Как часто вы слышите: «Да я не ругаю, я критикую!» Давайте вместе разберёмся, в чём разница между «ругаю» и «критикую». Для этого посмотрим на синонимы этих слов. У слова «ругать» — это «бранить, упрекать». Получается, что речь здесь не идёт о том, чтобы добиться правды. Есть даже такая пословица: «Брань правду не любит».
А глаголу «критиковать» синонимичны слова «разбирать, оценивать». То есть критика — это попытка разобраться в причинах поступка, определить ошибки и помочь их исправить. Мне кажется, именно этот подход больше способствует гармоничному общению. Как же правильно и необидно критиковать?
Во-первых, не делать этого публично.
Во-вторых, критиковать не человека, а только его действие, и предлагать эффективные решения. Например, не стоит говорить: «ты совсем не умеешь следить за временем, опять опоздал!» Вместо этого можно сказать так: «Слушай, я понимаю, что у тебя много дел и трудно всё успеть. Попробуй планировать меньше задач на один день. Мне такой метод помогает не опаздывать».
Таким образом, ваша критика будет конструктивной и необидной.
И так же нужно вести себя с детьми. Чтобы ребёнок не решил, что ошибка сделала его плохим, а понял, как её можно исправить. Например, вместо упрёка в плохой уборке хорошо бы сказать: «Здорово, что ты постарался, я это ценю. Предлагаю ещё раз помыть пол вместе — ты увидишь, как это можно делать лучше».
Третье правило, которому стоит следовать, — придерживаться формата диалога, то есть выслушивать ответ и обсуждать его. Также важно сохранять правильный тон: говорить на равных, без высокомерия.
Итак, думаю, мы все согласны, что ругать кого-либо — это неконструктивно и неполезно, гораздо правильнее пользоваться силой доброго слова и помогать человеку меняться к лучшему.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России