Еф., 217 зач., I, 7-17.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вам когда-либо приходилось оставлять тот или иной залог — например, денежный — вы точно поймёте, о чём говорится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
О каком же «залоге» говорит апостол Павел? И вообще, как можно представить себе, чтобы Сам Бог, никому ничего не должный, никем и ничем не обусловленный, вдруг оказывался обременённым «залогом»?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Как во время войны народы дают друг другу заложников, так точно Бог даровал нам Своего Сына — залог мира и примирения, и из Него (τό εξ αυτού) Святого Духа. Приобщившиеся (благодати) Духа, без сомнения, знают, что это залог наследия нашего».
Другими словами, после Вознесения Иисуса Христа Бог-Отец дарУет людям Дух Святой как своего рода «аванс», гарантию того, что Его обетования — не пустой звук, они действительно будут исполнены — как в любом честном договоре.
Но апостол Павел говорит ещё и о том, что христиане буквально «запечатлены» этим Духом, имеют на себе Его отображение. Именно это и отличает людей Христовых от всех остальных, чуждых этой спасительной веры.
Обратим внимание: не сам факт крещения, не наличие нательного крестика на груди, не соблюдение поста и даже не регулярное посещение богослужения являются однозначными и главными «идентификаторами» христианина — а «действие Святого Духа». Тот, в ком этот Дух присутствует, — имеет своего рода «пропуск» к обетованиям Отца Небесного, в руках этого человека — своего рода «залог», который всегда можно «предъявить».
Но как понять, на самом ли деле этот Дух действует в нас, христианах? Ответ мы находим у того же апостола Павла, когда он говорит о плодах присутствия этого Духа. Где мы находимся — между любовью и безразличием, между радостью и тоской, между миром и тревожностью, между терпеливостью и капризностью, между добротой и злорадством, между снисходительностью и жестокостью, между верой и эгоизмом — пусть каждый внимательно рассмотрит — и научится выбирать сторону Духа Святого — а не дружбы с духом мира сего!
И пусть даже мы и будем ещё далеки от совершенного, беспрепятственного действия Святого Духа — но даже самое малое устремление в Его сторону, без сомнения, не останется без существенной поддержки со стороны Его источника — Самого Господа Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь и заступничество Пресвятой Богородицы»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Анна Леонтьева, а также наш гость — руководитель отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) — поделились светлыми историями о почитании Пресвятой Богородицы, о её помощи и заступничестве.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлые истории
В чем кого осудишь…. Наталья Махмудова
Тяжело избавиться от осуждения. Иногда кажется, что это едва ли не естественно для нас. Вот мне очень сложно не осуждать людей в храме. Настроишься на молитву, а тут свечку просят передать или разговаривают. А сколько опаздывают и отвлекают своими перемещениями. Я пониманию, что пунктуальностью сама не могу похвастаться. Но чтобы в храм, на службу!
Изменилось все на одной воскресной службе. Я опоздала. Как так вышло? Не могла понять. Вроде собиралась, как всегда. Ну, да. Чуть попозже встала, но я же так устала за рабочую неделю. А народ в храм еще идет, хоть служба началась. И среди них постоянно опаздывающие. Смотрю на них и думаю. Опять они поздно, как обычно. Я-то не всегда, я случайно. Двери храма открыты на улицу. Батюшка кадит во время часов. Уже совсем стыдно!
И вот на мой внутренний вопль: «Ну почему же я опять опоздала?!», я слышу четкий ответ: «Чтобы не осуждала». Здесь юлить уже возможности не было. Как ушат холодной воды приняла это осознание. Вспомнилось: «В чем кого осудишь — в том сам и побудешь».
Стояла на литургии с этим осознанием и радовалась, что занозу в себе обнаружила. И вынуть есть возможность — на исповедь сходить.
С тех пор стала за собой следить, мысли ненужные отгонять подальше, вспоминая этот случай. Желание по привычке осудить все равно подступает. Все равно вижу, что в храме и свечи передают, и разговаривают, и опаздывают. Только вектор мыслей теперь на себя стараюсь направлять. Без них — мирнее на душе. Не естественно это — судить других. Этого падшая наша природа требует. А душа осуждением тяготится.
Наверное, это и есть духовная работа. Когда обстоятельства не изменились, а ты сам должен изменить отношение к ним и к себе.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 октября. О взыгрании младенца Иоанна Крестителя во чреве праведной Елисаветы
В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о встрече матери пророка Иоанна Крестителя и Богородицы: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О взыгрании младенца во чреве праведной Елисаветы, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.