
Апостол Павел
Еф., 217 зач., I, 7-17.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вам когда-либо приходилось оставлять тот или иной залог — например, денежный — вы точно поймёте, о чём говорится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
О каком же «залоге» говорит апостол Павел? И вообще, как можно представить себе, чтобы Сам Бог, никому ничего не должный, никем и ничем не обусловленный, вдруг оказывался обременённым «залогом»?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Как во время войны народы дают друг другу заложников, так точно Бог даровал нам Своего Сына — залог мира и примирения, и из Него (τό εξ αυτού) Святого Духа. Приобщившиеся (благодати) Духа, без сомнения, знают, что это залог наследия нашего».
Другими словами, после Вознесения Иисуса Христа Бог-Отец дарУет людям Дух Святой как своего рода «аванс», гарантию того, что Его обетования — не пустой звук, они действительно будут исполнены — как в любом честном договоре.
Но апостол Павел говорит ещё и о том, что христиане буквально «запечатлены» этим Духом, имеют на себе Его отображение. Именно это и отличает людей Христовых от всех остальных, чуждых этой спасительной веры.
Обратим внимание: не сам факт крещения, не наличие нательного крестика на груди, не соблюдение поста и даже не регулярное посещение богослужения являются однозначными и главными «идентификаторами» христианина — а «действие Святого Духа». Тот, в ком этот Дух присутствует, — имеет своего рода «пропуск» к обетованиям Отца Небесного, в руках этого человека — своего рода «залог», который всегда можно «предъявить».
Но как понять, на самом ли деле этот Дух действует в нас, христианах? Ответ мы находим у того же апостола Павла, когда он говорит о плодах присутствия этого Духа. Где мы находимся — между любовью и безразличием, между радостью и тоской, между миром и тревожностью, между терпеливостью и капризностью, между добротой и злорадством, между снисходительностью и жестокостью, между верой и эгоизмом — пусть каждый внимательно рассмотрит — и научится выбирать сторону Духа Святого — а не дружбы с духом мира сего!
И пусть даже мы и будем ещё далеки от совершенного, беспрепятственного действия Святого Духа — но даже самое малое устремление в Его сторону, без сомнения, не останется без существенной поддержки со стороны Его источника — Самого Господа Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О мировоззрении Альберта Лиханова

Сегодня 13 сентября. В этот день в 1935 году родился писатель Альберт Лиханов (в крещении Глеб).
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Ещё мальчиком Альберт Глеб молился на коленях Господу Богу о своём отце, чтобы тот вернулся живым с дорог войны. Господь услышал пламенную молитву мальчика. Дважды отец был ранен, дважды комиссован и дважды оказывался в госпитале, где медсестрой была его супруга. И в третий раз он пришёл уже с Японского фронта солдатом-победителем, сержантом.
Нося на себе ранения, знаки воинской славы, пришёл, чтобы обнять родных и согреть сердце подросшего сына Альберта Глеба, который все десятилетия, вплоть до своей кончины, нёс веру в воскресшего Спасителя.
Эта вера, несмотря на высокие должности в советский период, позволяла ему общаться со священнослужителями. Эта вера побудила его в Армянском переулке, где располагается детский фонд, восстановить домовый храм Дмитрия Солунского. Эта вера осеняла его уже на пороге вечности, куда он обращал свои взоры, молясь святому страстотерпцу Глебу.
И сегодня нашим слушателям, конечно, будет интересно прикоснуться к литературному наследию почившего писателя, герой которого отличается необыкновенной сострадательностью, чуткостью, отзывчивостью — пожалуй, главной чертой Альберта Лиханова, замечательного русского писателя.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов