Тринадцатый век до Рождества Христова. У иудейского народа, томящегося в египетском плену уже несколько сотен лет, появилась надежда. Пророк Моисей – еврей, воспитанный при дворе фараона, взял на себя миссию ходатайствовать перед монархом о свободе для своих соплеменников.
Библейский праведник предостерегал правителя, что удержание иудеев в плену обернется для Египта чередой бедствий. Однако, фараон игнорировал предупреждения пророка, раз за разом подставляя своих подданных под очередной удар Божьей кары. Фараон не отпустил евреев, когда реки по всей стране обратились в кровь. Он остался непоколебимым и после того, как Египет повсеместно заполонили жабы.
Следующими казнями – 3-й и 4-й – стали насекомые.
Сначала в воздухе стало буквально нечем дышать из-за обилия неких мошек. Это произошло после того, как брат пророка Моисея Аарон стукнул своим жезлом о землю. В книге Исход говорится, что именно после этого удара всея Египетская земля покрылась мелкими мошками.
Затем мухи, которых Библия именует «пёсьими», заполнили все пределы страны, кроме той области, где жили евреи. Пёсьи мухи нещадно жалили людей и животных, и спастись от них было невозможно ни в каком помещении, даже и в царском дворце!
Когда группа европейских ученых во главе с американским эпидемиологом Джоном МАрром попыталась найти рациональное объяснение египетским казням, нашествие мошек и пёсьих мух вызвало определенные затруднения. Дело в том, что в древности не существовало классификации насекомых, и можно было только догадываться, о каких именно мухах повествует книга Исход. К исследованиям были привлечены директор Музея энтомологии Миссисипи Ричард Браун и директор отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджер Бриз. Их гипотеза прозвучала весьма неожиданно!
Комментарий эксперта:
То обстоятельство, что мошки появились в воздухе Египта именно после того, как Аарон ударил жезлом о землю, заставляет предположить, что речь шла о так называемых куликоидах. Это определенный вид комаров, которые способны откладывать яйца не только во влажную среду, но и в сухую пыль. После удара о землю они поднялись в воздух.
Куликоиды имеют весьма малый размер, поэтому их вполне можно назвать мошками. Эти необычайно агрессивные комары питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Такой пищей для куликоидов оказалась богата египетская земля после взрыва популяции жаб, который произошел чуть раньше, а затем их массовой гибели из-за засухи и отсутствия достаточного количества чистой воды.
А что же имеется в виду под «пёсьими мухами»? Греческий философ Филон Александрийский, родившийся в первом веке до Рождества Христова, писал: «Насекомое, послужившее орудием четвертой египетской казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему». Под такое описание подходит овод. Это насекомое, личинки которого паразитируют в телах крупных млекопитающих. Оводы откладывают яйца под кожу животных. В жару эти насекомые ведут себя очень агрессивно.
Комментарий эксперта:
Интересно, что у оводов существует дополнительный оригинальный механизм размножения. Они летят в места массового скопления комаров, аккуратно откладывают яйца на спины комариных самок, и те, преследуя свои жертвы, заодно способствуют распространению оводов. Если верно предположение о том, что наказанием, которое предшествовало пёсьим мухам, были именно комары-куликоиды, то можно предположить, что именно они способствовали массовому нашествию оводов.
Ученые так и не дали объяснения, каким образом от нашествия насекомых смогло уберечься поселение, где жили евреи. Это место расположено в ста пятидесяти километрах от земель фараона. Оводы способны преодолевать и гораздо большие расстояния!
Очевидно, мы должны признать, что народ Моисея находился под защитой Бога – и только это обстоятельство спасало его от египетских казней. Не верится? Фараон тоже отказывался поверить, и история показала, что подражать ему в этом не стоит.
Псалом 113. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Людям, которые смотрят на христианство со стороны, иногда кажется, что Господь призывает стремиться к небесному и пренебрегать земным, но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в 113-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 113.
[Аллилуия.]
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Помню, как однажды, много лет назад, у храма я встретил молодого человека, который выглядел сосредоточенным, внимательным и даже несколько испуганным. Мы разговорились, и я понял, что передо мной неофит, который пока ещё ни в чём не разобравшись, был в большой опасности. Дело было в том, что, узнав о существовании в христианстве такого понятия, как грех, он оказался совершенно нравственно дезориентирован. Восприняв учение о грехе со всей радикальностью неофитства, он решил, что в той или иной степени греховно всё, что относится к простой человеческой жизни, из-за чего перестал понимать, как ему жить дальше.
Псалом 113-й, который мы сейчас услышали, начинается с воспоминания исхода евреев из Египта. В очень красивой поэтической форме псалмопевец говорит о том, как потомки Иакова шли по пустыне и как природа ликовала и трепетала от того, что Сам Творец шёл вместе с ними. Горы и холмы прыгали, словно ягнята, море, обычно неподвластное человеку, побежало от лица Божия и под конец Иордан обратился вспять. Материя послушна Господу, Который может посреди пустыни открыть в скале источник воды, чтобы сохранить жизнь своему народу. Впрочем, в отличие от остального материального мира, человек может относиться к Богу по-разному. Так, члены народа Божьего не стремятся к своей славе, но говорят о славе Господа и понимают, что коль скоро Он славен, славно и Его творение и из творения в первую очередь человек. Вместе с тем соседями иудейского народа оказываются язычники, создающие из материи истуканов, мёртвых идолов, которым они поклоняются как богам. Люди могут вести себя по-разному, но это не делает материю плохой. Неслучайно псалмопевец говорит, что Небо — Господне, а землю Он отдал сынам человеческим. Отдал не для того, чтобы мы отвергали её во имя Неба, но для того, чтобы во Христе мы сумели соединить земное и небесное.
Псалом 113. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 113. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 113. На струнах Псалтири
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова - из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: "где же Бог их"?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема