
Богоносцы, вы — соль земли, вы — свет миру. Если и вы обессилите и свет потеряете, мир станет пустой скорлупкой жизни, кожей змеи, которую оставляет она в тернии.
Вы поддерживаете небесный огонь в прахе земном. Если и вы погаснете, мир станет кучей пепла за вратами жизни.
Смертоносцы рассуждают о жизни вашей, ибо своей не имеют.
Клятвопреступники клянутся Богом вашим, ибо своего не имеют.
Лжец оправдывается истиной вашей, ибо своей не имеет.
Неправедный укрывается вашей праведностью, ибо своей не имеет.
Отчаявшийся утешается упованием вашим, ибо своего не имеет.
Мудрецы земные по обочинам ищут мудрости, и возвращаются к вашей, ибо другой не обретают.
Немощные гонят вас, ибо боятся силы вашей, а сами её понести не могут.
Боязливые завидуют храбрости вашей, ибо сами не имеют храбрости.
Нет богаче вас, смотрите: все у вас просят, вам же никто ничего дать не может. Нет богаче вас, ибо Бога имеете. Богаты вы, ибо вы Богоносцы.
Душа ваша — колыбель Бога Живого. Сердце ваше — престол Его. Ум ваш — гора Синайская, где Он один на скрижалях пишет и глаголет.
Грядите свободно с Богом в себе; не собьётесь с пути и без ночлега не останетесь. Свободно входите с Ним во врата дня, и день вашим будет. Свободно входите с Ним во врата ночи и ночь рассеет чудовищ своих и явит свои чудеса.
Не продавайте сокровища своего, ибо мир не имеет чем заплатить за него.
Не предлагайте мены вселенной, ибо нечего ей дать вам, кроме самой себя. А вся она, словно бумага в сравнении с золотом. Сгорит однажды и обратится в пригоршню пепла. Умрёт ли? Уже мертва она без духовного сокровища вашего.
Всё пространство её не может вместить сокровища вашего.
Время не может исчислить сокровища вашего.
Мир гонит вас, ибо вы имеете мир, а он не имеет.
Мир завидует вам, ибо вы имеете сокровище, а он не имеет.
Мир боится вас, ибо сила у вас, а он — бессилен.
Мир ненавидит вас, ибо вы — блаженны, а он — несчастен.
Не раздражайтесь на мир и не подливайте масла в огонь. Ибо весь мир горит огнём злобы.
Вы говорите, одиноки вы? Разве гробы — сообщество вам? Один живой на кладбище менее одинок, чем сами мёртвые на кладбище.
Вы говорите мало вас? Но зато вооружены вы. А противники ваши — рабы, в цепи закованные.
Без вас мир не имеет жизни. Вы — вены, по которым в мир жизнь вливается.
Без вас мир не имеет радости. Вы приносите улыбку в тюрьму каторжную.
Не утучняйте плоть вашу, утучнение есть гниение. Не набивайте грязи на кости ваши, ибо отяжелеют они и душа стеснится.
С ревностью держите Богомладенца в себе и берегите Его, чтобы не испугался.
Воистину, словно птица, пуглив Он и бежит из ума от единого помысла нечистого, из сердца бежит от единого нечистого желания.
Помните: если Он оставит вас, убежище своё последнее, мир пустой скорлупой жизни останется, кожей змеи, которую оставляет она в тернии.
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О духовном смысле праздника

Сегодня 4 июня. Память II Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Святой император Феодосий Великий весной 381 года пригласил на Собор 150 епископов восточных провинций Римской империи, которыми он правил. Владыки из Сирии, Азии, Фракии, Египта и Македонии собрались в Константинополе.
Святитель Мелетий Антиохийский, председательствовавший в самом начале Собора, отошёл ко Господу, и вторым председателем Собора стал святитель Григорий Богослов. Отцы Второго Вселенского Собора решали вопросы об избрании предстоятелей в Антиохии и Константинополе, но главным было совсем не это.
Отцы Собора утвердили тот самый Символ веры, который мы до сих пор исполняем на каждой Божественной литургии, как подтверждение нашего единства со Вселенской Церковью и правильного исповедания святой православной веры.
Как принято говорить, важность того, что совершили отцы Собора, переоценить невозможно. И, конечно, именно в нашей особой благодарности святителям и состоит особый духовный смысл сегодняшнего праздника. Их устами Святой Дух почти семнадцать веков назад сформулировал отточенные слова верного, полного и непротиворечивого исповедания, заключающего в себя всю полноту учения Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. И нам остаётся лишь придерживаться этого исповедания, наполняя им каждый день своей жизни.
Святые Отцы, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О подвиге Преподобного Додо Гареджийского

Сегодня 4 июня. День памяти Преподобного Додо Гареджийского, отошедшего ко Господу в 623 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Древо познаётся по плодам, и поэтому плоды любого наставника духовной жизни познаются по его ученикам.
Почему мы, например, на Руси так почитаем преподобного Сергия Радонежского? Не только за его собственные подвижнические труды, но и потому, что он стал родоначальником множества монастырей, которые основали его ученики, и как вот такие искорки от костра согревали всё новых и новых людей теплотою евангельского благовестия аскетической жизни.
Точно так же и преподобный Давид Гареджийский дал целую поросль преподобных отцов, самый знаменитый из которых — Додо Гареджийский. Преподобный Додо Гареджийский был человек знатного рода, человек, который мог достигать светских успехов, прийти к власти, мог ввести войска в бой, но он выбрал отшельническую жизнь. Тем не менее, его детское воспитание аристократическое не прошло даром. Почему преподобный Давид, когда отправлялся на Святую Землю, именно ему поручил управление своей обителью? Потому что навыки к управлению были у этого человека с детства воспитаны, но в то же время он был лишён той гордости, которая зачастую приводила грузинских князей к междоусобицам, вследствие чего так тяжело было отбить постоянные нападения внешних врагов.
Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны обязательно помолиться этому великому, но ещё мало известному на Руси святому, чтобы совместить в себе таланты различные, которые даёт нам Господь, и в то же время совместить великое смирение.
Все выпуски программы Актуальная тема