
— Паша, здравствуй! Как я рад, что ты заехал ко мне! Да ещё и не один. Познакомишь со своей спутницей?
— Дядя Андрей! Это Катя, моя невеста. Я тебе рассказывал о ней.
— Здравствуйте, Андрей Борисович, очень рада с вами познакомиться!
— Мы с Катюшей подали заявление в ЗАГС, роспись через месяц!
— Какая замечательная новость! Ну что ж, пойдёмте пить чай, и вы мне расскажете всё по порядку... Так значит, вы женитесь...
— Да, но мы решили не праздновать свадьбу.
— Мы с Пашей сразу после росписи хотели обвенчаться и отправиться в небольшое свадебное путешествие.
— Интересная мысль!
— Вот только мама немного расстроилась. Она хотела разделить эту радость с близкими, собрать родню...
— Я её понимаю, Паша. В России испокон веков было принято играть свадьбы широко, с родственниками и друзьями... А сейчас всё чаще молодожёны отказываются от большого свадебного гулянья, традиции уходят в прошлое.
— А знаете, когда выходила замуж моя прабабушка, во время свадьбы её украли соседи и не отдавали прадедушке, пока он не заплатил им щедрый выкуп.
— Да, случалось и такое... Но знаете, есть один русский свадебный обычай, о котором нам с вами не стоит забывать. Я даже попытаюсь сейчас проиллюстрировать свою мысль... И покажу одну картину. Она находится в коллекции Владимиро-Суздальского музея. Сейчас я найду её в интернете. Называется «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». Да, вот она. Её написал в 1909 году художник Иван Семёнович Куликов.
— Какая яркая, красивая работа! На ней изображена крестьянская семья. Все нарядно одеты...
— Художник изобразил старинный русский обряд — родительское благословение на венчание. Взрослая дочь стоит на коленях перед родителями. Отец держит в руках икону, а мама — хлеб да соль. Справа — близкие родственники, скорее всего, бабушка и сёстры. Одна из сестёр, похоже, уже замужем.
— А как ты это понял, дядя Андрей?
— По её одежде. Платок полностью покрывает голову, а над яркой красной юбкой надет навершник — укороченная рубашка, которую украшали тесьмой, кружевом и вышивкой. Так одевались только замужние женщины.
— А слева от старшей сестры стоит девочка лет десяти — наверное, младшая сестра невесты. Она смотрит на происходящее с любопытством. И её взгляд, как и взоры других героев картины, обращены в центр композиции, на невесту, смиренно склонившую голову перед родителями.
— Верно. Невеста на этой картине олицетворяет одну из заповедей, данных Богом человечеству, — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» Поэтому родительское благословение, тем более перед венчанием, было и остаётся очень важным моментом в жизни.
— А как проходил обряд благословения?
— В разных губерниях по-разному. На этой картине, например, художник запечатлел обряд в крестьянской семье во Владимирской губернии, в городе Муроме — об этом свидетельствует название картины. Невеста и её родители стоят в Красном углу — под домашним иконостасом. Благословляя, отец и мать говорили дочери напутственные слова, желали счастливой доли.
— Они, конечно, волновались за дочку...
— Да. И главное — они молились за неё. Просили Господа и Богородицу даровать новой семье счастье и любовь. Невеста в свою очередь благодарила родителей за то, что вскормили и воспитали её. По сути, родительское благословение перед венчанием было моментом прощания с дочерью.
— Вот почему у всех, кроме маленькой девочки, на картине такие сосредоточенные и серьёзные лица! Получается, что это не просто красивый обряд, а своего рода молитва за невесту и её будущую семью. Особенный, торжественный момент!
— Паша, знаешь, я сейчас подумала... Я обязательно попрошу моих родителей благословить нас с тобой перед женитьбой...
— И может быть, всё-таки устроим небольшое торжество. Поступим по любви к родным, которые переживают и молятся о нас. Ну а свадебное путешествие можно начать с Владимирской области. Помолимся святым мощам покровителей семьи — Петру и Февронии Муромским...
— А ещё вы сможете посетить Владимиро-Суздальский музей-заповедник, где хранится работа Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме».
Картину Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема