Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Душа поёт, когда мы встречаем Светлое Христово Воскресенье с близкими по духу людьми! Это радостное состояние самого главного православного праздника удалось передать Аполлинарию Васнецову в работе «Пасхальная ночь в Кремле в Москве. Крестный ход».
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Христос воскресе!
— Воистину воскресе! Как же я рада, Никитушка, что ты приехал! Проходи, пожалуйста, располагайся!
— Спасибо, что пригласили, Маргарита Константиновна! Благодаря Вам я впервые встретил Пасху в Москве.
— И какие у тебя впечатления?
— В пасхальную ночь мне всегда очень радостно. А в этом году я ещё почувствовал какое-то особое единство духа верующих. Меня удивило сколько людей собралось на Пасху в Даниловском монастыре — было ощущение, будто вся Москва там! И что поразительно, эти незнакомые лица показались мне такими родными!
— Слава Богу! Недаром православные христиане называют друг друга братьями и сёстрами. Рада, что Пасха в столице запомнилась тебе именно этим! У нас на приходе так многолюдно бывает не только в Светлое Христово Воскресенье. Община наша дружная, сообща молимся, трудимся и праздники встречаем вместе, по-семейному. Подарки друг другу дарим! Сейчас, кстати, покажу, какую красивую открытку мне на Пасху подарила одна из прихожанок. Вот она, смотри.
— Маргарита Константиновна, а что за картина изображена на этой открытке?
— Это работа Аполлинария Васнецова «Пасхальная ночь в Кремле в Москве. Крестный ход».
— Аполлинарий — это родственник художника Виктора Васнецова?
— Да, они — родные братья из семьи священника. Аполлинарий был младше Виктора на восемь лет.
— Вот как. А картина выглядит весьма необычно! Это акварель?
— Акварель и карандаш, а основа полотна — картон на бумаге. Этюдная манера карандашного рисунка здесь удивительным образом сочетается с чёткой композицией архитектуры.
— Да, видимо, благодаря этому контрасту картина и выглядит так эффектно! И ещё Аполлинарию Васнецову, на мой взгляд, удалось передать торжественность момента пасхальной ночи. Наверное, потому что мы смотрим на происходящее сверху. Людей на полотне так много, они заполнили собой всю Соборную площадь Кремля и словно слились в единое целое! Слева движется крестный ход. Интересно, откуда он идёт?
— Из Успенского собора Кремля, на картине мы видим его восточную часть. Успенский собор, который построил итальянский архитектор Аристотель Фиораванти ещё во второй половине пятнадцатого века, раньше считался главным храмом страны. Именно здесь венчали на царство и проводили самые значимые богослужения.
— Маргарита Константиновна, а что это за здания находятся по центру и с правой стороны картины?
— В центре — Патриаршие палаты и домовая церковь Двенадцати апостолов, они были построены по указу патриарха Никона в середине семнадцатого века, а справа изображены колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка.
— Соборная площадь Кремля выглядит впечатляюще, — художник выбрал удачный ракурс. И мне ещё нравится, что и люди, и здания, будто озарены праздничным светом на фоне тёмного неба.
— Аполлинарий Васнецов довольно часто изображал на картинах вечер и ночь, для художника это время суток обладало особым очарованием.
— Маргарита Константиновна, предлагаю сегодня вечером прогуляться по Соборной площади Кремля, если вы, конечно, не против.
— Никита, я только за. Тем более, что погода стоит чудесная!
— И мне теперь очень хочется увидеть воочию эту и другие картины Аполлинария Васнецова. К сожалению, я пока мало знаком с его творчеством. Вы ведь завтра работаете?
— Да, Никита, работаю. И с радостью покажу тебе картину «Пасхальная ночь в Кремле в Москве. Крестный ход» и другие работы Аполлинария Васнецова, представленные в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.