Эта история случилась зимой. Я первый год училась в институте на вечернем отделении, а утром работала. Жила я тогда в Подмосковье, а вот учиться ездила каждый день в Москву и возвращалась домой уже очень поздно.
Дорога была небезопасной. Она шла от станции сквозь дачный поселок, в котором часто отключался свет. Потом надо было перейти шоссе, а перекресток не регулировался. Очень много там случалось аварий. Поэтому меня на станции встречала мама.
Электрички зимой часто задерживались или отменялись вовсе, и маме приходилось подолгу ждать меня на морозе. В силу уже преклонного возраста ей, конечно, было непросто, особенно в непогоду.
Тот вечер выдался особенно холодным и ветренным. Когда я вышла из электрички, мама стояла, уже сжавшись от холода. Ветер дул в лицо. Мы шли медленно. Скоро и у меня замёрзли ноги, руки и лицо. Как чувствовала себя мама, я даже не представляла.
Последние метры до дома давались особенно тяжело. Руки так замерзли, что вовсе перестали меня слушаться. Дверь в подъезд я открыть не смогла, открыла мама. Зашли в тепло и обе с облегчением выдохнули. Но наша радость оказалась недолгой.
В доме сломался лифт. Мы жили на восьмом этаже и сил подниматься уже не оставалось. Я продолжала нажимать на кнопку в надежде, что он заработает. Но тут услышала стук из шахты сверху. В лифте кто-то застрял. Для меня это значило, что в ближайшее время лифт точно не заработает, и придется подниматься пешком на восьмой этаж.
Внутри все закипело от раздражения и злости на человека в лифте, на погоду, на лифтеров и даже на маму, которая почему-то стояла у дверей лифта и не спешила идти на лестничную клетку, подниматься.
— Мама, пойдём домой, чего ты стоишь?! — я уже еле сдерживала раздражение.
Мама посмотрела на меня очень внимательно, вздохнула и сказала:
— Подожди. Надо пойти к дежурному диспетчеру, вызвать лифтера. Нельзя оставлять ночью человека в лифте.
Как только я представила, что нужно снова выйти на холод и куда-то идти, раздражение и злость внутри меня словно снежный ком увеличились в размерах.
— Я больше не собираюсь никуда идти. Ничего с этим человеком не случится, если он немного посидит в лифте! — ответила я и зашагала вверх по лестнице. Мама пошла на улицу, к диспетчеру.
Пока я поднималась, передо мной стояли глаза моей мамы, уставшие и печальные. С каждой пройденной ступенькой, в груди разрасталось что-то очень тяжелое, похожее на камень. Когда я поднялась на восьмой этаж, у меня уже ручьем текли слезы и не могли остановиться. Мне было стыдно перед мамой, перед человеком в лифте и пред самой собой.
Я уже хотела развернуться и бежать обратно, но вдруг услышала, что в шахте лифта что-то щелкнуло. Это мама уже вернулась с лифтером... И тут я разрыдалась еще сильнее.
Через пару минут кабина лифта дернулась и поехала вниз. Все заработало!
Я дождалась, пока приедет мама. Она вышла из лифта, посмотрела на мои заплаканные глаза и спокойно сказала:
— Все хорошо, пойдем уже домой...
Эта история произошла много лет назад, но я до сих пор помню ее в мельчайших подробностях. Мама мне показала пример истинно христианского отношения к ближнему. Когда, не смотря на непогоду, усталость и позднее время, она, не думая о себе, пошла помогать совершенно незнакомому ей человеку. Потому что ближний этот не только твой друг или человек, которого ты знаешь, а тот, кто именно сейчас нуждается в твоей помощи.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» говорится в Евангелие от Иоанна. И в тот зимний вечер эти слова исполнились в полной мере.
Автор: Анастасия Битиева
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 85. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть совершенно замечательный эпизод: ко Христу за помощью обратился отец больного ребёнка, в ответ Господь сказал, что по вере всё возможно, в том числе и исцеление, реакция отца страдающего мальчика стала впоследствии крылатой фразой — «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Непоименованный отец выразил суть обретения веры: её даёт Спаситель, и без Него мы не можем веровать, следовательно, не можем и жить так, как заповедует Бог. Эту мысль мы можем найти в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 85-м псалме. Давайте послушаем его первую часть.
Глава 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Только что мы услышали довольно пространное молитвенное размышление, которое принадлежит перу царя Давида. Началось оно с традиционного для молитв упоминания себя самого — Давид написал о себе как о бедном и нищем, конечно, в сравнении с Богом, ведь в сравнении с Ним любой человек не только беден и нищ, но и вообще незаметен, любое проявление гордыни рядом с Богом — свидетельство духовной слепоты, гордыня лишает человека возможности молиться, ведь гордец не может сосредоточиться на Боге, он сосредоточен на себе самом. Поэтому молитвенное размышление Давида самой первой своей строкой приводит его и нас в нужное состояние — состояние глубокого смирения.
Далее автор псалма произносит ряд прошений, перемежая их с восхвалением Бога. Опять же, стоит понимать, что эти восхваления нужны не Богу, они призваны удержать сердце молящегося человека в состоянии смирения, довольно непросто думать о себе самом великое после, к примеру, таких слов псалма: «Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).
Здесь же мы находим мысль, которая очень близка Евангелию: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего» (Пс. 85:11). Давид свидетельствует, что человек по своей собственной воле не может исполнять заповеди Божии, более того, человек сам по себе не в состоянии захотеть это делать.
Конечно, мы можем попытаться не согласиться со словами псалма, но здесь стоит задать самим себе вопрос: если мы воцерковились в зрелом возрасте, то что мешало нам сделать это раньше? Это во-первых. А во-вторых: где взять желание исполнять Христовы повеления? И каким образом оно рождается в человеке? Если же смотреть шире и обратить внимание на жития святых, то мы найдём в них немало описаний жизни людей, которые пришли к Богу далеко не сразу, Бог их буквально вырвал из среды греха, вложив в сердце стремление к праведной жизни. Один из самых ярких примеров такого рода — всем прекрасно известная преподобная Мария Египетская.
Слова 85-го псалма — это и «прививка» против осуждения. Если кто-то ещё не чтит Бога должным образом, то, возможно, не пришло нужное время, и если мы видим таких людей, то не стоит раздражаться, недоумевать и оскорбляться, нужно поступать так, как поступил царь Давид в отношении себя самого, нужно помолиться, чтобы Господь наставил этих людей на истину Свою, чтобы утвердил их сердца в страхе имени святого Своего.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент в околоцерковный обиход вошло страшное по своей сути выражение: «Не согрешишь — не покаешься». Если поинтересоваться происхождением этого выражения, то мы узнаем, что оно довольно древнее, и его развёрнутую форму можно найти в сборнике пословиц русского народа, составленным Далем. Можно попытаться реконструировать, что же именно подразумевала пословица: грех толкает человека к переосмыслению жизни, и таковое переосмысление способно помочь прийти ко Христу. Это действительно так. Но как быть, если человек словами «не согрешишь — не покаешься» прикрывает свои повторяющиеся грехи? Допустимо ли такое поведение? Ответ нам даёт звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 5-й и 6-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Скорее всего, этот ответ многим из нас не понравится, но тем не менее давайте его внимательно послушаем.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол задал всем нам очень простой, но предельно важный вопрос: до какого времени мы будем считать себя детьми? Конечно, речь шла о духовной жизни, о том, что многие христиане крайне легкомысленно относятся к своим собственным грехам, полагая, что их грехи — это милая шалость неразумного ребёнка, а потому любящий Бог не может их не простить так, как любящие родители прощают любые шалости своих детей.
По мнению апостольского послания такая логика глубоко ошибочна: мы взрослые, а Слово Божие — это не родительские наставления, это закон жизни, и если сравнивать его с родительскими запретами, то оно значительно ближе к запрету играть на железнодорожных путях, чем к запрету лакомиться конфетами перед обедом. Конфеты легко простить, а вот в случае игр рядом с движущимися поездами может оказаться так, что прощать будет попросту некого. Заповеди Божии устроены так же: может оказаться, что прощать некого. Не потому, что человека постигла мгновенная кара после совершения греха, нет, причина глубже: покаяние — дар Божий, и этот дар, как и любой другой, нельзя обрести на пути греха, можно совершить ужасные вещи и не ощутить ни малейшего признака раскаяния, причина же в том, что грех убивает душу, делая её неспособной к восприятию Божией благодати. И именно об этом предупреждает нас апостол.
Вместе с этим апостолу непонятно, как может отпасть от Бога тот, кто вкусил дар небесный и стал причастником Духа Святого, и вкусил «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр. 6:4–5). Ещё более апостолу непонятно, каким образом такой человек может быть обновлён покаянием, ведь он «снова распинает в себе Сына Божия и ругается Ему» (Евр. 6:6). Да, толкователи этих слов апостольского послания к Евреям полагают, что речь здесь идёт лишь о вероотступничестве, которое в полной мере невозможно искупить покаянием, но нам стоит помнить, что и любой другой грех — это тоже вариант вероотступничества, пусть и менее опасный, пусть и прощаемый, но тем не менее — это всё те же духовные игры на железнодорожных путях, которые имеют немалый риск закончиться трагедией, от которой пусть всех нас избавит Всемилостивый Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарить надежду болеющим детям в рамках акции «Зажги созвездие мечты»
У семилетней Даши Павловой есть мечта — однажды выйти на большую сцену и спеть свою песню. Она любит надевать нарядные платья, мамины туфли и устраивать для близких домашние концерты. В такие минуты она чувствует себя настоящей артисткой и забывает про все неприятности.
Даша живёт с пересаженной почкой и вынуждена постоянно принимать лекарства. В полтора года у неё обнаружили опухоль, долгое время девочка находилась в больницах. Но после операции по пересадке почки у Даши появилась возможность вернуться домой, свободно гулять, играть, общаться и, конечно же, петь. Однако на этом лечение не закончилось. Чтобы поддерживать свой организм и пересаженный орган, Даше нужно всё время принимать дорогостоящие препараты, которые не выдают бесплатно. Без них она может лишиться обычного детства и снова оказаться в больнице.
В этом году Даша пошла в первый класс, а ещё записалась в хор, чтобы стать ближе к своей мечте: связать жизнь с пением и музыкой.
Сейчас этой семилетней талантливой девочке нужна поддержка. Чтобы помочь Даше Павловой и другим детям, которые нуждаются в дорогостоящих лечении и реабилитации, фонд «Настенька» запустил акцию «Зажги созвездие мечты». На странице акции можно прочитать истории и мечты болеющих детей, а также оставить для них любой благотворительный перевод. Ваше участие подарит ребятам шанс на здоровое будущее. Ссылка на сайт акции «Зажги созвездие мечты» размещена на сайте фонда «Настенька» и на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











