Конец второго тысячелетия до Рождества Христова. Еврейским народом управляют так называемые судьи. Но людей больше не устраивает такой порядок. «Поставь над нами царя, чтобы он правил нами!» — просят израильтяне пророка Самуила. И пророк, получив знак от Бога, соглашается помазать на царство Саула, сына знатного иудея по имени Кис.
История первого еврейского царя, избранного на царство самим Богом, но не справившегося со своей миссией, уже много веков вдохновляет художников и писателей. Однако ни историки, ни археологи долгое время не находили никаких материальных свидетельств существования Саула. Был только письменный источник – Первая и Вторая книги царств Священного Писания. Так продолжалось до тех пор, пока в 1922 году американский археолог Уильям Олбрайт не начал раскопки на холме Телль эль-Фуль.
ЭКСПЕРТ:
В Иерусалиме на холме Телль эль-Фуль были обнаружены четыре угловые башни округлой формы, соединенные двойной стеной. Внутри находился открытый двор. Это были руины древней крепости. Специалисты исследовали стены, разбросанные среди руин глиняные черепки и другие артефакты. Все найденные предметы относились ко времени правления царя Саула.
Что же это была за крепость? Мы знаем, что, став царем, Саул сделал столицей Израиля свой родной город ГИву. Сопоставив факты, ученые пришли к выводу, что холм Телль эль-Фуль и есть древняя ГИва СаУлова. А обнаруженные во время раскопок руины - ничто иное как первый царский дворец в истории Израиля. Причем не просто дворец, а дворец-крепость. Именно здесь Саул правил, в окружении ближайших друзей. Отсюда вел войну против враждебных племен филистимлян.
Подобная резиденция вряд ли пришлась бы по вкусу монархам Египта, Сирии или Месопотамии. Однако ее простота вполне подходила по духу Саулу, который был, прежде всего, воином, а не сановником. Библия говорит о нем как о талантливом полководце и харизматичном лидере. Он не любил роскоши, не требовал особых почестей. Первый царь Израиля лучше всего чувствовал себя в походном шатре, а не в монарших хоромах.
ЭКСПЕРТ:
Находки на холме Телль эль-Фуль свидетельствуют о том, что обитатели дворца жили крайне скромно. Прялки, жернова для перемалывания зерна — все это обычно находят в домах простых израильтян. Удивительно, что эти предметы могли находиться в царском дворце. Также было найдено большое количество грубых закопченных горшков для готовки пищи, небольших мисок и тарелок. Керамика чисто функциональна и практически лишена каких-либо украшений. Самые изящные изделия - небольшие черные полированные кувшинчики для благовоний и желтовато-коричневые кувшины, украшенные круговыми красными полосками.
Как и все лучшие здания того времени, дворец имел не менее двух этажей. Семья Саула жила на втором этаже. С угловых башен защитники дворца-крепости стреляли из лука и бросали камни в неприятеля. Этим объясняется огромное количество бронзовых наконечников стрел и каменных снарядов для пращей, найденных на территории крепости.
Участь царя Саула была печальной. Со временем он начал злоупотреблять своей властью, стал мрачным и гневливым. Священное Писание сообщает, что в неравной битве с филистимлянами погибли три его сына. Сам Саул, покрытый ранами, боясь попасть в руки неприятеля, пал на свой меч и умер. Когда филистимляне обнаружили среди павших тело царя, они послали гонцов по всей филистимской земле, чтобы возвестить о победе. Оружие Саула пожертвовали в храм языческой богини Астарты, а тело повесили на городской стене. Евреи сняли мертвого царя со стены и похоронили в ближайшем селении. Впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца близ ГИвы. Так родной город первого царя Израиля, бывший свидетелем его успехов и побед, стал и местом его упокоения.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!