На неуклюжих колёсах тела странствует душа моя, по миру соблазнов и обмана, пытаясь неповоротливостью и массивностью своей доказать свою значительность. Господи, как боязливо прилепилась моя душа к колёсам бренным! В ослеплении своём думает, что, если сорвется с колёс, падёт ещё ниже. Будто не в одном прахе пребывают и тот, что у дерева, и тот, что под деревом.
В страхе и неведении всецело предалась душа моя телу, лишь бы дольше и медленнее оно несло её по дороге, в конце которой — неизбежная смерть.
Господство своё и реальность свою единственную, телу душа моя уступила, уступила из страха и неведения. Уступила слепому зеркало, а слепой разбил его в куски.
Вспомни рождение своё, душа моя, была ты как луч солнечный, а тело твоё — как свет месяца. Была ты чистой и прозрачной как свет солнечный, а колёса твои — быстрыми как свет.
Знала ты, что в тебе ценность, а не в колёсах, что колёса — тень твоя. Страха ты не знала, ибо прозорлива была и видела себя на крыльях силы и бессмертия.
Колёса неуклюжие, на которых влачишься ныне, по своей воле, по своему страху и неведению сотворила себе. Ни тебя, какой ты сделалась, ни тела твоего, каким ты его сделала, Господь сотворить не желал. Чтобы спастись от полумрака, в который желания тебя ввергли, погружалась ты в густой мрак, пока не помрачилась совсем и не отяжелела, и не выкроила себе наряд по мерке своей. И предала всё достоинство своё рубищу бесформенному, лишь бы от страха тебя укрыло.
Вручила ты бытие своё тому, кто не мог сохранить его и всё потеряла, и сама, как и тело твоё, стала призрачной и пугающей тенью. Ибо бытие — святыня и только задумают вынести его на продажу, покидает она и купца и продающего, и одинаково удаляется от них.
Потому, душа моя, не только бытие телесных одежд твоих отрицал великий мудрец индийский, но и твоё бытие, душа моя. Но если Бог сойдёт в тебя и родится в тебе, обрадуешь ты печального мудреца индийского, сидящего на лотосе в раздумьях, ибо вернёшь ты утраченное бытие. Поистине, всё бытие в Боге, и нет вне Бога бытия даже с зерно горчичное.
Вот, вижу в тебе уголок один, словно освещённую свечой пещеру в огромной, мраком окутанной горе. Чем дольше смотрю я на свет в тебе сокрытый, тем более напоминает он мне исконную девственную красоту твою, душа моя. От созерцания моего разрастается свет и всё яснее проступает в нём чудный лик девический. Словно солнечный луч, облечённый в свет месяца.
В нём спасение твоё, душа моя трепещущая. В нём жизнь твоя, всё остальное — гибель. Если бы только ты могла раздуть этот малый свет в огромный факел и внести его в мои ум и сердце.
Воспряни, душа моя, и не отрывай взгляда своего от пещеры, где обитает девица малая. Се, из пещеры этой придёт избавление твоё. В ней хранится сила нерастраченная, нетронутая красота и бессмертие непроданное.
Вне пещеры, вне души моей, где дева рождает Бога, всё, вместе с колёсами неповоротливыми тела моего — тень и прах.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 225 зач., IV, 14-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы нередко бросаемся из крайности в крайность: то хотим управлять и уверены, что знаем, как надо; то, оскорбляясь, что нас не принимают во внимание, уходим в себя и демонстративно не хотим ни в чём участвовать. Но есть ли какая-то золотая середина и как её найти? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Обращаясь с письмом в Ефес, апостол Павел писал всей местной общине. Его дело, как дело апостола, состояло не в том, чтобы решать частные вопросы, он стремился показать отдельным людям, что их христианское служение — часть жизни всего тела Христова. Причём осознать это должны были не только руководители общины, но и все верующие. Многим людям, особенно не обременённым большой ответственностью, свойственно скатываться в инфантилизм, детское поведение, в котором многое кажется неважным и человек не обращает внимание на опасности, которые его окружают. Как человек духовно взрослый, апостол предупреждает учеников от такого подхода. Ведь одно дело действительно быть ребёнком, много не знать, не иметь способности осознать себя и свою роль в происходящем, не понимать к чему ошибка приведёт в будущем. Дети не просто не хотят, они именно неспособны к подобного рода оценкам, почему с них никто во всей полноте и не спрашивает. Другое дело — взрослый человек, которому преподано учение. Он не может сказать, что чего-то не знал или не понимал, к чему приведёт тот или иной поступок. И дело не только в том, как сказывается такое поведение на его личной жизни. Его мысли, чувства, оказывают влияние на всё Тело Церкви, на всех людей. Это значит, что верующим стоит внимательно смотреть за тем, что лежит в основе их поступков, что ими движет: соперничество или соработничество, ревность или любовь. По мнению апостола, совместное взращивание тела Христова возможно только на основе любви. Той любви, которая соединяет невидимыми связями даже людей внешне не очень связанных. Так, например, влияние начальника на подчиненного кажется огромным, ведь он даёт поручения и спрашивает о его исполнении. Но и влияние подчиненного огромно, потому что, если он сделает что-то неправильно или откажется делать вовсе, план руководителя не будет исполнен. Таким образом старшие и младшие, большие и малые — все мы зависим друг от друга и каждый должен найти своё место перед Богом и другими людьми. Апостол формулирует это очень просто и в то же время глубоко. Он говорит, что все члены общины призваны действовать в свою меру, то есть говоря современным языком: по своей должностной инструкции. И когда всё это оказывается пропитано не формализмом и бюрократией, но любовью, тело Христово растёт и созидает само себя в любви.
Конечно, вместе с ефесянами, апостол обращается к каждому из нас. Мы, будучи священниками и мирянами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными, призваны задумываться о своей мере, о том, чего ждёт от нас Бог и что приведет нас к общему благу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Знакомые слова с незнакомым значением
Не секрет, что круг чтения современного человека сузился. Из-за этого сократился личный словарь и изменился речевой портрет человека.
По опросам исследователей, многие представители молодого и даже зрелого поколения не могут объяснить, что такое манускрипт, лакуна, моцион. Топинамбур путают с тамбуром, а турнепс считают названием динозавра.
Лингвисты дали своё название словам, значение которых мы не знаем — это термин «агнонимы». От слова «гнозис» — «знание» с прибавлением отрицательной приставки «а».
К агнонимам относятся и вовсе незнакомые понятия, и те слова, которые мы употребляем ошибочно.
Вспоминается курьёзный случай в классической литературе. У Ивана Сергеевича Тургенева в повести «Степной король Лир» есть такое место:
«...дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». На это Афанасий Фет отреагировал в одном из писем: «Тургенев...заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?» Вы, наверное, поняли, что Тургенев спутал большую люстру, паникадило, с кадилом — небольшой курильницей благовоний.
Итак, мы видим, что и мэтры подчас не знают значение некоторых слов. Что же говорить о нас и нашем времени.
Однако проблема решаема: всегда есть возможность расширить кругозор и пополнить свой личный вокабуляр. Например, весьма полезно читать Толковый словарь Владимира Даля. Где мы найдём много занимательных сведений: как говорили люди полтора века назад; какие слова мы уже не употребляем; и сколько, оказывается, интересных звучных слов мы ещё можем использовать.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«М.Ю. Лермонтов — поэт и его время». Сергей Шаулов
У нас в студии был заведующий Домом-музеем Михаила Юрьевича Лермонтова в Москве Сергей Шаулов.
Разговор шел о поэзии Лермонтова, как она раскрывает его внутренний мир, а также о том, каким видели поэта его современники.
Все выпуски программы Светлый вечер