Борис Лебединский. «Иркутск. 1717 год» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Борис Лебединский. «Иркутск. 1717 год»

Поделиться Поделиться
Фото: PxHere

— Конечно, Семён, это была неожиданная идея — поехать на выходные в Саранск. Но она оправдалась — оказывается, столько интересного в этом городе! В том числе и здесь, в музее изобразительных искусств. Смотри, например, какая картина необычная, чёрно-белая. Называется «Иркутск. 1717 год». Автор Борис Лебединский.

— Да, Оля, впечатляет! На первом плане река, лодки с парусами. Вдоль берега вытянулась деревянная крепость с башнями. Оцени, как точно художник показал текстуру дерева!

— Тончайшими штрихами! Непонятно только, что за материал Борис Лебединский использовал — краски, карандаш? Смотри, вот тут написано — офорт. Ты не знаешь, что это такое?

— Понятия не имею. Давай спросим у кого-нибудь. Простите, вы не знаете, что такое офорт?

— Я? Знаю. Разновидность печатной техники. Художник наносит рисунок на металлическую пластину и делает оттиски на бумаге.

— Тут и талант художника нужен, и мастерство печатника.

— И, кажется, Борис Лебединский обладал и тем, и другим?

— Безусловно! Это один из выдающихся мастеров офорта. Художнику исполнилось двадцать три, когда он получил свою первую международную награду. Это была серебряная медаль на выставке печатной графики в Лейпциге весной 1914 года. Успех окрылил Бориса. С тех пор он делал всё возможное, чтобы повысить эстетическую, а также историческую ценность своих офортов.

— Историческую?

— Да. Борис Иванович задался целью воссоздавать древние облики русских городов. Для этого он не только изучал научные документы, но и участвовал в археологических и этнографических экспедициях. Объездил всю Сибирь и полюбил её. В 1917 году перебрался из родного Санкт-Петербурга в Иркутск. Этому городу посвящена большая часть работ Лебединского.

— Офорт «Иркутск 1717 года» тоже имеет историческую ценность?

— Безусловно! В нём отразились летописные сведения о крепости, который построили русские первопроходцы на берегах Ангары в семнадцатом веке.

— А что это за сведения?

— К примеру, художник в подробностях воссоздал облик Сергиевской башни — главной в иркутской крепости. Вот она, справа, увенчана шпилем с двуглавым орлом. Прямо под куполом-шатром в ней располагалась звонница, ведь башня служила ещё и колокольней для Спасской церкви. Храм тоже представлен в работе Бориса Лебединского, в самом центре. Это одно из первых каменных зданий в крепости и единственное, сохранившееся до наших дней.

— Но если больше ничего не сохранилось, значит, панораму города можно воспроизвести только условно. А между тем Борис Лебединский даже точную дату указал в названии картины. Почему он утверждает, что Иркутск выглядел так именно в 1717 году — не в пятнадцатом, не девятнадцатом?..

— Дело в том, что в 1716-ом в Иркутском остроге произошёл страшный пожар. Сгорела большая часть крепостной стены, угловая башня, несколько домов. Художник показал, что спустя год всё было восстановлено.

— Не рисунок, а научная диссертация!

— Работу «Иркутск. 1717 год» художник создал в конце своей жизни, в 1969-ом. К этому времени он столько читал об истории города, что картины из прошлого складывались в его воображении, как мозаика. В этом офорте отпечаталась не только металлическая пластина с тонким рисунком, но и любовь художника к северному краю, который стал для него родным.

Картину Бориса Лебединского «Иркутск. 1717 год» можно увидеть в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем