
— Дядя Андрей, а чем тебе так нравится Омский художественный музей?
— О, Паша, это крупнейшая в Сибири сокровищница русской живописи! Здесь есть уникальные полотна, настоящие жемчужины. Например, вот это произведение Василия Сурикова — картина «Монах». Её передали в Омск из фондов Третьяковской галереи в тридцатых годах двадцатого века.
— А в чём уникальность полотна? Выглядит оно скромно. Небольшое по размеру... Не больше полуметра в высоту. Ни красочностью не отличается, ни ярким сюжетом. Просто погрудный портрет.
— Уникальность картины уже в том, что подобных немного в творчестве художника. Суриков больше известен как автор больших жанровых полотен, которые из-за насыщенного колорита некоторые критики называли парчовыми коврами. Помнишь его шедевры — «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни», «Взятие снежного городка»? А тут сдержанная гамма.
— Верно. Профиль монаха изображён на рыжевато-коричневом фоне, в контрастном обрамлении чёрной одежды. Глухой ворот монашеской рясы, высокий головной убор. Кстати, как он называется?
— Клобук. Сзади к нему прикреплено длинное покрывало. На картине оно создает эффект беспросветной темноты за спиной монаха.
— А сам он устремлён в противоположную, светлую сторону.
— В облике молодого мужчины действительно видна устремлённость. Тонкий, с горбинкой, нос делает профиль орлиным, пристальный взгляд небольших серых глаз выражает спокойную сосредоточенность. И художник подсказывает нам, к чему монах стремится.
— Как подсказывает?
— С помощью цветовых рефлексов. Так называется отражение в изображённом объекте того, что его окружает. Мы видим голубые блики на виске монаха, синеватый ореол вокруг черного клобука — словно отсветы неба. Пусть его не видно на картине, но оно — важная часть жизни персонажа.
— Ты говоришь о небе в философском смысле?
— Да, в образном. Прекрасный лазурный купол, простирающийся над землёй, с незапамятных времен служит человечеству символом пространства, в котором обитает Бог. И цель жизни монаха — Царствие Небесное.
— Но ведь Царствие Небесное доступно человеку только после смерти. Как можно ставить себе цель за гранью земного существования?
— Царство Божие, Паша — это жизнь в той полноте, которая только возможна. И прикоснуться к нему можно уже здесь, на земле. Помнишь, Христос в Евангелии сказал: «Царство Небесное внутри вас суть».
— И чтобы его достичь, монахи отказываются от земных радостей?
— Я бы сказал, от развлечений, которые опустошают душу. Подвижники ограничивают себя в удовольствиях, чтобы сосредоточиться на важном. На главном. На общении с Богом. Ведь именно Он — источник подлинной радости.
— Дядя Андрей, а известно, кто послужил прототипом для картины «Монах»?
— Нет, неизвестно. Да это и неважно, Паша. Василий Суриков написал портрет монашества, как явления. Создал образ святого труда, в котором обретается свет вечности.
Картину Василия Сурикова «Монах» можно увидеть в Омском областном музее изобразительных искусств имени Михаила Врубеля.
Все выпуски программы: Краски России
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема