
Никого не осуждать и тем самым становиться ближе ко Христу. Сколько раз слышали мы этот совет! Но как же сложно его исполнять!
Я поняла для себя так: не осуждать — значит относиться к каждому сердечно, как к своему. До истинной чистоты сердца мне далеко, но ведь есть же и в моём сердце любовь, есть некая точка любви — вот из неё и общаться с окружающими!
Я точно знаю, что своих детей люблю безусловной любовью. Той самой, что, по словам апостола, и долготерпит, и всё покрывает. И готова оправдывать и прощать до бесконечности. Что б не натворил мой ребёнок — я всё равно скажу ему: «Радость моя!», потому что это чувство — базовое. Оно покрывает все проступки и недоразумения.
Вот сын-студент всю ночь что-то читал на кухне, утром я вхожу и вижу невымытую чашку на столе и кучу неубранных фантиков от конфет. Молча уберу, а потом скажу ему мягко, одной фразой, что мне было неприятно войти утром в неряшливую кухню. Осужу ли? Нет! Ведь я понимаю: читал, увлёкся, а под утро просто очень хотел спать, убрать за собой и в голову не пришло. Ну и что? Всё равно он — радость моя! Или дочка забыла отзвониться мне по приезде к друзьям в другой город. Я жду, волнуюсь. Но у неё и телефон разрядился, не отвечает... Несколько часов я провожу в тревоге, а потом дочь выходит на связь, просит прощения — а я и не сердилась! Я так рада слышать её! И снова: «Радость моя!»
Они ведут себя неидеально, мои дети. И проступки их часто повторяются. Буду ли я меньше их от этого любить? Да никогда! Буду оправдывать, понимать, сопереживать ошибкам и всегда радоваться им просто как людям. Потому что они мне — свои-свои навсегда.
Есть у меня ещё несколько таких же своих людей, и это не родственники. Просто на примере с детьми суть глубинных отношений яснее.
Своих — немного, по пальцам перечесть.
А вот преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами «Радость моя!» Каждого грешника, уточню. Иные ведь к нему и не шли. Видел, чувствовал каждого именно как близкого, своего. Потому что сердце его было любовью наполнено... Как же он, мудрый старец, был далёк от нашего привычного осуждения!
Конечно, иметь такое сердце — это идеал, мало для кого из простых смертных достижимый. Но ведь есть же в сердце каждого, наверное, та самая точка любви! Маленькая или не очень область, зона, из которой мы и общаемся с самыми дорогими, самыми близкими, чью внутреннюю сущность знаем и кем восхищаемся.
Восхищаемся, потому что видим образ Божий в человеке, его самую лучшую часть, сердцевину. Или видели хоть однажды и помним, знаем: она есть! Вот и оправдываем, и долготерпим, и покрываем...
А если попробовать перенести это отношение на всех людей? На того вот неаккуратного рыбака, что вошёл спозаранку в переполненный автобус, и теперь все пассажиры будут полдня пахнуть рыбой? Наверное, он не прав, но порадуемся за него: хороший улов у человека случился! На соседей, что громко выясняют отношения за стеной в поздний час: помолимся за них, пусть в семью быстрее мир придёт! На...
Продолжать можно долго. Примеры подскажет жизнь. Главное — как только осудить человека захочется, сказать себе: стоп! Он же свой. А если грешит явно, безобразия творит, так по руке стукнуть, как без этого. Но в душе к нему всё же из точки любви относиться. Вдруг получится?
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер