поездкой в больницу. Он там уже освоился и нашёл друзей, играет с ними в настольные игры.
Сейчас Лёша находится дома, однако по-прежнему остаётся под наблюдением врачей. Чтобы снизить риск обострения болезни, ему назначили регулярные уколы. Препарат, который необходим мальчику — дорогостоящий, и семья не в силах полностью его оплатить, поэтому обратилась за помощью в фонд «ДоброСвет».
«Хочется верить, что однажды ему не придётся проходить лечение, и он сможет заниматься всем, что любит, без ограничений и даже стать пожарным», — делится папа.
Если вы хотите поддержать Лёшу Дукмаса из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление сложностей в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, с какими сложностями, проблемами и испытаниями сталкиваются семьи в современном мире, об их преодолении, и как в этом может помочь опыт Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час