Что такое память об умерших? Как долго она живёт в нас? И жива ли в нас надежда на встречу с ними?
Уже девять лет, как нет отца. А читаю Достоевского, которого отец очень любил, не просто любил — он через него к Богу пришёл, и вижу его лицо, думаю, вот это место ему наверняка нравилось, а здесь он бы улыбнулся своей немного застенчивой улыбкой. Читаю дневники протопресвитера Александра Шмемана и думаю о том, что бы по тому или иному поводу сказал отец. Часто задаюсь вопросом: что бы подумал отец сейчас, кого бы поддержал? Иногда забываюсь: надо спросить у отца, а потом осекаюсь — спросить-то и не у кого.
Как же не хватает наших посиделок, разговоров, прогулок. Отец очень много мне дал, особенно, когда я был подростком, открывал мир, жизнь, веру. Он был как старший друг, мы много спорили, не соглашались, но я впитывал его слова и часто соглашался с ним потом, задним числом. Иногда спустя годы.
Я скучаю по тебе, папа. Растёт это чувство долгой разлуки. Но вот, что я хотел бы отметить: это именно то чувство разлуки, когда близкий человек уехал куда-то далеко и надолго. Именно уехал, не умер безвозвратно, не превратился в лопух, как говорил Базаров в «Отцах и детях», уехал, но вернётся, а точнее когда-то я поеду к нему. То есть, эта разлука не навсегда. Я это хорошо чувствую.
Давным-давно мы жили летом в деревне, в доме, который купил отец в самом начале 90-х в костромских землях. Я приехал на неделю раньше и поджидал там отца. В день его приезда встал очень рано, когда только рассвело, и пошёл его встречать. Стояло потрясающе звонкое утро. Я вышел на пустую дорогу. И пошёл по ней. Не прошёл я и десяти минут, как послышался шум машины. Шум нарастал. Вскоре появилась и сама машина. Остановилась возле меня, и из машины вышел отец, похожий на седого ветхозаветного старца. Мы обнялись и пошли домой, рассказывая наперебой новости, делясь мыслями. Мы давно не виделись.
Вот так мы с ним, верю, и встретимся. Только на этот раз я приеду к нему, и он выйдет мне навстречу.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
«Мухи и пчелы»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые умели видеть свет во всём окружающем и помогали чувствовать это другим, видеть добро и присутствие Бога, поделились ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Константин Мацан, Кира Лаврентьева, а также наш гость — настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы протоиерей Павел Карташёв.
Ведущие: Алла Митрофанова, Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Константин Савицкий. «Отец»
— Андрей! Андре-ей!
— Виктор, прости, пожалуйста! Так засмотрелся на картину, что даже не сразу услышал, как ты меня зовёшь!
— Нам, наверное, уже уходить пора? Таганрогский художественный музей работает до шести часов вечера. Скоро закроется.
— Давай ненадолго задержимся. А то ведь завтра уезжаем. Никак не могу налюбоваться. Настоящий шедевр!
— Да, сразу видно — сильная работа. А что это, кстати, за картина?
— Она называется «Отец». Автор полотна — художник Константин Аполлонович Савицкий.
— А, тот, самый, который медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал!
— Да, тот самый. Но известен он, конечно, не только этим. Савицкий был выдающимся мастером бытового жанра в живописи. Его называли тонким наблюдателем русской жизни и печальником простого народа.
— Печальник — это значит, сочувствующий?
— Совершенно верно! На своих полотнах Савицкий отражал радости и горести русских людей.
— У героя картины «Отец», кажется, случилась беда. Достаточно поймать его взгляд: одновременно и отрешённый, и смиренный, умоляющий, и полный надежды. На руках мужчина держит спящего младенца, закутанного в старенькое лоскутное одеяло. Личико у ребёнка такое бледное. Может быть, малютка болеет?
— Ты уловил самую суть! Знаешь, какое первоначальное название дал полотну Савицкий? «С больным ребёнком у чудотворной иконы». В детстве Константин Аполлонович и сам был очень слабым. Во время долгих болезней, лёжа в постели, он рисовал. И вырос, в конце концов, в большого художника.
— Из-за тёмных красок я не сразу разглядел, что действие происходит в храме! Ну да, точно. Стоит высокий церковный подсвечник, поблёскивает в полумраке позолоченное убранство церкви. Значит, отец пришёл, чтобы помолиться об исцелении своего чада. Но где же чудотворная икона, на которую обращён его взор? Странно, что художник не поместил её на картину.
— Я думаю, Савицкий не сделал этого, чтобы зрителю было проще сосредоточиться на лице отца, эмоциях и душевных переживаниях, которые оно так ярко отражает. Кстати, Константин Аполлонович писал иконы, будучи ещё учеником Санкт-Петербургской рисовальной школы. А теперь приглядись внимательно. Видишь на заднем плане большой застеклённый киот? В его стекле отражается икона, стоящая напротив. Не полностью. Но по очертаниям можно догадаться, что это, скорее всего, один из образов Богородицы. Поклониться ему и пришёл охваченный горем отец.
— Андрей, поражаюсь твоей тонкой наблюдательности! Да, теперь и я это ясно вижу. А как ты думаешь, что это может быть за икона? Может быть Казанская? Или Иверская?
— Трудно сказать наверняка. Но это вполне может быть икона Божьей Матери «Всецарица». Люди испокон веков получали от неё исцеления в болезнях. И в наши дни бывали случаи, когда по молитве перед этим чудотворным образом выздоравливали самые безнадёжные больные. Например, в 1991 году у маленькой пациентки детского онкологического центра на Каширском шоссе в Москве врачи смогли вылечить рак, который уже перешёл в последнюю, неизлечимую стадию. Медики были потрясены. Оказалось, что девочка хранила у себя маленький бумажный образок «Всецарицы» и молилась Божьей матери об исцелении.
— Андрей, до глубины души поражён твоим рассказом. А как ты думаешь, ребёнок героя картины Константина Савицкого «Отец» выздоровеет? Очень хочется, чтобы так и было.
— Христос в Евангелии сказал: по вере вашей да будет вам. Ведь неспроста же этот отец принёс в храм своё больное дитя. Ты только посмотри на его глаза: они полны веры и надежды. А если они есть в душе у человека, значит, всё будет хорошо.
Картину Константина Савицкого «Отец» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Хочу морщинки. Виктория Цыганкова
Как интересно ребенок чувствует красоту. Я слышала фразу, что любящий человек смотрит на любимого так, как смотрит любящий Господь. Мне кажется, дети так смотрят на всех людей.
Однажды ко мне в кабинет пришла 6-летняя Катюша. Кареглазая, пухленькая с вздернутым носиком. Сидит на кушетке и машет ногами. Я заполняю документы. Она смотрит на меня и говорит:
— Какая вы красивая!
Я невольно расплываюсь в улыбке. Приятно получать комплименты, тем более, от такой крохи как Катюша.
— Вы такая красивая, у вас столько морщинок возле глаз — продолжает Катя. Моя улыбка, как у ослика Иа ползет вниз. А Катя вдруг начинает плакать, приговаривая:
— Какая же я не красивая, у меня нет ни одной морщинки!
Подхожу к ней, сажусь рядом. И пытаюсь успокоить.
— Катенька, ты, когда вырастешь, у тебя обязательно появятся морщинки.
— Правда, правда? — спрашивает Катя, поднимая на меня заплаканное лицо.
— Правда, правда — отвечаю ей. «Вот здорово!» — радуется девочка и весело вприпрыжку выбегает из кабинета.
У детей все не так как у взрослых, они видят прекрасное во всем. У меня действительно много морщинок вокруг глаз. И только маленькая девочка разглядела в них красоту. Наверное, потому, что они появились от смеха, а значит от радости.
Как же важно замечать в людях доброе и хорошее. Не только внешность, но и красоту души. Так хочется быть как дети. И ценить все, созданное Богом!
Придя домой вечером, делаю маску для лица. Но красоту. Но красоту, которая так понравилась маленькой Катюше, уже ничем не исправить. Но я уже улыбаюсь. Слава Богу за всё!
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение