
— Конечно, Семён, это была неожиданная идея — поехать на выходные в Саранск. Но она оправдалась — оказывается, столько интересного в этом городе! В том числе и здесь, в музее изобразительных искусств. Смотри, например, какая картина необычная, чёрно-белая. Называется «Иркутск. 1717 год». Автор Борис Лебединский.
— Да, Оля, впечатляет! На первом плане река, лодки с парусами. Вдоль берега вытянулась деревянная крепость с башнями. Оцени, как точно художник показал текстуру дерева!
— Тончайшими штрихами! Непонятно только, что за материал Борис Лебединский использовал — краски, карандаш? Смотри, вот тут написано — офорт. Ты не знаешь, что это такое?
— Понятия не имею. Давай спросим у кого-нибудь. Простите, вы не знаете, что такое офорт?
— Я? Знаю. Разновидность печатной техники. Художник наносит рисунок на металлическую пластину и делает оттиски на бумаге.
— Тут и талант художника нужен, и мастерство печатника.
— И, кажется, Борис Лебединский обладал и тем, и другим?
— Безусловно! Это один из выдающихся мастеров офорта. Художнику исполнилось двадцать три, когда он получил свою первую международную награду. Это была серебряная медаль на выставке печатной графики в Лейпциге весной 1914 года. Успех окрылил Бориса. С тех пор он делал всё возможное, чтобы повысить эстетическую, а также историческую ценность своих офортов.
— Историческую?
— Да. Борис Иванович задался целью воссоздавать древние облики русских городов. Для этого он не только изучал научные документы, но и участвовал в археологических и этнографических экспедициях. Объездил всю Сибирь и полюбил её. В 1917 году перебрался из родного Санкт-Петербурга в Иркутск. Этому городу посвящена большая часть работ Лебединского.
— Офорт «Иркутск 1717 года» тоже имеет историческую ценность?
— Безусловно! В нём отразились летописные сведения о крепости, который построили русские первопроходцы на берегах Ангары в семнадцатом веке.
— А что это за сведения?
— К примеру, художник в подробностях воссоздал облик Сергиевской башни — главной в иркутской крепости. Вот она, справа, увенчана шпилем с двуглавым орлом. Прямо под куполом-шатром в ней располагалась звонница, ведь башня служила ещё и колокольней для Спасской церкви. Храм тоже представлен в работе Бориса Лебединского, в самом центре. Это одно из первых каменных зданий в крепости и единственное, сохранившееся до наших дней.
— Но если больше ничего не сохранилось, значит, панораму города можно воспроизвести только условно. А между тем Борис Лебединский даже точную дату указал в названии картины. Почему он утверждает, что Иркутск выглядел так именно в 1717 году — не в пятнадцатом, не девятнадцатом?..
— Дело в том, что в 1716-ом в Иркутском остроге произошёл страшный пожар. Сгорела большая часть крепостной стены, угловая башня, несколько домов. Художник показал, что спустя год всё было восстановлено.
— Не рисунок, а научная диссертация!
— Работу «Иркутск. 1717 год» художник создал в конце своей жизни, в 1969-ом. К этому времени он столько читал об истории города, что картины из прошлого складывались в его воображении, как мозаика. В этом офорте отпечаталась не только металлическая пластина с тонким рисунком, но и любовь художника к северному краю, который стал для него родным.
Картину Бориса Лебединского «Иркутск. 1717 год» можно увидеть в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи.
Все выпуски программы: Краски России
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«8-я неделя по Пасхе. День Святой Троицы». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.2:111) и Евангельского (Ин.7:37-52,8:12) чтений в 8-е воскресенье по Пасхе, о дне Святой Троицы, дне Святого Духа а также о днях памяти иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая, праведного Иоанна Русского, святителя Луки Войно-Ясенецкого.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Рождение детей и многодетность». Священник Алексей Дудин

Священник Алексей Дудин
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Поговорим о рождении детей, как чуде, данном человеку от Бога, о многодетности и о взаимной поддержке в семье.
Ведущая: Анна Леонтьева