
На неуклюжих колёсах тела странствует душа моя, по миру соблазнов и обмана, пытаясь неповоротливостью и массивностью своей доказать свою значительность. Господи, как боязливо прилепилась моя душа к колёсам бренным! В ослеплении своём думает, что, если сорвется с колёс, падёт ещё ниже. Будто не в одном прахе пребывают и тот, что у дерева, и тот, что под деревом.
В страхе и неведении всецело предалась душа моя телу, лишь бы дольше и медленнее оно несло её по дороге, в конце которой — неизбежная смерть.
Господство своё и реальность свою единственную, телу душа моя уступила, уступила из страха и неведения. Уступила слепому зеркало, а слепой разбил его в куски.
Вспомни рождение своё, душа моя, была ты как луч солнечный, а тело твоё — как свет месяца. Была ты чистой и прозрачной как свет солнечный, а колёса твои — быстрыми как свет.
Знала ты, что в тебе ценность, а не в колёсах, что колёса — тень твоя. Страха ты не знала, ибо прозорлива была и видела себя на крыльях силы и бессмертия.
Колёса неуклюжие, на которых влачишься ныне, по своей воле, по своему страху и неведению сотворила себе. Ни тебя, какой ты сделалась, ни тела твоего, каким ты его сделала, Господь сотворить не желал. Чтобы спастись от полумрака, в который желания тебя ввергли, погружалась ты в густой мрак, пока не помрачилась совсем и не отяжелела, и не выкроила себе наряд по мерке своей. И предала всё достоинство своё рубищу бесформенному, лишь бы от страха тебя укрыло.
Вручила ты бытие своё тому, кто не мог сохранить его и всё потеряла, и сама, как и тело твоё, стала призрачной и пугающей тенью. Ибо бытие — святыня и только задумают вынести его на продажу, покидает она и купца и продающего, и одинаково удаляется от них.
Потому, душа моя, не только бытие телесных одежд твоих отрицал великий мудрец индийский, но и твоё бытие, душа моя. Но если Бог сойдёт в тебя и родится в тебе, обрадуешь ты печального мудреца индийского, сидящего на лотосе в раздумьях, ибо вернёшь ты утраченное бытие. Поистине, всё бытие в Боге, и нет вне Бога бытия даже с зерно горчичное.
Вот, вижу в тебе уголок один, словно освещённую свечой пещеру в огромной, мраком окутанной горе. Чем дольше смотрю я на свет в тебе сокрытый, тем более напоминает он мне исконную девственную красоту твою, душа моя. От созерцания моего разрастается свет и всё яснее проступает в нём чудный лик девический. Словно солнечный луч, облечённый в свет месяца.
В нём спасение твоё, душа моя трепещущая. В нём жизнь твоя, всё остальное — гибель. Если бы только ты могла раздуть этот малый свет в огромный факел и внести его в мои ум и сердце.
Воспряни, душа моя, и не отрывай взгляда своего от пещеры, где обитает девица малая. Се, из пещеры этой придёт избавление твоё. В ней хранится сила нерастраченная, нетронутая красота и бессмертие непроданное.
Вне пещеры, вне души моей, где дева рождает Бога, всё, вместе с колёсами неповоротливыми тела моего — тень и прах.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема